Дети плюс родители минус государство

Сентиментальная и простая книга. Возможно, такой должна быть книга, когда родители размышляют о своих детях

Дети плюс родители минус государство

Душещипательное название не заслоняет замечательной сути этого сборника. Книга «Как много могут родители» включает в себя 15 новелл — 15 историй родителей детей с ограниченными возможностями. Конечно, cовсем не вызывают уважения те, которые с рождением проблемного ребенка ушли в свои переживания и их родительского запала сейчас хватает только на бесконечные тяжбы с врачами и маниакальное выяснение отношений с социальными службами. Невозможны и адекватные слова о тех, кто просто отказался от своего больного ребенка. Не о них и им подобных эта книга.

Здравую логику и искреннее жизнелюбие от мам и пап, рассказывающих в этой книге о своей жизни, невозможно наблюдать ни в одной социальной сети, форуме, группе или чате, в коих порой все мы можем обмениваться опытом, плакать в жилетку, искать совета. Да, для родителей это была, есть и еще долгие годы будет проба на прочность. Да, для них нужно было менять привычный образ жизни и отказываться от многого. А как результат — конкретные ситуации, в которых родители реально помогли и продолжают помогать своим детям. Быть может, вот только «корону» за это водружать на них не стоит, а в комментариях к текстам книги это присутствует. Пресловутая мания «величия» у отдельных персонажей — авторов сборника все же начинает отрастать. Возможно, один из героев книги, написавший «Я везде езжу с сыном, я им горжусь, мне не стыдно появляться с ним в обществе», через десяток лет все же устыдится своего ложного пафоса. Совсем не риторический вопрос, а как же еще относиться к своему сыну, вне зависимости от его физических возможностей? Несколько раздражают и дешевые сентенции, банальные афоризмы, коими напичкали книгу ее энпэошные составители.

Как бы то ни было, именно родительское чутье подсказало героям книги, что всегда должна быть та невидимая ниточка, которая связывает родителей с детьми, детей с родителями. Тогда именно эта, воспользуемся ставшим ужасно пошлым словечком, «скрепа» подскажет им, что не надо через боль и «не могу» заставлять делать физические задания, из-под палки вырисовывать буковки и так далее. Малыш не должен осознавать «рутинность» предлагаемых базовых реабилитационных и развивающих его заданий и упражнений.

Нехотя данная книга идеально отразила состояние государственной медицинской, социальной и образовательной практики, связанной с детьми-инвалидами. Самое главное состоит в очевидном. Детской реабилитации в Казахстане не повезло с продуманной системой от государства. Госсистема по-прежнему отличается бездушным манипулятивным характером, доставшимся нам от советской практики. Ситуацию смогут переломить обычные родители: их подход к реабилитации отличается большей продуманностью, чем многочисленные декларируемые лишь на бумаге инновации от двух министерств (образования и здравоохранения) в этой области.

Голос этих родителей слышен, даже когда они размышляют в книге вполголоса. Знаю, в последнее время даже депутаты (!) начинают читать обращения и предложения родителей особых детей. А размышляют родители примерно одинаково — надо любить своего ребенка. Последнее никак не связано с тем, какие у него проблемы. Объективности ради замечу, в большинстве случаев проблемы, с которыми столкнулись дети и их родители, все же изначально были решаемы. Практически в каждой истории есть реальные люди, которые помогали нашим героям и их детям. Зачастую звучат одни и те же имена педагогов и реабилитологов. Последние все благое делали в силу самых прямых своих обязанностей, иногда даже и бескорыстно и свыше своих профессиональных возможностей. Попутно становится очевидным простое: у нас практически не осталось ни врачей, ни логопедов, ни психологов, способных результативно на протяжении нескольких лет вести проблемных детей. Точнее, они есть, но их количество, например, на одну бывшую столицу исчисляется единицами. Несколько циничное «утешение», что в областных городках и столице подобных профи вовсе нет в помине. А есть некая эфемерная имитация профессии и деятельности. Кстати, некоторые из благоразумных рассказчиков этой книги, для того чтобы элементарно поднять своего ребенка, просто переехали в Алматы.

В выводах и наблюдениях составители книги замечают: все участники проекта живут в крупных городах, относятся к образованным людям среднего достатка. А что же тогда с другими детьми, родители которых в этот спасительный коридор не вписались? Вопрос, на который страшно отвечать.

Не вполне уверен, как пишут инициаторы книги, что она нужна тем родителям, которые совсем растерялись и которым нужен чужой вдохновляющий пример. А уж тем более, как это робко указывают составители, чиновникам от образования, медицины и депутатам. По всей видимости, она нужна самим родителям. Она отразила один из этапов их жизни, это как фотография, но только реализованная в слове. Книга не заканчивается последней страницей. Дети растут, растут проблемы, с ними связанные. Но эти родители уже ничего не боятся, они способны преодолеть если не все, то многое. Одно замечание. Не столько родителям, сколько инициаторам книги. А не кажется ли вам, что так должен вести себя любой родитель?

Как много могут родители… Алматы: ООФ «Открытая школа» , 2014. — тираж 300 экз.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности