Казахстанская автоиндустрия: кто сохраняет тонус на фоне спада?

Девальвация тенге, интенсивный поток теневого импорта из стран-членов ЕАЭС, снижение доступности услуг автокредитования — факторы, которые довлеют над автомобильной индустрией Казахстана с 2014 года, в третьем квартале текущего ускорили затянувшийся рыночный спад. Если в первой половине 2015 года продажи официальных дилеров сократились к показателю годичной давности на 33%, то 3-й квартал завершился падением на 41%

Совокупный сбыт в автоцентрах страны опустился до минимума трехлетней давности: 23,2 тыс. реализованных новых легковых автомобилей по итогам июля-сентября 2015 года. По результатам девяти месяцев текущего года официальными ретейлерами было реализовано 75,2 тыс. автомобилей, что на 36,3% ниже аналогичного показателя 2014 года.

Тройка лидеров популярных брендов в отчетный период выглядит следующим образом: Lada (21208 ед. в январе-сентябре 2015 г.) с более чем двукратным перевесом обгоняет ближайшего соперника — Hyundai (9707 ед.); за своим корейским собратом с незначительным отставанием идет KIA (8277 ед.). Далее следуют Renault (5783 ед.), Toyota (5710 ед.), GAZ (3 529 ед.), Volkswagen (3102 ед.), UAZ (2941 ед.), UZ-Daewoo (2 778 ед.) и Chevrolet (2659 ед.).

На бренды за пределами первой десятки приходится лишь 13% рынка.

Если рассматривать рынок в разрезе дилеров, доминирующее положение сохраняет «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО»: 48% всех реализованных в стране новых легковых автомобилей принадлежит этой группе.

По словам Игоря Потапова, генерального директора «БИПЭК АВТО Казахстан», с переходом к плавающему курсу тенге компания сделала три важных шага навстречу потребителю. «Первое — мы отказались от идеи повышения цен с учетом курсовой разницы. Второе — радикально, до 50 процентов, снизили стоимость ключевых моделей, как прошлого, так и текущего года выпуска. И третье — запустили уникальные программы автокредитования. Сегодня в “БИПЭК АВТО” клиент может купить автомобиль в рассрочку под 0% на срок до 5 лет»,— подчеркивает г-н Потапов.

«Казахстанцы эти усилия оценили,— продолжает спикер. — Продажи холдинга в сентябре выросли на 41 процент по сравнению с итогами августа. С начала года нашими клиентами стали более 36 тысяч жителей республики, а это каждый второй покупатель нового авто в стране».

Негласное соперничество между казахстанскими автопроизводителями — «АЗИЯ АВТО» и «СарыАркаАвтопром»/«АгромашХолдинг» — за потребительское внимание продолжается. Победу, как и прежде, одерживают устькаменогорцы.

По итогам 9 мес. 2015 г. на долю «АЗИЯ АВТО» пришелся 61% производства легкового автотранспорта в Казахстане и 59% сбыта отечественных автозаводов. В отчетный период на мощностях «АЗИЯ АВТО» произведено 5,6 тыс. автомобилей, тогда как с костанайского конвейера сошли 3,6 тыс. легковых автомобилей.

Такая пропорция, как нетрудно догадаться, определяется разницей спроса на продукцию двух отечественных производителей. Два из трех покупателей казахстанских авто предпочитают бренды с усть-каменогорской «пропиской». Из 13,2 тыс. легковых автомобилей, реализованных в республике с начала года, 7,8 тысячи были отгружены заводом «АЗИЯ АВТО».

Усть-каменогорские Lada 4x4, KIA Sportage и KIA Sorento сохранили за собой позиции в пятерке бестселлеров сегмента SUV. Не в нише локальной продукции, а в масштабах рынка в целом. Одновременно Skoda Rapid подтвердил звание самого продаваемого казахстанского автомобиля в наиболее массовом сегменте — классе B.

Ерик Сагымбаев, президент «АЗИЯ АВТО», говорит, что этой осенью завод сделал покупателям беспрецедентные ценовые предложения. Как результат, продажи заводской продукции в сентябре практически удвоились — сбыт к предыдущему месяцу вырос на 92%. «Однако специальные цены — это ситуативное решение,— поясняет спикер. — И дисконт касался лишь автомобилей, выпущенных до 20 августа.

Их запасы ограничены, а оживление отрасли, безусловно, потребует системных мер со стороны государства. Мы рассчитываем, что поддержку в восстановлении показателей отечественного автопроизводства окажет второй транш госпрограммы льготных автокредитов, анонсированный правительством».

Стоит отметить, что государственная программа льготных автокредитов, стартовавшая в третьей декаде апреля, обеспечила более четверти реализованных усть-каменогорским предприятием автомобилей. 25,4% покупателей от общего числа клиентов «АЗИЯ АВТО» в январе-сентябре смогли воспользоваться займами Банка развития Казахстана.

Как сообщил председатель правления банка Болат Жамишев, дополнительные 10 млрд тенге на финансирование госпрограммы будут выделены правительством во второй половине ноября. Решение весьма актуальное, если принять во внимание нынешнюю ситуацию в отечественном автопроме: на фоне стремительного сокращения рынка сбыта совокупные объемы легкового автопроизводства по итогам 9 месяцев упали в 2,8 раза к итогам годичной давности, скатившись до отметки 9,2 тыс. единиц.

«Вторая очередь» программы льготных кредитов, предоставляемых покупателям казахстанских авто по номинальной ставке 4%, несомненно, поможет сдержать темпы падения отраслевых показателей. Кредитный портфель в 15 млрд тенге, давший старт программе в апреле, позволил приобрести авто на доступных условиях 3740 казахстанцам. Таковы данные БРК на 5 ноября 2015 года.

Есть основания предполагать, что второй транш госсубсидий будет работать с более высоким КПД. Ведь несмотря на ажиотажный спрос со стороны граждан, первый транш программы освоен лишь на 78,3%. С учетом многочисленных жалоб заемщиков на отказы — со ссылкой на исчерпание средств — эта цифра выглядит парадоксально.

Нюанс в том, что для каждого производителя оператором программы был установлен свой, фиксированный лимит средств. Практика показала, что эти ограничения не отражали реальное распределение спроса на продукцию казахстанских автозаводов. В результате на седьмой месяц работы программы из 3,2 млрд тенге, выделенных клиентам костанайского «Агромашхолдинга», чуть более трети — лишь 37,4% средств оказались де-факто востребованы покупателями. Каждый десятый тенге, предназначенный потенциальным поклонникам линейки моделей ТОО «Сарыарка Автопром», также остался на счетах госбанка. Одновременно объем средств по согласованным заявкам клиентов «АЗИЯ АВТО» превысил 101,4%, хотя «в норме» эта цифра не должна была выйти за пределы стопроцентной отметки.

29 октября глава БРК особо отметил, что распределение средств допфинансирования будет осуществляться «с учетом освоения первого транша, по наиболее популярным моделям».

Что ж, это хорошая новость — и для потребителя, и для автопрома, и для государственной казны.

В рейтинге 200 крупнейших компаний Казахстана по итогам 2014 года «АЗИЯ АВТО» занял место предприятия №1 в машиностроительной отрасли республики. Годовой оборот в размере 102,5 млрд тенге обеспечил заводу 43-е место в числе грандов казахстанского бизнеса. Вторым по величине предприятием машиностроительной отрасли стал LG Electronics Almaty Kazakhstan — на 80-м месте с объемом реализации 50,5 млрд. Костанайский автосборочный завод «АгромашХолдинг» за год сдал 22 позиций, заняв 148-е место (объем реализации 25,4 млрд тенге). «Электровоз құрастыру зауыты» (157-е место) и «Проммашкомплект» (188-е место) замыкают пятерку машиностроителей, оказавшихся в 200‑ке крупнейших казахстанских компаний 2014 года.

«БИПЭК АВТО Казахстан» — крупнейший игрок отечественного авторетейла с оборотом 137 млрд тенге (2014 г.). В рейтинге «Эксперт-200‑Казахстан» компания занимает 27-ю позицию в числе наиболее крупных предприятий республики. Другими участниками отрасли, вошедшими в рейтинг, стали «Тойота Мотор Казахстан» (37-е место), «Моторная компания “Астана Моторс”» (39-е место), Вираж (87-е место) и Toyota Tsusho Kazakhstan Auto (182-е место).

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?