Лечебный кризис

Редакционная статья

Лечебный кризис

Отечественный бизнес чем-то похож на избалованного ребенка, которого родители так сильно оберегали, что он теперь боится сделать самостоятельно и шаг. Отсутствие реальной конкуренции на большинстве рынков привело к тому, что казахстанские компании вообще не видели до последнего времени смысла в том, чтобы проводить структурные позитивные изменения. Зачем — и так же все продается. Наступил очередной кризис и сразу пошли рыдания: «Помогите нам, мы так не можем!»

Отечественные предприятия просили девальвацию, государство ее провело, теперь говорят, что девальвация слишком сильная, тоже, мол, плохо… И несмотря на девальвацию, бизнесмены просят защитить их от россиян. Но что будет дальше: бизнес потребует от потребителей не капризничать? Попросит закрыть все рынки?

При этом в народе негласно бытует мнение, что работать в чисто казахстанских компаниях нежелательно. Причем так говорят сами казахстанцы, поскольку знают, как устроены такие бизнесы. Там норма жизни — брать на работу родственников и детей, знакомых «агашек», нередко прибегают к «откатам», считают маркетинг и PR блажью.

При этом в республике мало компаний, которые эффективно выстроили бизнес-процессы, структуру и корпоративную культуру. Для казахстанских компаний, даже крупных и торгующихся на бирже, корпоративная культура — больше ширма. А такие серьезные вопросы, как повышение производительности труда, эффективности бизнеса, энергосбережение и работа с персоналом, часто — сплошной блеф. Большинство казахстанских руководителей живут в прошлом веке и до сих пор довольно примитивно полагают, что две базовые вещи обеспечат им успех.

Первая — кадры нужно постоянно держать в страхе и контролировать. Вторая — поощрять можно лишь премиями. Но на самом деле этого недостаточно. Британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group, включающей в себя около 400 компаний различного профиля, Ричард Брэнсон сказал следующее: «Обязательно проводите мотивационные сессии со всеми сотрудниками, чтобы понять их истинные мотивы работы у вас. Найдите общий интерес для развития сотрудника и получите сильного игрока в своей команде. Игру не выиграть с безразличными игроками!»

Но прежде чем работать с кадрами, компаниям нужно разработать стратегию развития, чтобы понимать, куда и как двигаться. Можно идти по протоптанной дороге и бороться за гроши, а можно построить новую дорогу, которая выведет компанию к голубому океану. Но чтобы найти его, нужно по-настоящему любить свой бизнес, считать его делом жизни, которое можно передать детям.

Кризис в целом для Казахстана и отечественного бизнеса полезен. Он заставляет шевелиться, больше думать и стараться. Он очистит ряды предпринимателей, оставив самых крепких, которым все кризисы не страшны. Как сказал автор ряда бестселлеров по менеджменту Стивен Кови, быстрее всего учишься в трех случаях — до 7 лет, на тренингах, и когда жизнь загнала тебя в угол. Насчет тренингов с ним, наверное, можно поспорить, но два других пункта совершенно точно верны.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности