Золотые газели

Казахстанские нацчемпионы в контексте мировой практики взращивания фирм-лидеров более всего походят на Mittelstand-компании. Это технологичный быстрорастущий инновационный средний бизнес

Золотые газели

Взращивание компаний-чемпионов — президентская инициатива, нашедшая воплощение в программе нацхолдинга «Байтерек» «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы». К настоящему времени для участия в программе отобраны 28 компаний среднего бизнеса, 7 из которых определены явными лидерами — RG Brands, Alageum Electric, Eurasian Foods, «Агропродукт», Alina Management, «Баян Сулу» и «Маслодел». Участникам программы по линии «Байтерека» будет оказана комплексная государственная поддержка: финансовая, институциональная и консультативная.

Беспрецедентная по набору мер госпрограмма развития ставит целью позитивные сдвиги в экономике в целом. В результате к 2018 году от участников ждут роста выручки на 170 млрд тенге, экспорта — на 35 млрд, плюс импортозамещение на 66 млрд; нацчемпионы увеличат ВВП на 85 млрд тенге, создав 4600 дополнительных рабочих мест.

Оценить реалистичность эффекта программы мы предложили международному эксперту, экс-главе ЕБРР, независимому директору «Байтерека» доктору Томасу Мирову. Доктор Миров наблюдал за реализацией схожих инициатив как в развитых, так и развивающихся странах, поэтому его видение — взгляд наиболее объективного наблюдателя. В Германии, где наш собеседник в свое время занимал несколько государственных постов, объекты чемпионских программ — Mittelstand-фирмы, в русскоязычном интеллектуальном поле такие компании еще называют «газелями».

Французский метод ближе

— Г-н Миров, в этом году в Казахстане «Байтерек» запустил программу «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы». Как выглядят аналоги данной программы в других странах мира? К практике стимулирования чемпионов прибегают в основном в развивающихся странах или в развитых?

— Конечно, существуют разные традиции того, каким образом страны реализуют экономические стратегии. В развивающемся мире ни англосаксонский вид капитализма, ни германская модель «социальной рыночной экономики», основанной в основном на Mittelstand (см. справку. — «ЭК»), не подойдут для создания национальных чемпионов через государственные меры, в то время как эта модель хорошо известна во Франции, где централизация и влияние государства на экономику гораздо выше. И многие развивающиеся страны также пошли по этому пути, не только в Азии или Тихоокеанском регионе, как в прошлом Сингапур или позднее Малайзия.

— Какие институты отвечают за выращивание чемпионов, судя по международной практике? В чем преимущество и слабые места «Байтерека» в этой роли?

— Это опять же сильно различается от страны к стране. Конечно, почти везде правительственные органы и министерства играют важную роль в разработке и контроле таких схем. Однако зачастую, по хорошим причинам, специализированные агентства и корпоративные структуры получают полномочия реализации программ, как это имеет место в случае с «Байтереком». У холдинга в контексте задач программы две сильные стороны: у холдинга есть глубокое знание национальной экономики и выстроенные отношения с предпринимателями страны. Процедуры корпоративного управления холдинга позволяют быстрее принимать решения, нежели это получилось бы у административных институтов — министерств или местных исполнительных органов. И вдобавок холдинг опробовал различные кредитные и консультативные инструменты и механизмы, которые позволяют им быстро начать такую программу.

— Каков набор мер из зарубежных практик, которые используются в казахстанской программе?

— Казахстанская программа «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы» основывается на трех китах. Во-первых, предоставление достаточного финансирования в целях устранения барьеров для роста. Включая, но не ограничиваясь: прямое кредитование, гарантирование займов, экспортное страхование, предэкспортное и торговое финансирование. Второй кит — консультационное сопровождение в части построения компетенций и распространения лучшей мировой практики. И, наконец, координация с правительственными органами, включая при необходимости возможности устранения регуляторных барьеров.

— Насколько важна государственная финансовая поддержка компаний-чемпионов? Какие меры наиболее эффективны и почему?

— Многие развивающиеся страны традиционно полагаются на природные ресурсы и тяжелую промышленность в качестве основы их экономик. Так же поступает и Казахстан. Но им необходимо диверсифицировать и модернизировать эти экономические структуры, чтобы стать менее зависимыми от достаточно волатильных сырьевых рынков и представляться в мире как более развитые и технологичные, экспортно ориентированные и конкурентоспособные экономики. Это требует хорошо организованных и «дирижируемых» усилий всей страны, предоставления всем игрокам на рынке уверенности, что высшее руководство будет активно их поддерживать. То, что реально имеет значение, это обязательство всех заинтересованных сторон по достижению ряда целей: путем усиления верховенства закона, построения необходимой материальной инфраструктуры, предоставления финансов и консультационного сопровождения, улучшения общих условий ведения бизнеса.

— Как вы оцениваете роль консалтинговой составляющей в программе? Это казахстанское ноу-хау — помимо прочего еще и учить компании управлять продажами, внедрять лучшие производственные практики?

— Консультационная составляющая имеет огромное значение. Используя в программе такой элемент, как консалтинг, вы усиливаете и участников-нацчемпионов, и формируете условия для укрепления специализированного консультационного направления в стране, используя полномочия международных лидеров рынка, и поощряете создание совместных предприятий с иностранными франшизами. Вскоре стоит ожидать появления самостоятельно выращенных «бутиковых» фирм. Под «бутиковой» фирмой обычно понимается консультационная компания, специализирующаяся на предоставлении ограниченного списка услуг высококлассными специалистами.

Все, кроме сырьевых

— Как в мировой практике взращивания чемпионов определяют компании, подходящие на эту роль? «Байтерек» определил в качестве таковых компании из среднего бизнеса. Насколько часто в «чемпионских» программах участвуют малые и крупные фирмы?

— Это во многом зависит от начальных условий экономики и варьируется от страны к стране. На текущий момент у Казахстана нет крупных сильных экспортно ориентированных корпораций с хорошо известными брендами. Пожалуй, за исключением сектора добычи природных ресурсов. Поэтому абсолютно целесообразно попытаться всеми доступными средствами поспособствовать созданию инновационных Mittelstand-компаний, которые могут успешно конкурировать на зарубежных рынках, со средне- и долгосрочной перспективой роста, как минимум некоторых из них, во что-то иного уровня.

— Профиты компаний от участия в программе очевидны. Но какой мультипликативный эффект дает политика взращивания чемпионов? Какие условия должны быть соблюдены, чтобы рост компетенций и уровня бизнеса чемпионов потянул за собой сколько-нибудь значимую часть окружающего их бизнеса?

— Помимо общего бизнес-климата и законодательной среды, которая нуждается в постоянном улучшении в свете конкретных обстоятельств, которые испытывают первопроходцы такой программы, целью должно быть создание региональных и секторальных кластеров, которые помогут построить цепочки создания конкурентоспособной и инновационной ценности. Изолированная компания, даже с большим набором специфичных навыков, которой недостает взаимодействия с партнерами сопоставимого качества, всегда будет в зоне риска. Современным производству и услугам нужна определенная степень специализации, которая, в свою очередь, требует сотрудничества с другими. И один ключевой фактор выходит на первый план: молодые люди вряд ли выберут карьеру, которая поставит их в зависимость только от одной-единственной компании. Они захотят иметь комплексную профессиональную перспективу с широким выбором возможностей, и только цельная процветающая отрасль сможет им предложить такое.

Mittelstand — термин, используемый в германоязычных странах; применяется для обозначения малых и средних компаний.

Отличие Mittelstand от традиционного малого и среднего бизнеса в том, что Mittelstand:

1. Фокусируются на технологиях и технических услугах для крупных компаний;

2. Уделяют большое внимание не только работе с клиентами, но и отношениям с работниками;

3. Во многих случаях спонсируют социальные программы местных органов самоуправления (образование, культура, спорт и т.п.).

По некоторым оценкам, количество Mittelstand в Германии составляет 3,7 млн компаний, которые обеспечивают 60% рабочих мест.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности