Расширенный диапазон достопримечательностей

Редакционная статья

Расширенный диапазон достопримечательностей

В алматинское метро, открывшееся 1 декабря, мы еще долго будем ходить как в музей современного искусства. Причем в музей не в обыденном понимании — место концентрации древностей, а в музей в том смысле, который вкладывает в этот институт конструктивист Бенедикт Андерсон. Он видел в музее инструмент, с помощью которого конструируется нация. Обозревая музейные экспозиции (фактически летопись достижений, победы и трагедии), выполненные в нужном идеологическом стиле, люди начинают воображать себя единым сообществом, нацией. И это — база, на которой держится любое национальное государство: от США до Китая.

То, что метро сегодня не просто средство передвижения, а именно музей, доказало рекордное заполнение сабвея в первые дни его работы. Казахстанцы признавались, что хотят прежде всего увидеть, чем закончилось эпохальное строительство. И когда стало понятно, что результат неплохой, а достижение само по себе значительное — все почувствовали гордость и сделали из метро достопримечательность. Теперь сюда непременно приводят туристов, здесь фотографируются на память, а в первые декабрьские выходные в алматинской подземке были замечены даже новобрачные со всей свадебной свитой.

Пока алматинский метрополитен — это всего 7 станций на чуть более 8 километрах, который обошелся государству чуть более 160 млрд тенге. Причем маршрут первой очереди не решит транспортных проблем, а лишь немного разгрузит несколько центральных перекрестков в часы пик.

С другой стороны, строительство на сданных 8 километрах не останавливается, а продолжается в направлении особенно требующих расширения транспортных артерий — микрорайонов в западной части южной столицы и вокзала Алматы-1. Возможно, это изменит планы алматинцев, проживающих в этих районах и собирающихся пересесть на личный автотранспорт. Не секрет, что многим горожанам автомобиль нужен, только чтобы добраться из дома до работы и обратно.

Но вся эта эргономика — вопрос будущего. Пока пассажиропоток алматинского метро не превышает 33 тыс. человек в сутки — это в первые, «презентационные» дни, а плановые показатели метрополитена — 26 тыс. Для справки, общий пассажиропоток Алматы оценивается в 1—1,2 млн человек в сутки. Конечно, решение транспортных проблем южной столицы метрополитен в ближайшие 5 лет вряд ли подвинет, зато сдвиг сознания — от провинциального к мегаполисному — алматинцам обеспечен. Как ни смешно это звучит, стерлась еще одна граница, отличающая нас от лондонцев, парижан и москвичей. Впрочем, если бы алматинский метрострой также скоро приближался к своему аналогу в Москве, как розничные цены, то станции подземки были бы на каждом крупном перекрестке. С другой стороны, алматинцы поставили еще одну зарубку в негласном реваншистском соревновании с астанинцами. Как письменность, согласно этнологу Льюису Генри Моргану, делает варварское общество цивилизацией, так метро превращает город-миллионник в штатный мегаполис.

Не стоит забывать и политический аспект. Метро в современном мире — это еще и символ экономических возможностей страны. Ведь бедным странам, какие бы там ни были проблемы с трафиком в столице, метро не по карману.

То, что открытие подземки приурочили к юбилейному месяцу 20-летия независимости, уж точно случайностью не назовешь. Рискнем предположить, что именно метро, а не снежный барс — это самый точный символ нынешнего Казахстана. Символ реальный, символ, который не стыдно презентовать. Это гигантская (по затрате денежных и трудовых ресурсов) стройка для обеспечения нужд сравнительно небольшого количества людей. Это проект, спланированный и начатый при Союзе, но затормозивший по объективным причинам в «дешевонефтяные девяностые», а теперь вновь актуальный и престижный. Его хотели реализовать иностранные инвесторы, но в итоге проект был закончен на собственные деньги, но иностранным оборудованием. Это большой, перспективный план развития, первая, стартовая часть которого завершена успешно. Пусть к этому успеху мы шли очень долго.      

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее