Выходите по одному

Почему смена персоналий эффективнее смены программ

Выходите по одному

Долгосрочное падение цен на нефть обнажило все крайне серьезные недостатки нашей экономики. Однако, на сегодня у экспертов так и нет понимания того, как эти проблемы собирается решать правительство и Нацбанк. Судя по всему, они сами не знают, что делать.   

19 октября в ходе встречи с премьер-министром глава государства сказал: «Наступает настоящий кризис – более сильный, чем в 2007-2009 годах. В связи с этим поручаю правительству провести анализ, составить план антикризисной работы, определить необходимые меры и довести до населения». 

В пресс-релизе по итогам этой встречи насторожили два момента. Во-первых, главными причинами того, что экономика республики работает в тяжелом режиме, были названы внешние факторы, прежде всего снижение цен на нефть. Во-вторых, беспокоит название документа, который нужно разработать - «план антикризисной работы». 

Где корни кризиса?

В настоящий момент я думаю ни у кого нет сомнения, что причиной больших проблем в экономике Казахстана является то, что с момента независимости правительство так не смогло построить конкурентоспособную несырьевую экономику. При этом у государства были все финансовые возможности для этого, благодаря большому потоку нефтедолларов в «тучные» времена высоких цен на нефть. 

Если бы у нас была развита несырьевая экономика, то падение цен на сырье не имело бы негативное влияние на нашу экономику. В этом случае страдают компании, продающие подешевевшее сырье, но быстро подымаются те, кто покупает его. Это и называется диверсификацией экономики. Именно с этим у нас очень серьезные проблемы.  

Самое плохое, правительство так и не признает, что текущий кризис возник только из-за внутренних проблем. И это вполне объяснимо, поскольку если этот факт будет признан официально, то по идее правительство тут же должно уйти в отставку, так как именно оно не смогло решить эти проблемы в недавние «тучные» времена.

Для того, чтобы исправить ситуацию с резко снизившимся потоком нефтедолларов у правительства не так много вариантов, чтобы писать отдельную антикризисную программу с детальным анализом и планом работ. По большому счету у него всего две быстрые опции, чтобы хоть как-то сбалансировать госбюджет, поддержать рост экономики, и оставить на прежнем уровне социальные обязательства. Первая опция – это увеличение использования Нацфонда (наша нефтяная заначка). И вторая - это девальвация нацвалюты. Правительство уже в полной мере использует эти опции, и что-то новое придумать в этих направлениях довольно сложно. 

Также, для сохранения роста экономики, правительство пытается увеличить государственные расходы, используя программу «Нурлы жол». Расходы по программе финансируются Нацфондом, и в основном они идут на развитие инфраструктуры. Данная программа вполне соответствует так называемой контрциклической экономической политике, которая является общепринятой концепцией во всем мире. 

В соответствии с контрциклической политикой в период "перегрева" экономики (для нас – это высокие цены на нефть) происходит ужесточение бюджетной и денежно-кредитной политики и, за счет такого ужесточения, государство осуществляет накопление резервов «на черный день» (накопления в Нацфонде). 

В период экономического спада (для нас - это низкие цены на нефть) происходит смягчение экономической политики. С точки зрения денежно-кредитной политики осуществляется: снижение процентных ставок и увеличение денежной массы. По бюджетной политике проводится: снижение налогов и увеличение государственных расходов за счет накопленных резервов (Нацфонд). 

Как видно из такого определения контрциклической политики, программа «Нурлы жол» относится только к одному элементу этой концепции – увеличение госрасходов. Однако даже с этой, казалось бы, неплохой госпрограммой, у нас не все в порядке. 

В соответствии с «Нурлы жолом» в данный период (при падении цен на нефть) увеличиваются государственные расходы в инфраструктуру и прочие области. Однако, почему-то правительство одновременно производит сокращение госбюджета примерно на такую же сумму. В результате, вместо увеличения госрасходов происходит просто их перераспределение с одних целей на другие. То есть, отсутствует смысл контрцикличности.

Мираж контрцикличности

Казалось бы, противоречия в программе «Нурлы жол» легко исправить, однако это не так. Если посмотреть на другие элементы контрциклической экономической политики, то там у нас совсем полный провал. И причина всему этому одна – прошлые действия и бездействия Нацбанка.

Сегодня Нацбанк и правительство героически борются за увеличение кредитования экономики и за снижение процентных ставок по такому кредитованию. Однако, это не борьба, а просто пустые слова. Это связано с тем, что, мягко говоря, непродуманная политика Нацбанка привела страну к полному недоверию к нацвалюте, что обернулось громаднейшей долларизацией депозитов и непрекращающимися девальвационными ожиданиями. 

В таких условиях Нацбанк вынужден действовать с точностью наоборот, по сравнению с контрциклической политикой. Чтобы не остановить дальнейшую девальвацию нацвалюты, наш регулятор вынужден подымать базовую процентную ставку, а также всеми другими способами должен снижать денежную массу в тенге. 

Именно поэтому, программа «Нурлы жол» не может работать по своему главному назначению – увеличение госрасходов в кризисное время. При текущем недоверии к нацвалюте, любое увеличение предложения тенге в экономике оказывает большое давление на курс нацвалюты, что приводит к её ускоренной девальвации. В результате страна оказалась в ловушке. То есть, мы очень хотим, но, по вине Нацбанка, не можем использовать стандартные инструменты контрциклической политики.    

Если брать налоговую политику, то по ней правительство также действовало и действует с точностью наоборот, по сравнению с контрциклической политикой. В «тучные» года высоких цен на нефть, оно снижало налоги, не связанные с добычей сырья. А в кризисные времена оно почему-то стало увеличивать их (резко увеличены налоги на пенсию, медстраховку, и так далее), что конечно же еще более ухудшает ситуацию с падением экономики в кризисное время. То есть, если в денежно-кредитной политике глупо поступал Нацбанк, но такая «неординарная» налоговая политика целиком на совести у правительства.

Если мы не хотим подорвать долгосрочное развитие экономики, то однозначно нельзя повышать налоги в кризисное время. Недостаток налогов в этот период должен восполнятся за счет резервов, накопленных в «тучные» времена. Законодательной целью нашего Нацфонда (одной из четырех) является - снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Это стандартная цель подобных фондов во всем мире, и она один в один соответствует общепринятой контрциклической политике. Казалось бы, всё это очень очевидно, но только не для нашего правительства.  

Не программы нужны

В заключении хотелось бы еще раз повторить, что причиной кризиса являются внутренние структурные и фундаментальные проблемы нашей экономики, а снижение цен на сырье лишь обнажило их. В таких условиях, у нас кризис будет всегда, пока сырьевые цены будут на низком уровне. 

Поэтому нам нужна не антикризисная программа, а стратегический всеобъемлющий документ по структурным реформам в стране. При чем такие реформы, должны касаться не только экономики, а всех сторон нашей жизни. Они должны включать в себя: политические преобразования, реальную борьбу с коррупцией, усиление роли частного сектора и всего общества в целом, усиление верховенства закона и так далее.

Текущий План нации «100 конкретных шагов» еще очень далек от стратегического документа, который нужно разработать, чтобы по-настоящему преобразовать экономику нашей страны. Причем это можно сказать, про любую стратегическую госпрограмму. Причина в том, что экономические власти не готовы признать свои прошлые ошибки, которые привели к фундаментальным перекосам в нашей экономике. Это значит, что структурные реформы сложно провести без смены лиц в кабмине и ЦБ. И первое решение уже принято – в кресле главы Нацбанка Кайрата Келимбетова сменил Данияр Акишев.  

*- Мурат Темирханов – финансист. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики