Мотивирующий тычок

Мотивирующий тычок

Президентская критика работы правительства РК разом встряхнула весь кабмин. На расширенном заседании правительства, которое прошло 18 ноября 2015 года, Нурсултан Назарбаев посетовал, что отсутствует единый центр, координирующий все вопросы, связанные с иностранными инвестициями. «Чтобы инвестор пришел, обратился конкретно к кому-то в правительстве и не бегал по кабинетам», — отметил г-н Назарбаев. По задумке главы государства, в правительстве кто-то должен курировать взаимодействие различных ведомств, отвечающих за привлечение иностранных инвестиций. Образно говоря, связной, который «открывает все двери» иностранному инвестору. Президент предлагал подумать Ерлану Идрисову, министру иностранных дел, над созданием специального подразделения или совета по внешнеэкономическим связям внутри ведомства, возглавляемого им. Но тогда возможен «конфликт интересов» с Министерством по инвестициям и развитию РК (МИР РК), которым руководит Асет Исекешев, признался г-н Назарбаев. Однако, по словам г-на Исекешева, главная задача МИР РК — привлечение иностранных инвестиций, и все проекты с иностранными инвесторами ведомство мониторит.

Между тем на селекторном совещании правительства, которое состоялось пятью днями позже, премьер-министр Карим Масимов повторил слова руководителя страны: «Глава государства во время своих встреч в рамках зарубежных визитов договаривается об очень хороших проектах, он встречается с инвесторами, которые выражают большой интерес к Казахстану. Потом де-факто этот инвестор не знает, к кому обратиться и, приезжая в страну, не может найти концы». На этом же совещании г-н Исекешев вдруг признался, что наличествуют три трудности, мешающие иностранному инвестору.

Первая трудность — низкий уровень и невысокое качество проектов, предлагаемых казахстанской стороной. Оказывается, потенциальные инвесторы проявляют интерес к Казахстану, но, приехав в страну, не находят критической массы привлекательных инвестиционных предложений как со стороны частных, так и со стороны национальных компаний.

Вторая проблема, на которую указывают потенциальные иностранные инвесторы, — это дефицит земельных участков в стране. По словам министра, такая ситуация сложилась с фармацевтической компанией «Хикма», которая не смогла найти свободную землю с инфраструктурой в Алматинской области. «И эти вопросы возникают во всех регионах, поэтому мы бы просили всех акимов областей такие вопросы решать оперативно», — обратился к главам регионов г-н Исекешев.

Третья трудность заключается в том, что казахстанские банки дают кредиты неохотно и под высокий процент.

Через день, 24 ноября, замглавы кабмина Бахытжан Сагинтаев сообщил, что обсуждается вопрос создания «инвестштаба», который, возможно, возглавит премьер-министр. К работе инвестиционного совета пригласят международных консультантов и представителей международных крупных банков. Сейчас все заинтересованные ведомства вносят предложения по возможному созданию нового госоргана.

Президент остался недоволен трансформацией госхолдинга «Самрук-Казына», в рамках которой планировали значительно урезать административные косты. По его словам, нужно сократить зарубежные представительства не только фонда, но и его дочерних организаций. Когда г-н Назарбаев говорил о непомерно раздутом штате «Самрук-Казыны», порция критики досталась министру финансов Бахыту Султанову. «Если бы у нас был нормальный министр финансов — казначей, он бы следил за каждой копейкой. А ты давал и давал, сколько просили», — обратился президент к г-ну Султанову. «Увеличили представителей по тому, как сорить деньгами, казной государства. Все вы добрые за государственный счет», — подчеркнул г-н Назарбаев. Как альтернативу не исключил возвращения Болата Жамишева. Бывший министр финансов, по словам главы государства, «прямой как оглобля», «интересы государства бережет».

Реакцию Бахыта Султанова долго ждать не пришлось: на селекторном совещании правительства он обрушился с критикой на несколько ведомств. По его словам, госорганы, невзирая на объявленную экономию госбюджета, все еще пытаются жить с размахом. «Это видно и на стадии планирования, и на стадии исполнения, а также по итогам года после наших проверок», — отметил г-н Султанов. Как оказалось, при планировании бюджета различных госорганов Минфин отклонил бюджетные заявки на 2 трлн тенге. Однако администраторы бюджетных программ переносят свои заявки на следующий год. «По текущему освоению госорганами также прослеживается тренд нерачительности. Если за 9 месяцев было неосвоено 37 миллиардов тенге, то спустя только месяц неосвоенная сумма взлетела в 4 раза, составив 156 миллиардов тенге», — добавил г-н Султанов. По его данным, здесь провисают Миннацэкономики (39,6 млрд тенге), Минобороны (38 млрд тенге), МСХ (11 млрд тенге).

Получается, чтобы выйти из кризиса быстрее, стоило бы чаще собираться, чтобы президент мог бы указывать чиновникам на проблемы, существующие в возглавляемых ими ведомствах. Кто-то разглядит трудности на своем участке, у кого-то улучшится взаимодействие с коллегами, кто-то сможет уволить нерадивых подчиненных.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности