Нетихая жизнь Кастеевки

В этом году самый крупный музей искусств Казахстана отмечает свое 80‑летие

Нетихая жизнь Кастеевки

Неудивительно, что этот год жизни музея искусств имени А. Кастеева был полон событиями. На слуху выставки советских и современных казахстанских художников — Гульфайрус Исмаиловой и Евгения Сидоркина, Ербосына Мельдибекова, Елены и Виктора Воробьевых, зарубежных поп-звезд Никаса Сафронова и Зураба Церетели, и даже неделя казахстанской моды, когда модели дефилировали прямо среди картин…

Пожалуй, это самые популярные, можно даже сказать, культмассовые мероприятия, организованные под крышей Кастеевки в 2015‑м. Не стоит забывать про важные с точки зрения самих музейщиков — выставку реставраторов «Искусство сохранять искусство» и экспозицию, посвященную выставке 1935 года к 15‑летию образования КазССР. Одним из важнейших и знаковых для музейной жизни событий этого года станет переэкспозиция залов искусства Западной Европы, русского и современного зарубежного искусства. На следующий год запланированы выставки из фондов музея — «Сказка в иллюстрациях казахстанских художников», «А. Куинджи и его ученики»; из зарубежных коллекций — «Произведения Пикассо и Дали» из частных собраний Лондона, выставка венгерских художников «От классики до современности». Одним словом, Кастеевка — живой организм и центр притяжения самой широкой аудитории.

Вехи истории

В истории музея нужно обозначить следующие судьбоносные события. Прежде всего, это принятие постановления об организации галереи. Как отмечает руководитель центра классического и зарубежного искусства Кастеевки РК Галина Сырлыбаева, в начале прошлого века для открытия галереи не было никаких предпосылок: ни коллекции, которая могла бы стать основой нового музея, ни помещения (галерея не имела жилплощади два года), ни профессиональных кадров — искусствоведов, сотрудников, имеющих представление об организации музейного дела, ни сложившейся творческой среды, ни крупного отряда профессиональных художников, работы которых приобретались бы галереей. Процесс формирования фондов начался в 1935 году (этот этап и стал отправной точкой в истории музея и датой основания коллекции) с исторической выставки, посвященной 15‑летию КазССР, основу коллекций западного и русского искусства составили произведения, переданные в тот момент крупнейшими музеями Москвы и Ленинграда. Дальнейшее пополнение коллекции шло путем приобретения работ специальными закупочными комиссиями, а также произведениями, подаренными самими авторами или меценатами.

И второй поворотный момент в истории музея, о котором нужно всегда помнить, как считают искусствоведы, — строительство нового специализированного здания в 1976 году. В этом проявилось изменившееся отношение государства к проблемам изобразительного искусства в республике, понимание необходимости развития музея как составной и неотъемлемой части культуры современного общества. Новое здание, как новый статус музея, придало динамику дальнейшему совершенствованию.

Из современных событий последних лет стоит отметить появление филиалов музея в 2014 году — это дом-музей А. Кастеева и Центральный выставочный зал. Эта тенденция характерна для многих стран. Коллекции разрастаются, требуются новые помещения. Через филиалы музей становится доступным в различных районах города. К значимым событиям также можно отнести парк скульптуры. Это тоже своеобразный филиал музея, только под открытым небом. Каждый прохожий, вне зависимости от его желания, становится невольным посетителем. «Можно даже и не заходить на территорию музея, скульптура находится в максимальной доступности по отношению к зрителю. Мы давно мечтали о подобном парке, но удалось осуществить эту идею недавно», — рассказывает г-жа Сырлыбаева.

Вопрос количества

Музей Кастеева — наиболее значимый и самый крупный музей искусства в Казахстане. Сейчас открылся национальный музей в Астане, но он более широкого профиля. Кастеевка же представляет крупнейшую художественную коллекцию изобразительного искусства, это единственный музей республики, где есть собрание русского и западного искусства. Учитывая его удаленность от европейских и советских центров искусства, изначально ставилась задача создать здесь очаг культуры. С первых дней его существования формировалась библиотека, для которой закупалась антикварная литература в антикварных магазинах Москвы и Ленинграда.

Как известно, музей начинается с коллекции. В данный момент в Кастеевке демонстрируются выставка самых первых работ, представленных к 15‑летию образования Казахской ССР. С тех времен было собрано свыше 24 тысяч экспонатов. Много это или мало? Ведь в других менее масштабных музеях их насчитывают до ста тысяч. Как поясняет директор Кастеевки Гульмира Шалабаева, все дело в методе подсчета экспонатов, когда экспонат принимается за единицу, в то время как он может состоять из множества предметов, даже пуговица может быть записана как отдельный экспонат. Отсюда и количественная разница. «У нас так сложилась традиция, что один ансамбль рассматривается как один экспонат. Если бы сейчас подсчитать каждый элемент — у нас тоже было бы под сто тысяч. И это именно художественная коллекция, мы не собираем архивные материалы, у нас нет археологии. Только декоративно-прикладное, изобразительное искусство», — уточняет она.

Дарение вместо госзакупа

Функции музея остаются прежними — консервация, реставрация и коллекционирование. Как отмечают музейщики, с сохранением и реставрацией проблем нет, а вот с коллекционированием сложности имеются. Картины остаются главным объектом коллекционирования — поступлений другого рода почти нет. Да и картин в кризисно-рыночное время музей почти не приобретает. Многие работы, являющиеся гордостью, — Евгения Сидоркина, Гульфайрус Исмаиловой, Салихитдина Айтбаева и многих других — были закуплены в советское время на деньги государства. Сейчас на закупку произведений искусства средств выделяется недостаточно. Обычно Министерство культуры ежегодно закладывает в бюджет определенную сумму на пополнение музейных фондов, но, к сожалению, с каждым годом эта сумма урезается и сокращается. Например, в прошлом году выделили 500 тыс. тенге. На эти деньги музей смог купить только одну работу — картину казахстанского художника Рашида Нурекеева. В этом году средств на закуп не выделили. Причина продиктована общей экономической ситуацией и необходимостью экономии денежных средств.

Если в советские годы источником пополнения коллекции являлся государственный закуп, то сегодня это дарение авторов и меценатов. Иногда художники, организующие в музее выставку, с удовольствием передают в дар музею одно или два своих произведения в память о состоявшемся проекте. «Так, две прекрасные работы нам подарил после выставки московский художник Алексей Фирсов. Шесть произведений современных художников Петербурга переданы в дар по инициативе мецената и организатора выставок Юрия Саулиди. Часть своих произведений после выставки нам подарил художник кино Владимир Арыскин», — рассказывает директор музея. Действительно, представить свои работы в стенах ведущего художественного музея Казахстана престижно, и многие авторы, понимая это, заинтересованы в том, чтобы их произведения попали в музейное собрание.

С дарением от меценатов мотивация другая — это, как правило, акт доброй воли, в основе которого бескорыстное стремление оказать поддержку и внести собственный вклад в сохранение культурного наследия. К сожалению, подобные случаи носят единичный характер и их нельзя рассматривать как явление, сетует г-жа Шалабаева.

Готовность общества

Несмотря на определенные трудности, жизнь музея активизировалась. Перед входом появился большой жидкокристаллический экран, рекламирующий музей с центральной улицы, но главное — стало больше событий. По словам Гульмиры Шалабаевой, музейная жизнь закипела благодаря спонсорам. «Мы организовали общественный фонд, цель которого привлекать средства для нужд музея, и попечительский совет. Законодательство РК позволяет создать общественную организацию при музее»,— подчеркивает директор. Музей готов размещать логотипы и имена спонсоров в каталогах и книгах, а также на другой музейной продукции.

Меценатство — это важнейший сегмент общества, в основе которого лежат любовь к искусству и желание поддерживать как отдельно взятых художников, так и весь художественный процесс. Благодаря инициативе меценатов осуществляются крупные художественные проекты. «Так, благодаря банку RBK мы создали первый в истории музея документальный фильм и выпустили юбилейный каталог лучших произведений музея. AlmaTV оплатил ремонт дорогой холодильной установки, без которой невозможно соблюдать климат-контроль. Благодаря помощи Нурлана Смагулова состоялась выставка Зураба Церетели. Есть и другие члены попечительского совета, которые нам существенно помогли в проведении международной конференции “Музей XXI века. Стратегии развития”, и поэтому смогли приехать специалисты из зарубежных стран. Это компании CapitalGroupGourment, OlimpUnion, “Альфа-Трейд”, “Бахус-сауда”»,— перечисляет имена меценатов директор.

По мнению Гульмиры Шалабаевой, музеи являются отражением общественного менталитета и во многом влияют на него. В частности, музей призван воспитывать и развивать лучшие качества у своего зрителя. «Музеи являются показателем уровня развития и цивилизованности. В социокультурных преобразованиях особая роль отведена музеям. В современной ситуации музеи в Казахстане занимают значимое, но не ключевое место. Очевиден приоритет в сторону развлекательных зрелищных форм проведения досуга, но важно помнить, что именно музеи являются важнейшими институтами социокультурной памяти, в которых сохраняется и транслируется культурный код нации»,— уверена она.

В СССР музеи долгое время являлись главными заказчиками, которые приобретали произведения искусства и поддерживали художников. В тридцатые годы, когда формировалась галерея Кастеевки, ей выделяли государственные деньги, она имела право разрабатывать тематические планы и заказывать работы на разные темы и сама заключала договоры с художниками. Потом этим стал заниматься Союз художников. Сейчас экономическая и политическая концепция страны поменялась. Общество с надеждой взирает на западный опыт. На Западе музеи существуют в основном за счет частных пожертвований и общественных фондов. Нельзя сказать, что нам не помогают, отмечают отечественные музейщики. Спонсорская помощь поступает, но в основном на проекты и выставки. На закуп произведений искусства поступления не регулярны. На данный момент все упирается в ментальность общества и его готовность заботиться о своей культуре.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?