Налетай, в интернете покупай

Налетай, в интернете покупай

Два доллара тратятся казахстанцами в интернете в течение 30 секунд. Для сравнения — в США эта цифра чуть больше 387 тыс. долларов, в Китае — немного меньше 178 тыс. долларов. Большую часть денег жители Казахстана тратят в иностранных интернет-магазинах, на рынок электронной коммерции республики приходится 800 млн долларов, причем 440 млн долларов приходится на игроков из топ-50 — такие данные озвучил президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) Констанстин Горожанкин. По данным за прошлый год, несмотря на девальвацию тенге, рынок e-commerce в РК вырос в тенге на 70%, в долларах — на 43%. Это позволяет рассчитывать, что и по итогами текущего года, несмотря на не слишком благоприятный экономический фон, рынок продолжит движение в позитивном тренде.

Если смотреть по сегментам игроков, то на рынке электронных билетов в прошлом году несомненными лидерами оставались «Эйр Астана» и КТЖ (см. график 1), однако если смотреть на динамику роста, то как раз у лидеров она практически отсутствует, а увеличиваются показатели продаж у новых сервисов-агрегаторов. Объем онлайн-рынка билетов — 120 млн долларов, которые составляют 5% от общего объема продаж авиа- и железнодорожных билетов в РК. Для сравнения — в Германии онлайн продается 97% билетов.

Рынок одежды (объем — 136 млн долларов) занят пятью основными игроками — явный лидер Lamoda.kz, занимающая 43% рынка, 22% у Otto Kazakhstan, 16% — у Wildberries, 11% — у AliExpress, 8% — KupiVip.

Рынок онлайн-продаж электроники (объем — 75 млн долларов) заметно более дефрагментирован (см. график 2). Интересно, что в этом сегменте показатели китайского AliExpress такие же, как у казахстанского «Технодома», несмотря на то что последний делает доставку в день покупки.

На базе результатов акции «КиберЖума» в АКИБ составили график активности жителей разных регионов РК в интернет-шопинге. Алматы стал явным лидером, 55% всех покупок в день распродаж в казахстанских интернет-магазинах было сделано здесь. 17% покупок пришлось на Астану, 11% — на Карагандинскую область. По 5% от общего числа покупок сделали жители Атырауской и Мангистауской областей, и практически ничего не купили во время «КиберЖумы» жители ЗКО.

Сейчас, по информации АКИБ, парламентом РК обсуждается предложение заменить НДС и КПН розничным налогом, причем в том случае, если товар продается за наличные, этот налог составляет 12%, и только 5% — если через интернет-магазин (речь идет о продаже товара физлицам). Последнюю норму АКИБ активно лоббирует, считая, что подобные меры позволят снизить теневой оборот и привлечь инвестиции в казахстанский интернет-бизнес.