Просьба не “диззилить”

Бизнес призывают не чинить препятствий “энергетикам”

Просьба не “диззилить”

В странах Таможенного союза действуют одни из самых жестких в мире требований к безалкогольным тонизирующим напиткам (БТН). Александр Паталаха, представитель компании Red Bull и член правления Российского союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод соков, называет регулирование этого рынка в России и странах ЕАЭС самым “крокодильским” в мире (см. таблицу).

По данным Ассоциации производителей безалкогольных напитков РК, рынок БТН составляет 1,5% от общего объема казахстанского рынка безалкогольных напитков. 

В 2008 году рынок БТН показывал хорошие перспективы в республике, его ежегодный рост составлял около 20%, но с 2013 года - после того, как в РК были введены законодательные ограничения на реализацию “энергетиков” и случилось несколько девальваций, - рынок значительно ослаб.

Если запрет реализации БТН в дошкольных, средних и средне-специальных учебных заведениях у производителей ни вопросов, ни возражений не вызывает, то ограничение продаж таких напитков в ВУЗах и в местах проведения культурно-массовых мероприятий они считают неоправданными. Тем более что как минимум в ВУЗах, говорит исполнительный директор ассоциации Алия Мамытбаева, очень мало тех, кто находится в группе риска. Кроме того, как указывают предприниматели, на маркировке энергетических напитков присутствует фраза: «Не рекомендуется лицам до 18 лет, старшего и пожилого возраста, больным гипертонической болезнью, с нарушением сердечной деятельности, повышенной нервной возбудимостью, выраженным атеросклерозом, лицам, страдающим бессонницей, беременным и кормящим женщинам». Несмотря на мнение производителей, в Казахстане последнее время звучали предложение и вовсе запретить продажу БТН.

Александр Паталаха считает, что тема борьбы с “энергетиками” с регулярностью всплывает по двум причинам. Во-первых, репутацию БТН сильно “подмочили” так называемые алкоэнергетики, напитки с алкоголем и кофеином. “Такая продукция существует только в России, это российское национальное уникальное явление, которое не имеет право на существование в других странах” - говорит об алкоэнергетиках г-н Паталаха. Такие напитки действительно запрещены во многих странах, ВОЗ запрещает увеличивать привлекательность алкоголя путем его обогащения витаминами, кофеином и т.д. Вторая причина, по мнению представителя Red Bull, состоит в том, что людям, нуждающимся в популизме, очень удобно бороться именно с БТН. “С алкоголизмом бороться сложно, за алкоголем стоит сильное лобби, а с нами бороться почетно и безопасно”, - резюмирует собеседник. 

На протяжении последних лет в Госдуму РФ были внесены шесть (!) законопроектов, ограничивающих продажу БТН. Ни один из них не был принят даже в первом чтении по причине “отсутствия научных данных об отрицательном воздействии на здоровье человека”. Тем не менее на региональном уровне РФ законы, ограничивающие продажу “энергетиков”, приняты. И это, по мнению производителей таких напитков, способствует законодательным ограничениям в СНГ и ЕАЭС. 

Казахстанские производители безалкогольных тонизирующих напитков уверены, что рынок БТН имеет право на существование, так как продукт не приносит вреда и у него есть свой потребитель. И сосредотачивать усилия стоит не на запретах, а на пропаганде правильного употребления таких напитков целевой аудиторией. Тем более что “стремительный” рост употребления энергетических напитков за последние 15 лет в России привел пока только к тому, что среднедушевое потребление “энергетиков” составило 1 литр в год на человека.

А был ли вред?

Данные любопытного исследования привел доктор химических наук Константин Эллер, руководитель лаборатории аналитических методов исследования Института питания РАМН. Исследование безопасности БТН проводили в России Национальный фонд защиты потребителей и РосПотребНадзор. Институт питания РАМН определял концентрацию кофеина в продуктах питания, а ВЦИОМ путем опроса вычеслял уровень потребления кофеин-содержащих продуктов.

Что касается средней концентрации кофеина в продуктах питания, то “энергетики” заметно уступают кофе и содержат немногим больше кофеина, чем чай (см. график). 

В наибольших концентрациях кофеин присутсвует в “вареных” видах кофе, вообще содержание этого вещества в чае-кофе варьируется в очень широких пределах и сильно зависит от сорта чая или кофе, способе и вермени заварки напитка. 

Однако самое интересное не это. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, люди в возрасте от 18 до 44 лет в год потребляются 1163 чашки чая, 550 чашек кофе и 24 банки БТН; люди же в возрасте от 12 до 17 лет – 916 чашек чая, 236 чашек кофе и 26 банок БТН. Как следствие, главным источником кофеина в питании является чай и кофе, на “энергетики” же приходится от одного до трех процентов в зависимости от группы респондентов. 

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом