Все порешаем!

Успешный стартап должен решать конкретную проблему, а затем тиражировать опыт

Все порешаем!

Данила Тонкопия из Украины называют серийным предпринимателем. Он основал несколько стартапов, все они успешно привлекают инвесторов и развиваются. Один из проектов — DelFast, сервис по доставке товаров на электровелосипедах для интернет-магазинов и частных лиц, стартовал в 2014 году на Украине. Основная идея — доставлять до адресата грузы весом до 7 кг не дольше чем за час. Стоимость доставки — стандартная. DelFast планирует выход на рынок Казахстана по схеме франшизы с «Эко Такси». Учредитель службы доставки на электробайках рассказал «ЭК», что главное для успешного старта — найти проблему.

Привези мне, привези

— Данил, не далее как за несколько дней до встречи с вами столкнулась с ситуацией, когда купленный в подарок смартфон из интернет-магазина везли почти неделю. И я порадовалась за киевлян, узнав о DelFast. Что послужило толчком к созданию сервиса быстрой доставки?

— Собственно, проект так и родился, когда мне телефон доставляли двое суток. Я подумал: что-то в этом мире не так, если мы заказываем пиццу и ее привозят за полчаса, а телефон везут два дня. Нужно ждать курьера, мы не можем никуда выйти, а если у меня встреча и приехал курьер, то я должен извиниться перед советом директоров и выйти встретить курьера. Но, минуточку, курьер — это низкооплачиваемый водитель, почему я должен под курьера подстраиваться? Наверное, курьер должен подстраиваться под того, кто платит деньги? Поэтому появилась идея быстрой доставки и было принято решение что-то в мире изменить.

— Сервису почти год, правильно? Как оцениваете результат его работы?

— Да, почти год. Первая доставка была сделана 18 ноября 2014‑го. А результаты прекрасные. Нашими клиентами являются около 400 интернет-магазинов, в том числе два из первой тройки этого рынка, крупнейший банк Украины — ПриватБанк, крупнейший логистический оператор — «Новая Почта», крупнейший сервис заказа еды — eda.ua. Это мы все про Украину говорим, как вы поняли. То есть, как минимум, в Киеве все крупные заказчики про нас знают, даже если еще не являются нашими клиентами. С сервисом быстрой доставки DelFast мы зашли на рынок Польши — уже запустились в Варшаве, и в ближайшее время запускаемся в Алматы.

— Насколько я знаю, вы собирались делать платформу, где к процессу доставки могли присоединяться сторонние курьеры.

— Абсолютно верно, мы запустили в конце сентября мобильную платформу и уже договорились с некоторыми крупными курьерскими службами, которые также подсоединятся к этой платформе. На PlayMarket уже можно скачивать приложение DelFast, где люди, которым нужно что-то быстро доставить, могут найти и выбрать себе курьера. Причем это приложение не зависит от нас, оно не только наше — это приложение для всех курьеров. Нужно вам ключи отправить, зарядку из дома привезти, счета-фактуры доставить — чтобы самому не ехать, просто нажали на кнопку, приехал какой-то фрилансер, студент буквально в течение 20 минут и за 500 тенге, или за сколько вы там договорились, он вам отвезет эти документы.

— Это только украинский вариант пока?

— Практика будет масштабирована по всему миру, и где угодно сможет работать. Ключевой фактор использования этого приложения — это наличие заказчика и наличие курьера. Если вы находитесь в Алматы и размещаете заказ, и здесь есть курьеры, которые могут это доставить — все, оно работает. Хоть в Алматы, хоть в Талдыкоргане, хоть в Новой Зеландии.

Настоящих буйных мало

— Вот, кстати, о мобильных приложениях. Ваше соответствует подходу — найти проблему, которая есть у людей, и предложить решение. Бытует мнение, что только такой подход, по большому счету, и позволяет создать успешное мобильное приложение…

— Совершенно верно — нужно искать проблему и решать ее.

— В Казахстане совсем недавно был озвучен новый рейтинг мобильных приложений, и там, как и год назад, тройка лидеров выглядит следующим образом — Kolesa.kz, Olx.kz, TengriNews, и все они являются логическим продолжением своих интернет-порталов. А с остальным у нас как дела обстоят?

— Например, у вас есть приложение для мусульман — которое показывает время намаза — вот это специфическое, особенное приложение… Хотя ваш вопрос справедлив. Многие проекты изначально развиваются не как мобильный проект, а как часть сайта. Но это не проблема мобильной разработки, и, может быть, это вообще не проблема. Может быть, потребности не было? Приезжая в Киев, я не знал, в какие рестораны заходить можно, а в какие нельзя. Пришлось создать сервис отзывов. Я столкнулся с тем, что мне долго и с кучей сложностей везут заказ — поэтому я создал доставку.

— Но мы все сталкиваемся с проблемами, а мобильных приложений для решения этих проблем как-то не очень видно.

— Это проблема казахстанцев, что они малоактивны и не делают что-то или делают, но мало. Может быть, просто нужно быть более проактивными, пытаться что-то делать, пытаться запустить новые приложения. В Казахстане летом прошел отбор проектов по программе Technation — и я там был экспертом. На первичный отбор попало 350 стартапов, в то время как на Украине ежегодно около двух тысяч стартапов появляется. При этом в Казахстане в прошлом году было 100–150 проектов. В Казахстане на порядок меньше людей, которые хотят запустить что-то новое. Возможно, это связано с тем, что люди более консервативные и спокойные.

Не как у всех

— Как выделиться мобильному приложению среди себе подобных? Вот, к примеру, банки уже и не могут себе позволить не иметь мобильного приложения. Но они, за редким исключением, предлагают один и тот же довольно ограниченный функционал.

— Смотрите, есть Google, и запускается новый поисковик, который приходит и говорит: «Мы тоже хороший поисковик, но не отслеживаем персональные данные». Сразу нужно понимать, в чем отличие. Вот у этого поисковика появляется шанс в определенном сегменте встраиваться в Tor или другие анонимные браузеры. И местным банкам тоже нужно понимать свою уникальность и говорить: «Мы как Казком, только лучше в том-то и том-то». Тогда есть возможность победить. А если делать все то же самое, что и другие, то нет шансов.

— Давайте на примерах?

— Вот вам пример — ПриватБанк — украинский банк номер один. Они очень продвинутые, они запускают множество инноваций, быстро реагируют и быстро внедряют новинки. Вообще этот банк нашим клиентом является: мы доставляем их карточки. Здесь, в Казахстане, только один банк доставляет карточку клиенту. Остальные чего ждут — непонятно. У вас здесь доставляют в течение суток, а мы, замечу, карточки ПриватБанка за час доставляем. То есть клиент заполнил заявку на сайте банка, банк за минуту ее одобрил, мы тут же выезжаем и через час кредитная карточка уже у клиента. В ПриватБанке более трех тысяч разработчиков, кстати. Разработка идет по многим направлениям — это и банкоматы, и веб-терминалы, вплоть до выдачи кэша по QR-коду. У них постоянно какие-то новинки.

— В приведенном примере заказчики бизнес понимают, зачем им эти инновации. А если говорить в целом, со стороны заказчиков растет понимание: зачем им мобильное приложение, кроме «чтобы было»?

— Мы возвращаемся к началу нашего разговора — нужно искать проблему и решать ее. Не нужно придумывать проблему на пустом месте. Если мы делаем мобильное приложение просто потому, что хочется, потому, что надо или потому, что у других есть — это выброшенные на ветер деньги. Нужно решать конкретную задачу. Взять одну проблему, конкретную, и решать ее.

— Тот же банкинг с помошью мобильного приложения повышает степень удовлетворенности клиента, предлагает стандартный набор сервисов. Какую конкретную проблему ему можно решать?

— Вот поэтому можно в мобильных приложениях в основном сделать перевод, платеж, проверить баланс. Утрирую, но если конкретная проблема не решается — нет уникальности. Пусть бизнес скажет: «Сделайте мне доставку карточек. Или сделайте мне быстрое оформление кредита через мобайл». Вот мне срочно деньги нужны — 100 тысяч тенге. Конкретная проблема клиента — нужны деньги. Я скачиваю приложение, ввожу свои данные, прохожу какую-то авторизацию, банк делает скоринг, проверяет актуальность моей информации, перезванивает и привозит карточку. Вот решение конкретной задачи. Кредитную карту делают несколько дней, мне уже и не нужна она к тому моменту, может быть. Предложенный вариант — это актуально для небольших сумм денег, которые нужны здесь и сейчас. Или вы в магазине находитесь, хотите купить что-то и у вас не хватает на вашей карточке денег. Вам здесь и сейчас нужен этот кредит в 50–100 тысяч тенге. Через мобильное приложение это можно отправить заявку, получить одобрение со стороны банка и получить кредит. Возможно это сделать при помощи мобильного приложения? Конечно возможно. Но если банки не задумываются о пользовательском поведении, процессе принятия решения пользователем и о проблеме пользователя, то они никогда не сделают работающего — в смысле выполняющего конкретную задачу — приложения. Тогда будет все, как у всех: обычно, скучно.

И есть другой подход: найти проблему пользователя и решать ее, тогда и популярность будет, и деньги придут.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности