Золотые газели

Казахстанские нацчемпионы в контексте мировой практики взращивания фирм-лидеров более всего походят на Mittelstand-компании. Это технологичный быстрорастущий инновационный средний бизнес

Золотые газели

Взращивание компаний-чемпионов — президентская инициатива, нашедшая воплощение в программе нацхолдинга «Байтерек» «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы». К настоящему времени для участия в программе отобраны 28 компаний среднего бизнеса, 7 из которых определены явными лидерами — RG Brands, Alageum Electric, Eurasian Foods, «Агропродукт», Alina Management, «Баян Сулу» и «Маслодел». Участникам программы по линии «Байтерека» будет оказана комплексная государственная поддержка: финансовая, институциональная и консультативная.

Беспрецедентная по набору мер госпрограмма развития ставит целью позитивные сдвиги в экономике в целом. В результате к 2018 году от участников ждут роста выручки на 170 млрд тенге, экспорта — на 35 млрд, плюс импортозамещение на 66 млрд; нацчемпионы увеличат ВВП на 85 млрд тенге, создав 4600 дополнительных рабочих мест.

Оценить реалистичность эффекта программы мы предложили международному эксперту, экс-главе ЕБРР, независимому директору «Байтерека» доктору Томасу Мирову. Доктор Миров наблюдал за реализацией схожих инициатив как в развитых, так и развивающихся странах, поэтому его видение — взгляд наиболее объективного наблюдателя. В Германии, где наш собеседник в свое время занимал несколько государственных постов, объекты чемпионских программ — Mittelstand-фирмы, в русскоязычном интеллектуальном поле такие компании еще называют «газелями».

Французский метод ближе

— Г-н Миров, в этом году в Казахстане «Байтерек» запустил программу «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы». Как выглядят аналоги данной программы в других странах мира? К практике стимулирования чемпионов прибегают в основном в развивающихся странах или в развитых?

— Конечно, существуют разные традиции того, каким образом страны реализуют экономические стратегии. В развивающемся мире ни англосаксонский вид капитализма, ни германская модель «социальной рыночной экономики», основанной в основном на Mittelstand (см. справку. — «ЭК»), не подойдут для создания национальных чемпионов через государственные меры, в то время как эта модель хорошо известна во Франции, где централизация и влияние государства на экономику гораздо выше. И многие развивающиеся страны также пошли по этому пути, не только в Азии или Тихоокеанском регионе, как в прошлом Сингапур или позднее Малайзия.

— Какие институты отвечают за выращивание чемпионов, судя по международной практике? В чем преимущество и слабые места «Байтерека» в этой роли?

— Это опять же сильно различается от страны к стране. Конечно, почти везде правительственные органы и министерства играют важную роль в разработке и контроле таких схем. Однако зачастую, по хорошим причинам, специализированные агентства и корпоративные структуры получают полномочия реализации программ, как это имеет место в случае с «Байтереком». У холдинга в контексте задач программы две сильные стороны: у холдинга есть глубокое знание национальной экономики и выстроенные отношения с предпринимателями страны. Процедуры корпоративного управления холдинга позволяют быстрее принимать решения, нежели это получилось бы у административных институтов — министерств или местных исполнительных органов. И вдобавок холдинг опробовал различные кредитные и консультативные инструменты и механизмы, которые позволяют им быстро начать такую программу.

— Каков набор мер из зарубежных практик, которые используются в казахстанской программе?

— Казахстанская программа «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы» основывается на трех китах. Во-первых, предоставление достаточного финансирования в целях устранения барьеров для роста. Включая, но не ограничиваясь: прямое кредитование, гарантирование займов, экспортное страхование, предэкспортное и торговое финансирование. Второй кит — консультационное сопровождение в части построения компетенций и распространения лучшей мировой практики. И, наконец, координация с правительственными органами, включая при необходимости возможности устранения регуляторных барьеров.

— Насколько важна государственная финансовая поддержка компаний-чемпионов? Какие меры наиболее эффективны и почему?

— Многие развивающиеся страны традиционно полагаются на природные ресурсы и тяжелую промышленность в качестве основы их экономик. Так же поступает и Казахстан. Но им необходимо диверсифицировать и модернизировать эти экономические структуры, чтобы стать менее зависимыми от достаточно волатильных сырьевых рынков и представляться в мире как более развитые и технологичные, экспортно ориентированные и конкурентоспособные экономики. Это требует хорошо организованных и «дирижируемых» усилий всей страны, предоставления всем игрокам на рынке уверенности, что высшее руководство будет активно их поддерживать. То, что реально имеет значение, это обязательство всех заинтересованных сторон по достижению ряда целей: путем усиления верховенства закона, построения необходимой материальной инфраструктуры, предоставления финансов и консультационного сопровождения, улучшения общих условий ведения бизнеса.

— Как вы оцениваете роль консалтинговой составляющей в программе? Это казахстанское ноу-хау — помимо прочего еще и учить компании управлять продажами, внедрять лучшие производственные практики?

— Консультационная составляющая имеет огромное значение. Используя в программе такой элемент, как консалтинг, вы усиливаете и участников-нацчемпионов, и формируете условия для укрепления специализированного консультационного направления в стране, используя полномочия международных лидеров рынка, и поощряете создание совместных предприятий с иностранными франшизами. Вскоре стоит ожидать появления самостоятельно выращенных «бутиковых» фирм. Под «бутиковой» фирмой обычно понимается консультационная компания, специализирующаяся на предоставлении ограниченного списка услуг высококлассными специалистами.

Все, кроме сырьевых

— Как в мировой практике взращивания чемпионов определяют компании, подходящие на эту роль? «Байтерек» определил в качестве таковых компании из среднего бизнеса. Насколько часто в «чемпионских» программах участвуют малые и крупные фирмы?

— Это во многом зависит от начальных условий экономики и варьируется от страны к стране. На текущий момент у Казахстана нет крупных сильных экспортно ориентированных корпораций с хорошо известными брендами. Пожалуй, за исключением сектора добычи природных ресурсов. Поэтому абсолютно целесообразно попытаться всеми доступными средствами поспособствовать созданию инновационных Mittelstand-компаний, которые могут успешно конкурировать на зарубежных рынках, со средне- и долгосрочной перспективой роста, как минимум некоторых из них, во что-то иного уровня.

— Профиты компаний от участия в программе очевидны. Но какой мультипликативный эффект дает политика взращивания чемпионов? Какие условия должны быть соблюдены, чтобы рост компетенций и уровня бизнеса чемпионов потянул за собой сколько-нибудь значимую часть окружающего их бизнеса?

— Помимо общего бизнес-климата и законодательной среды, которая нуждается в постоянном улучшении в свете конкретных обстоятельств, которые испытывают первопроходцы такой программы, целью должно быть создание региональных и секторальных кластеров, которые помогут построить цепочки создания конкурентоспособной и инновационной ценности. Изолированная компания, даже с большим набором специфичных навыков, которой недостает взаимодействия с партнерами сопоставимого качества, всегда будет в зоне риска. Современным производству и услугам нужна определенная степень специализации, которая, в свою очередь, требует сотрудничества с другими. И один ключевой фактор выходит на первый план: молодые люди вряд ли выберут карьеру, которая поставит их в зависимость только от одной-единственной компании. Они захотят иметь комплексную профессиональную перспективу с широким выбором возможностей, и только цельная процветающая отрасль сможет им предложить такое.

Mittelstand — термин, используемый в германоязычных странах; применяется для обозначения малых и средних компаний.

Отличие Mittelstand от традиционного малого и среднего бизнеса в том, что Mittelstand:

1. Фокусируются на технологиях и технических услугах для крупных компаний;

2. Уделяют большое внимание не только работе с клиентами, но и отношениям с работниками;

3. Во многих случаях спонсируют социальные программы местных органов самоуправления (образование, культура, спорт и т.п.).

По некоторым оценкам, количество Mittelstand в Германии составляет 3,7 млн компаний, которые обеспечивают 60% рабочих мест.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее