Нетихая жизнь Кастеевки

В этом году самый крупный музей искусств Казахстана отмечает свое 80‑летие

Нетихая жизнь Кастеевки

Неудивительно, что этот год жизни музея искусств имени А. Кастеева был полон событиями. На слуху выставки советских и современных казахстанских художников — Гульфайрус Исмаиловой и Евгения Сидоркина, Ербосына Мельдибекова, Елены и Виктора Воробьевых, зарубежных поп-звезд Никаса Сафронова и Зураба Церетели, и даже неделя казахстанской моды, когда модели дефилировали прямо среди картин…

Пожалуй, это самые популярные, можно даже сказать, культмассовые мероприятия, организованные под крышей Кастеевки в 2015‑м. Не стоит забывать про важные с точки зрения самих музейщиков — выставку реставраторов «Искусство сохранять искусство» и экспозицию, посвященную выставке 1935 года к 15‑летию образования КазССР. Одним из важнейших и знаковых для музейной жизни событий этого года станет переэкспозиция залов искусства Западной Европы, русского и современного зарубежного искусства. На следующий год запланированы выставки из фондов музея — «Сказка в иллюстрациях казахстанских художников», «А. Куинджи и его ученики»; из зарубежных коллекций — «Произведения Пикассо и Дали» из частных собраний Лондона, выставка венгерских художников «От классики до современности». Одним словом, Кастеевка — живой организм и центр притяжения самой широкой аудитории.

Вехи истории

В истории музея нужно обозначить следующие судьбоносные события. Прежде всего, это принятие постановления об организации галереи. Как отмечает руководитель центра классического и зарубежного искусства Кастеевки РК Галина Сырлыбаева, в начале прошлого века для открытия галереи не было никаких предпосылок: ни коллекции, которая могла бы стать основой нового музея, ни помещения (галерея не имела жилплощади два года), ни профессиональных кадров — искусствоведов, сотрудников, имеющих представление об организации музейного дела, ни сложившейся творческой среды, ни крупного отряда профессиональных художников, работы которых приобретались бы галереей. Процесс формирования фондов начался в 1935 году (этот этап и стал отправной точкой в истории музея и датой основания коллекции) с исторической выставки, посвященной 15‑летию КазССР, основу коллекций западного и русского искусства составили произведения, переданные в тот момент крупнейшими музеями Москвы и Ленинграда. Дальнейшее пополнение коллекции шло путем приобретения работ специальными закупочными комиссиями, а также произведениями, подаренными самими авторами или меценатами.

И второй поворотный момент в истории музея, о котором нужно всегда помнить, как считают искусствоведы, — строительство нового специализированного здания в 1976 году. В этом проявилось изменившееся отношение государства к проблемам изобразительного искусства в республике, понимание необходимости развития музея как составной и неотъемлемой части культуры современного общества. Новое здание, как новый статус музея, придало динамику дальнейшему совершенствованию.

Из современных событий последних лет стоит отметить появление филиалов музея в 2014 году — это дом-музей А. Кастеева и Центральный выставочный зал. Эта тенденция характерна для многих стран. Коллекции разрастаются, требуются новые помещения. Через филиалы музей становится доступным в различных районах города. К значимым событиям также можно отнести парк скульптуры. Это тоже своеобразный филиал музея, только под открытым небом. Каждый прохожий, вне зависимости от его желания, становится невольным посетителем. «Можно даже и не заходить на территорию музея, скульптура находится в максимальной доступности по отношению к зрителю. Мы давно мечтали о подобном парке, но удалось осуществить эту идею недавно», — рассказывает г-жа Сырлыбаева.

Вопрос количества

Музей Кастеева — наиболее значимый и самый крупный музей искусства в Казахстане. Сейчас открылся национальный музей в Астане, но он более широкого профиля. Кастеевка же представляет крупнейшую художественную коллекцию изобразительного искусства, это единственный музей республики, где есть собрание русского и западного искусства. Учитывая его удаленность от европейских и советских центров искусства, изначально ставилась задача создать здесь очаг культуры. С первых дней его существования формировалась библиотека, для которой закупалась антикварная литература в антикварных магазинах Москвы и Ленинграда.

Как известно, музей начинается с коллекции. В данный момент в Кастеевке демонстрируются выставка самых первых работ, представленных к 15‑летию образования Казахской ССР. С тех времен было собрано свыше 24 тысяч экспонатов. Много это или мало? Ведь в других менее масштабных музеях их насчитывают до ста тысяч. Как поясняет директор Кастеевки Гульмира Шалабаева, все дело в методе подсчета экспонатов, когда экспонат принимается за единицу, в то время как он может состоять из множества предметов, даже пуговица может быть записана как отдельный экспонат. Отсюда и количественная разница. «У нас так сложилась традиция, что один ансамбль рассматривается как один экспонат. Если бы сейчас подсчитать каждый элемент — у нас тоже было бы под сто тысяч. И это именно художественная коллекция, мы не собираем архивные материалы, у нас нет археологии. Только декоративно-прикладное, изобразительное искусство», — уточняет она.

Дарение вместо госзакупа

Функции музея остаются прежними — консервация, реставрация и коллекционирование. Как отмечают музейщики, с сохранением и реставрацией проблем нет, а вот с коллекционированием сложности имеются. Картины остаются главным объектом коллекционирования — поступлений другого рода почти нет. Да и картин в кризисно-рыночное время музей почти не приобретает. Многие работы, являющиеся гордостью, — Евгения Сидоркина, Гульфайрус Исмаиловой, Салихитдина Айтбаева и многих других — были закуплены в советское время на деньги государства. Сейчас на закупку произведений искусства средств выделяется недостаточно. Обычно Министерство культуры ежегодно закладывает в бюджет определенную сумму на пополнение музейных фондов, но, к сожалению, с каждым годом эта сумма урезается и сокращается. Например, в прошлом году выделили 500 тыс. тенге. На эти деньги музей смог купить только одну работу — картину казахстанского художника Рашида Нурекеева. В этом году средств на закуп не выделили. Причина продиктована общей экономической ситуацией и необходимостью экономии денежных средств.

Если в советские годы источником пополнения коллекции являлся государственный закуп, то сегодня это дарение авторов и меценатов. Иногда художники, организующие в музее выставку, с удовольствием передают в дар музею одно или два своих произведения в память о состоявшемся проекте. «Так, две прекрасные работы нам подарил после выставки московский художник Алексей Фирсов. Шесть произведений современных художников Петербурга переданы в дар по инициативе мецената и организатора выставок Юрия Саулиди. Часть своих произведений после выставки нам подарил художник кино Владимир Арыскин», — рассказывает директор музея. Действительно, представить свои работы в стенах ведущего художественного музея Казахстана престижно, и многие авторы, понимая это, заинтересованы в том, чтобы их произведения попали в музейное собрание.

С дарением от меценатов мотивация другая — это, как правило, акт доброй воли, в основе которого бескорыстное стремление оказать поддержку и внести собственный вклад в сохранение культурного наследия. К сожалению, подобные случаи носят единичный характер и их нельзя рассматривать как явление, сетует г-жа Шалабаева.

Готовность общества

Несмотря на определенные трудности, жизнь музея активизировалась. Перед входом появился большой жидкокристаллический экран, рекламирующий музей с центральной улицы, но главное — стало больше событий. По словам Гульмиры Шалабаевой, музейная жизнь закипела благодаря спонсорам. «Мы организовали общественный фонд, цель которого привлекать средства для нужд музея, и попечительский совет. Законодательство РК позволяет создать общественную организацию при музее»,— подчеркивает директор. Музей готов размещать логотипы и имена спонсоров в каталогах и книгах, а также на другой музейной продукции.

Меценатство — это важнейший сегмент общества, в основе которого лежат любовь к искусству и желание поддерживать как отдельно взятых художников, так и весь художественный процесс. Благодаря инициативе меценатов осуществляются крупные художественные проекты. «Так, благодаря банку RBK мы создали первый в истории музея документальный фильм и выпустили юбилейный каталог лучших произведений музея. AlmaTV оплатил ремонт дорогой холодильной установки, без которой невозможно соблюдать климат-контроль. Благодаря помощи Нурлана Смагулова состоялась выставка Зураба Церетели. Есть и другие члены попечительского совета, которые нам существенно помогли в проведении международной конференции “Музей XXI века. Стратегии развития”, и поэтому смогли приехать специалисты из зарубежных стран. Это компании CapitalGroupGourment, OlimpUnion, “Альфа-Трейд”, “Бахус-сауда”»,— перечисляет имена меценатов директор.

По мнению Гульмиры Шалабаевой, музеи являются отражением общественного менталитета и во многом влияют на него. В частности, музей призван воспитывать и развивать лучшие качества у своего зрителя. «Музеи являются показателем уровня развития и цивилизованности. В социокультурных преобразованиях особая роль отведена музеям. В современной ситуации музеи в Казахстане занимают значимое, но не ключевое место. Очевиден приоритет в сторону развлекательных зрелищных форм проведения досуга, но важно помнить, что именно музеи являются важнейшими институтами социокультурной памяти, в которых сохраняется и транслируется культурный код нации»,— уверена она.

В СССР музеи долгое время являлись главными заказчиками, которые приобретали произведения искусства и поддерживали художников. В тридцатые годы, когда формировалась галерея Кастеевки, ей выделяли государственные деньги, она имела право разрабатывать тематические планы и заказывать работы на разные темы и сама заключала договоры с художниками. Потом этим стал заниматься Союз художников. Сейчас экономическая и политическая концепция страны поменялась. Общество с надеждой взирает на западный опыт. На Западе музеи существуют в основном за счет частных пожертвований и общественных фондов. Нельзя сказать, что нам не помогают, отмечают отечественные музейщики. Спонсорская помощь поступает, но в основном на проекты и выставки. На закуп произведений искусства поступления не регулярны. На данный момент все упирается в ментальность общества и его готовность заботиться о своей культуре.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Песчанка, сэр

KAZ Minerals покупает крупный медный проект на Чукотке — Баимское месторождение

Казахстанский бизнес

В государственной разработке

Центр электронной коммерции обладает уникальными компетенциями для создания информационных систем странового масштаба

Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года