Пустой кайдзен

Внедрение принципов бережливого производства без учета внутренней среды компании обречено на провал, считает гуру менеджмента Юрий Адлер

Пустой кайдзен

На конференции «Промышленная политика Казахстана: повышение конкурентоспособности и производительности труда», организованной «Казахстанским институтом развития индустрии», Юрий Адлер, автор десятка книг по менеджменту, рассказал, почему ни одна компания, которая внедрила методы бережливого производства, не достигнет показателей Toyota, где, собственно, и зародилась эта концепция.     

Юрий Адлер на конференции должен был выступить на тему «Как кайдзен/бережливое производство помогает выжить в кризис?».

Однако эксперт удивил организаторов, заявив, что вопрос о возможности бережливого производства (кайдзен) в кризис не актуален. Потому что ответ на этот вопрос ясен. «Да, конечно, бережливое производство может помочь в кризис. По очень простой причине: оно направлено на устранение потерь, то есть на повышение эффективности, производительности и результативности бизнеса», - сказал г-н Адлер. И здесь, по его словам, не нужно ломиться в открытые ворота, обсуждая очевидные вещи.

«Полагаю, что мы должны обсудить гораздо более важные и острые вопросы, - предложил г-н Адлер, - и один из них, который требует немедленного рассмотрения, - это среда, в которой реализуются методы бережливого производства». По его словам, здесь имеет место весьма серьезная проблема. «Опыт попыток внедрения бережливого производства в разных странах однозначно свидетельствует: какой бы показатель вы не взяли - у Toyota он будет гораздо лучше, чем на вашем предприятии. И исключений быть не может. Притом что попытки внедрить бережливое производство зафиксировали по крайне мере в 120 странах мира», - ошарашил собравшихся бизнесменов Юрий Адлер.   

Сегодня в глаза бросается разница между эффективностью методов бережливого производства в Сингапуре, Германии, России и Казахстане. Некоторые теоретики и практики бережливого производства эту разницу пытаются объяснить национальными, ментальными и другими особенностями. «Мне кажется, что такой подход неверен. Когда я переводил с английского книги, которые посвящены бережливому производству и кайдзен, и которые были изданы в США, Европе, Японии (в частности, труды Масааки Имая), то казалось, что все написано ясно, просто бери и применяй. То же самое касается и методов производства Toyota. Но вот что интересно, авторы публикаций не отдавали себе отчета в том, как выглядит внутренняя среда той компании, в которой возник кайдзен. Например, внутренняя среда Toyota основана на двух положениях. Это «любовь к людям» и «непрерывное совершенствование». И всё, кроме этих положений в концепции Toyota ничего нет», - поделился своим мнением г-н Адлер.

Проблема непрерывного совершенствования решается через методы кайзен и бережливого производства. А что делать с другой стороной вопроса? «Почему-то во многих странах мира люди думают, что можно внедрить бережливое производство, не занимаясь проблемами человеческих взаимоотношений в трудовых коллективах, - подчеркнул спикер. – И поскольку многие из нас много лет пребывают в этом невольном заблуждении, как когда-то и я, то настаиваю, что нужно пересмотреть наши взгляды на человеческие отношения в бизнесе. Прежде всего это касается таких простых вещей как пожизненный наем и отказ от идеи наказания. Я не верю в долгосрочный успех бережливого производства, если не относится со всей серьезностью к двум этим вещам».

По его мнению, есть еще одна проблема, которая имеет больше психологическую сторону. Когда говорят, что управленческие решения по текущим дела компании должны основываться на использовании эффективных статистических методов, то это резко вызывает внутреннее сопротивление у бизнесменов. Они не привыкли связывать скучную и неинтересную математику с таким захватывающим делом, как управление предприятием. Управленцы считаю, что статистика и процесс принятия решения находятся в разных плоскостях. «Дорогие друзья, - обратился г-н Адлер к присутствующим бизнесменам, - эти понятия лежат в одной плоскости: без эффективного использования статистических методов невозможен целесообразный менеджмент».

Спикер считает, что без учета двух компонентов – отношения к коллективу и статистического мышления – бережливое производство не принесет результатов. Юрий Адлер предложил объединять их: бережливое производство жизненно важно для успеха бизнеса, но голое бережливое производство, по его мнению, не может существовать само по себе. «Поэтому призываю, первое, обратиться к человеческому потенциалу, к людям, с которыми вы работаете, потому что ничего более ценного и более важного у вас нет. И серьезно заняться реализацией принципов статистического мышления. Это ни в коем случае не противоречит принципам бережливого производства в том виде, в каком мы его знаем по книжкам», - резюмировал г-н Адлер.

 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики