Все порешаем!

Успешный стартап должен решать конкретную проблему, а затем тиражировать опыт

Все порешаем!

Данила Тонкопия из Украины называют серийным предпринимателем. Он основал несколько стартапов, все они успешно привлекают инвесторов и развиваются. Один из проектов — DelFast, сервис по доставке товаров на электровелосипедах для интернет-магазинов и частных лиц, стартовал в 2014 году на Украине. Основная идея — доставлять до адресата грузы весом до 7 кг не дольше чем за час. Стоимость доставки — стандартная. DelFast планирует выход на рынок Казахстана по схеме франшизы с «Эко Такси». Учредитель службы доставки на электробайках рассказал «ЭК», что главное для успешного старта — найти проблему.

Привези мне, привези

— Данил, не далее как за несколько дней до встречи с вами столкнулась с ситуацией, когда купленный в подарок смартфон из интернет-магазина везли почти неделю. И я порадовалась за киевлян, узнав о DelFast. Что послужило толчком к созданию сервиса быстрой доставки?

— Собственно, проект так и родился, когда мне телефон доставляли двое суток. Я подумал: что-то в этом мире не так, если мы заказываем пиццу и ее привозят за полчаса, а телефон везут два дня. Нужно ждать курьера, мы не можем никуда выйти, а если у меня встреча и приехал курьер, то я должен извиниться перед советом директоров и выйти встретить курьера. Но, минуточку, курьер — это низкооплачиваемый водитель, почему я должен под курьера подстраиваться? Наверное, курьер должен подстраиваться под того, кто платит деньги? Поэтому появилась идея быстрой доставки и было принято решение что-то в мире изменить.

— Сервису почти год, правильно? Как оцениваете результат его работы?

— Да, почти год. Первая доставка была сделана 18 ноября 2014‑го. А результаты прекрасные. Нашими клиентами являются около 400 интернет-магазинов, в том числе два из первой тройки этого рынка, крупнейший банк Украины — ПриватБанк, крупнейший логистический оператор — «Новая Почта», крупнейший сервис заказа еды — eda.ua. Это мы все про Украину говорим, как вы поняли. То есть, как минимум, в Киеве все крупные заказчики про нас знают, даже если еще не являются нашими клиентами. С сервисом быстрой доставки DelFast мы зашли на рынок Польши — уже запустились в Варшаве, и в ближайшее время запускаемся в Алматы.

— Насколько я знаю, вы собирались делать платформу, где к процессу доставки могли присоединяться сторонние курьеры.

— Абсолютно верно, мы запустили в конце сентября мобильную платформу и уже договорились с некоторыми крупными курьерскими службами, которые также подсоединятся к этой платформе. На PlayMarket уже можно скачивать приложение DelFast, где люди, которым нужно что-то быстро доставить, могут найти и выбрать себе курьера. Причем это приложение не зависит от нас, оно не только наше — это приложение для всех курьеров. Нужно вам ключи отправить, зарядку из дома привезти, счета-фактуры доставить — чтобы самому не ехать, просто нажали на кнопку, приехал какой-то фрилансер, студент буквально в течение 20 минут и за 500 тенге, или за сколько вы там договорились, он вам отвезет эти документы.

— Это только украинский вариант пока?

— Практика будет масштабирована по всему миру, и где угодно сможет работать. Ключевой фактор использования этого приложения — это наличие заказчика и наличие курьера. Если вы находитесь в Алматы и размещаете заказ, и здесь есть курьеры, которые могут это доставить — все, оно работает. Хоть в Алматы, хоть в Талдыкоргане, хоть в Новой Зеландии.

Настоящих буйных мало

— Вот, кстати, о мобильных приложениях. Ваше соответствует подходу — найти проблему, которая есть у людей, и предложить решение. Бытует мнение, что только такой подход, по большому счету, и позволяет создать успешное мобильное приложение…

— Совершенно верно — нужно искать проблему и решать ее.

— В Казахстане совсем недавно был озвучен новый рейтинг мобильных приложений, и там, как и год назад, тройка лидеров выглядит следующим образом — Kolesa.kz, Olx.kz, TengriNews, и все они являются логическим продолжением своих интернет-порталов. А с остальным у нас как дела обстоят?

— Например, у вас есть приложение для мусульман — которое показывает время намаза — вот это специфическое, особенное приложение… Хотя ваш вопрос справедлив. Многие проекты изначально развиваются не как мобильный проект, а как часть сайта. Но это не проблема мобильной разработки, и, может быть, это вообще не проблема. Может быть, потребности не было? Приезжая в Киев, я не знал, в какие рестораны заходить можно, а в какие нельзя. Пришлось создать сервис отзывов. Я столкнулся с тем, что мне долго и с кучей сложностей везут заказ — поэтому я создал доставку.

— Но мы все сталкиваемся с проблемами, а мобильных приложений для решения этих проблем как-то не очень видно.

— Это проблема казахстанцев, что они малоактивны и не делают что-то или делают, но мало. Может быть, просто нужно быть более проактивными, пытаться что-то делать, пытаться запустить новые приложения. В Казахстане летом прошел отбор проектов по программе Technation — и я там был экспертом. На первичный отбор попало 350 стартапов, в то время как на Украине ежегодно около двух тысяч стартапов появляется. При этом в Казахстане в прошлом году было 100–150 проектов. В Казахстане на порядок меньше людей, которые хотят запустить что-то новое. Возможно, это связано с тем, что люди более консервативные и спокойные.

Не как у всех

— Как выделиться мобильному приложению среди себе подобных? Вот, к примеру, банки уже и не могут себе позволить не иметь мобильного приложения. Но они, за редким исключением, предлагают один и тот же довольно ограниченный функционал.

— Смотрите, есть Google, и запускается новый поисковик, который приходит и говорит: «Мы тоже хороший поисковик, но не отслеживаем персональные данные». Сразу нужно понимать, в чем отличие. Вот у этого поисковика появляется шанс в определенном сегменте встраиваться в Tor или другие анонимные браузеры. И местным банкам тоже нужно понимать свою уникальность и говорить: «Мы как Казком, только лучше в том-то и том-то». Тогда есть возможность победить. А если делать все то же самое, что и другие, то нет шансов.

— Давайте на примерах?

— Вот вам пример — ПриватБанк — украинский банк номер один. Они очень продвинутые, они запускают множество инноваций, быстро реагируют и быстро внедряют новинки. Вообще этот банк нашим клиентом является: мы доставляем их карточки. Здесь, в Казахстане, только один банк доставляет карточку клиенту. Остальные чего ждут — непонятно. У вас здесь доставляют в течение суток, а мы, замечу, карточки ПриватБанка за час доставляем. То есть клиент заполнил заявку на сайте банка, банк за минуту ее одобрил, мы тут же выезжаем и через час кредитная карточка уже у клиента. В ПриватБанке более трех тысяч разработчиков, кстати. Разработка идет по многим направлениям — это и банкоматы, и веб-терминалы, вплоть до выдачи кэша по QR-коду. У них постоянно какие-то новинки.

— В приведенном примере заказчики бизнес понимают, зачем им эти инновации. А если говорить в целом, со стороны заказчиков растет понимание: зачем им мобильное приложение, кроме «чтобы было»?

— Мы возвращаемся к началу нашего разговора — нужно искать проблему и решать ее. Не нужно придумывать проблему на пустом месте. Если мы делаем мобильное приложение просто потому, что хочется, потому, что надо или потому, что у других есть — это выброшенные на ветер деньги. Нужно решать конкретную задачу. Взять одну проблему, конкретную, и решать ее.

— Тот же банкинг с помошью мобильного приложения повышает степень удовлетворенности клиента, предлагает стандартный набор сервисов. Какую конкретную проблему ему можно решать?

— Вот поэтому можно в мобильных приложениях в основном сделать перевод, платеж, проверить баланс. Утрирую, но если конкретная проблема не решается — нет уникальности. Пусть бизнес скажет: «Сделайте мне доставку карточек. Или сделайте мне быстрое оформление кредита через мобайл». Вот мне срочно деньги нужны — 100 тысяч тенге. Конкретная проблема клиента — нужны деньги. Я скачиваю приложение, ввожу свои данные, прохожу какую-то авторизацию, банк делает скоринг, проверяет актуальность моей информации, перезванивает и привозит карточку. Вот решение конкретной задачи. Кредитную карту делают несколько дней, мне уже и не нужна она к тому моменту, может быть. Предложенный вариант — это актуально для небольших сумм денег, которые нужны здесь и сейчас. Или вы в магазине находитесь, хотите купить что-то и у вас не хватает на вашей карточке денег. Вам здесь и сейчас нужен этот кредит в 50–100 тысяч тенге. Через мобильное приложение это можно отправить заявку, получить одобрение со стороны банка и получить кредит. Возможно это сделать при помощи мобильного приложения? Конечно возможно. Но если банки не задумываются о пользовательском поведении, процессе принятия решения пользователем и о проблеме пользователя, то они никогда не сделают работающего — в смысле выполняющего конкретную задачу — приложения. Тогда будет все, как у всех: обычно, скучно.

И есть другой подход: найти проблему пользователя и решать ее, тогда и популярность будет, и деньги придут.

Статьи по теме:
Общество

Большинство проиграло

В Гражданской войне участвовало не более 4% населения. Победа большевиков соответствовала интересам 25%, а остальные проиграли

Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках