Расширенный диапазон достопримечательностей

Редакционная статья

Расширенный диапазон достопримечательностей

В алматинское метро, открывшееся 1 декабря, мы еще долго будем ходить как в музей современного искусства. Причем в музей не в обыденном понимании — место концентрации древностей, а в музей в том смысле, который вкладывает в этот институт конструктивист Бенедикт Андерсон. Он видел в музее инструмент, с помощью которого конструируется нация. Обозревая музейные экспозиции (фактически летопись достижений, победы и трагедии), выполненные в нужном идеологическом стиле, люди начинают воображать себя единым сообществом, нацией. И это — база, на которой держится любое национальное государство: от США до Китая.

То, что метро сегодня не просто средство передвижения, а именно музей, доказало рекордное заполнение сабвея в первые дни его работы. Казахстанцы признавались, что хотят прежде всего увидеть, чем закончилось эпохальное строительство. И когда стало понятно, что результат неплохой, а достижение само по себе значительное — все почувствовали гордость и сделали из метро достопримечательность. Теперь сюда непременно приводят туристов, здесь фотографируются на память, а в первые декабрьские выходные в алматинской подземке были замечены даже новобрачные со всей свадебной свитой.

Пока алматинский метрополитен — это всего 7 станций на чуть более 8 километрах, который обошелся государству чуть более 160 млрд тенге. Причем маршрут первой очереди не решит транспортных проблем, а лишь немного разгрузит несколько центральных перекрестков в часы пик.

С другой стороны, строительство на сданных 8 километрах не останавливается, а продолжается в направлении особенно требующих расширения транспортных артерий — микрорайонов в западной части южной столицы и вокзала Алматы-1. Возможно, это изменит планы алматинцев, проживающих в этих районах и собирающихся пересесть на личный автотранспорт. Не секрет, что многим горожанам автомобиль нужен, только чтобы добраться из дома до работы и обратно.

Но вся эта эргономика — вопрос будущего. Пока пассажиропоток алматинского метро не превышает 33 тыс. человек в сутки — это в первые, «презентационные» дни, а плановые показатели метрополитена — 26 тыс. Для справки, общий пассажиропоток Алматы оценивается в 1—1,2 млн человек в сутки. Конечно, решение транспортных проблем южной столицы метрополитен в ближайшие 5 лет вряд ли подвинет, зато сдвиг сознания — от провинциального к мегаполисному — алматинцам обеспечен. Как ни смешно это звучит, стерлась еще одна граница, отличающая нас от лондонцев, парижан и москвичей. Впрочем, если бы алматинский метрострой также скоро приближался к своему аналогу в Москве, как розничные цены, то станции подземки были бы на каждом крупном перекрестке. С другой стороны, алматинцы поставили еще одну зарубку в негласном реваншистском соревновании с астанинцами. Как письменность, согласно этнологу Льюису Генри Моргану, делает варварское общество цивилизацией, так метро превращает город-миллионник в штатный мегаполис.

Не стоит забывать и политический аспект. Метро в современном мире — это еще и символ экономических возможностей страны. Ведь бедным странам, какие бы там ни были проблемы с трафиком в столице, метро не по карману.

То, что открытие подземки приурочили к юбилейному месяцу 20-летия независимости, уж точно случайностью не назовешь. Рискнем предположить, что именно метро, а не снежный барс — это самый точный символ нынешнего Казахстана. Символ реальный, символ, который не стыдно презентовать. Это гигантская (по затрате денежных и трудовых ресурсов) стройка для обеспечения нужд сравнительно небольшого количества людей. Это проект, спланированный и начатый при Союзе, но затормозивший по объективным причинам в «дешевонефтяные девяностые», а теперь вновь актуальный и престижный. Его хотели реализовать иностранные инвесторы, но в итоге проект был закончен на собственные деньги, но иностранным оборудованием. Это большой, перспективный план развития, первая, стартовая часть которого завершена успешно. Пусть к этому успеху мы шли очень долго.      

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики