Лечебный кризис

Редакционная статья

Лечебный кризис

Отечественный бизнес чем-то похож на избалованного ребенка, которого родители так сильно оберегали, что он теперь боится сделать самостоятельно и шаг. Отсутствие реальной конкуренции на большинстве рынков привело к тому, что казахстанские компании вообще не видели до последнего времени смысла в том, чтобы проводить структурные позитивные изменения. Зачем — и так же все продается. Наступил очередной кризис и сразу пошли рыдания: «Помогите нам, мы так не можем!»

Отечественные предприятия просили девальвацию, государство ее провело, теперь говорят, что девальвация слишком сильная, тоже, мол, плохо… И несмотря на девальвацию, бизнесмены просят защитить их от россиян. Но что будет дальше: бизнес потребует от потребителей не капризничать? Попросит закрыть все рынки?

При этом в народе негласно бытует мнение, что работать в чисто казахстанских компаниях нежелательно. Причем так говорят сами казахстанцы, поскольку знают, как устроены такие бизнесы. Там норма жизни — брать на работу родственников и детей, знакомых «агашек», нередко прибегают к «откатам», считают маркетинг и PR блажью.

При этом в республике мало компаний, которые эффективно выстроили бизнес-процессы, структуру и корпоративную культуру. Для казахстанских компаний, даже крупных и торгующихся на бирже, корпоративная культура — больше ширма. А такие серьезные вопросы, как повышение производительности труда, эффективности бизнеса, энергосбережение и работа с персоналом, часто — сплошной блеф. Большинство казахстанских руководителей живут в прошлом веке и до сих пор довольно примитивно полагают, что две базовые вещи обеспечат им успех.

Первая — кадры нужно постоянно держать в страхе и контролировать. Вторая — поощрять можно лишь премиями. Но на самом деле этого недостаточно. Британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group, включающей в себя около 400 компаний различного профиля, Ричард Брэнсон сказал следующее: «Обязательно проводите мотивационные сессии со всеми сотрудниками, чтобы понять их истинные мотивы работы у вас. Найдите общий интерес для развития сотрудника и получите сильного игрока в своей команде. Игру не выиграть с безразличными игроками!»

Но прежде чем работать с кадрами, компаниям нужно разработать стратегию развития, чтобы понимать, куда и как двигаться. Можно идти по протоптанной дороге и бороться за гроши, а можно построить новую дорогу, которая выведет компанию к голубому океану. Но чтобы найти его, нужно по-настоящему любить свой бизнес, считать его делом жизни, которое можно передать детям.

Кризис в целом для Казахстана и отечественного бизнеса полезен. Он заставляет шевелиться, больше думать и стараться. Он очистит ряды предпринимателей, оставив самых крепких, которым все кризисы не страшны. Как сказал автор ряда бестселлеров по менеджменту Стивен Кови, быстрее всего учишься в трех случаях — до 7 лет, на тренингах, и когда жизнь загнала тебя в угол. Насчет тренингов с ним, наверное, можно поспорить, но два других пункта совершенно точно верны.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее