На замену заходи!

«Аэрофлот» увеличил свое присутствие на казахстанском рынке, но риск демпинга переоценен

На замену заходи!

ВТБ подал заявление о вступлении в дело о банкротстве «Трансаэро», «Трансаэро» заинтересовался совладелец S7 Group Владислав Филев, г-н Филев вышел из сделки по «Трансаэро»… Вот уже второй месяц редкая сводка деловых новостей обходится без информации о банкротстве российской авиакомпании. Казахстанцев же в этих сводках больше интересовало не кому достанется «Трансаэро», а кто будет летать в РК, если не «Трансаэро».

Неизвестностью долго мучиться не пришлось. Допуски на выполнение перевозок по шести казахстанским маршрутам оставшейся без сертификата эксплуатанта авиакомпании получил «Аэрофлот» и открыл собственные регулярные рейсы в Астану, Алматы, Актау, Атырау, Актобе и Шымкент. Кызылорду, Кокшетау, Костанай, Уральск на себя, как предполагается, возьмет «дочка» «Аэрофлота» — АК «Россия» (пока билеты на эти рейсы не продаются).

Можно сказать, что «Аэрофлот» реализовал заявление, сделанное полтора года назад, когда после долгого перерыва в полетах авиакомпании в РК был открыт рейс из Москвы в Караганду. В марте 2014 года в официальном пресс-релизе перевозчика подчеркивалось, что «получив доступ на рынок Казахстана, “Аэрофлот” ставит перед собой цель открыть линии в другие пункты второй по размерам территории страны СНГ».

Приоткрытое небо

Тогда же в «Аэрофлоте» отмечали: «открытие первого маршрута в Казахстан является крупной победой “Аэрофлота”, который выступает против монополизма в авиаперевозках и сам добровольно отказался от монопольной эксплуатации всех воздушных направлений». «Аэрофлот» — один из участников авиарынка ЕАЭС, кто выступает за либерализацию воздушного пространства. Вопрос об этом встал на повестке дня после того, как начало действовать единое экономическое пространство (2012 год).

Принцип «открытого неба» подразумевает, что любая авиакомпания может выполнять неограниченное число рейсов по любым маршрутам внутри стран-участниц (такая модель действует на территории ЕС) — результатом должна стать серьезная конкуренция и низкие цены на авиаперевозки. Это доводы сторонников модели.

Возражения же противников, если вкратце, сводятся к следующему: при условиях, когда «Аэрофлот» получает субсидии от государства, а, например, национальный авиаперевозчик РК «Эйр Астана» — нет, перевозчики из соседней страны будут демпинговать на казахстанском рынке, вытеснят с него местных участников, а после повысят тарифы.

«Аэрофлот» все же пришел в РК, получив маршруты «Трансаэро», и уже заявил, что «открытие рейсов в пункты второй по размерам территории страны СНГ полностью соответствует стратегии “Аэрофлота”, которая предусматривает развитие перевозок на пространстве СНГ в качестве одного из приоритетов. Таким образом авиакомпания вносит дополнительный вклад в интеграционные процессы между Россией и этими государствами».

О коммерческой составляющей россияне пока умалчивают. В «Аэрофлоте» не ответили на вопрос «ЭК» об ожиданиях по выручке от казахстанских направлений в будущем году. Газета «Коммерсант», ссылаясь на оценки своих источников, сообщила, что маршруты в Казахстан в течение только одного летнего сезона могут принести до 1 млрд рублей.

По протоптанной дорожке

Казахстанский рынок интересен не только «Аэрофлоту», но и другим российским авиакомпаниям.

«Направления, связывающие Москву с пунктами в Казахстане, привлекательны для российских авиаперевозчиков, и тот же “Аэрофлот” неоднократно выступал за их либерализацию,— напоминает главный редактор отраслевого портала Aviaport.ru Олег Пантелеев. — Однако следует отметить, что именно транспортные власти РК препятствовали выдаче дополнительных допусков на эту линию для второй пары авиакомпаний. У меня нет ни малейших сомнений, что на направления в Астану, Алматы, Шымкент при наличии допусков открыли бы рейсы “Сибирь”, “ЮТэйр”, “Уральские авиалинии”… но пока это невозможно».

Как пояснили в комитете гражданской авиации РК, между Казахстаном и Россией существует межправительственное соглашение и согласованная авиационными властями таблица маршрутов, где прописаны направления — например, Москва — Астана, Москва — Алматы и так далее. Там же прописана периодичность рейсов по каждому направлению (в недельном измерении). На направления из таблицы маршрутов каждая сторона назначает только одно авиапредприятие, двух перевозчиков с одной стороны на одной линии быть не может. Кого назначить — каждый решает сам. Российская сторона назначила вместо «Трансаэро» на часть линий «Аэрофлот», на часть — «Россию». Все по правилам. «Аэрофлот», напомним, получил допуск не только в РК, но и на 56 из 156 международных маршрутов авиакомпании «Трансаэро». Правда, в российских СМИ высказывалось мнение, что решение не самое справедливое — «Аэрофлоту» достались самые крупные и коммерчески интересные маршруты.

К чему приведет замена на казахстанском рынке «Трансаэро» на «Аэрофлот»? Вряд ли к существенным переменам в ближайшем будущем, если количество маршрутов останется таким же. В демпинге сейчас смысла нет, завышение цен при текущем раскладе тоже вряд ли целесообразно — пассажир не готов к резкому удорожанию перевозки. Безусловно, повышение тарифов на авиабилеты в РК будет, и не только у «Аэрофлота» — как ответ на ускоряющуюся в обеих странах инфляцию. Пока цены на авиабилеты от российского перевозчика сравнимы с тарифами, предлагаемыми казахстанскими авиакомпаниями.

По факту принцип «открытого неба» сейчас действует на всех остальных направлениях, которые не попали в таблицу, утвержденную российскими и казахстанскими авиационными властями. Комбинаций, не попавших в таблицу, — сотни, и на всех этих линиях могут оперировать по два перевозчика с каждой стороны семь дней в неделю. Но пока на направлениях Красноярск — Астана или Барнаул — Астана нет не только конкуренции, но и хотя бы одного авиаперевозчика.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности