Евангелие от Вуди Аллена

Мир свободы и мир природы в картине «Иррациональный человек»

Евангелие от Вуди Аллена

В отечественном прокате прошла премьера очередного шедевра Вуди Аллена. Как обычно, фильм посвящен излюбленной режиссером нравственной проблематике. Надо признать, уже с первых кадров он вкрадчиво шокирует зрителя. В центре — история отношений ставшего притчей во языцех преподавателя философии Эйба Лукаса (Хоакин Феникс) и заглядывающей ему в рот студентки-отличницы Джилл (Эмма Стоун).

Эйб влачит жизнь Чайльд-Гарольда, пьянствуя и играя в русскую рулетку (и это, скажем мы, в то время пока в Африке голодают дети). По ходу картины непосвященный зритель узнает, как роскошно живут преподаватели в Америке, а также знакомится со скандальными деталями профессорского быта, такими, как возможность прикладываться к бутылке в любое время в любом месте и вступать в сексуальную связь со студентками.

Последнее предложение измученный нарзаном преподаватель отвергает (и вовсе не из благородства и нравственных соображений), но тут вдруг в унылое царство размеренного консьюмеризма вторгается лихо закрученный детективный сюжет. Эйб и Джилл случайно подслушивают разговор в кафе — мать-одиночка жалуется на зловредного судью, собирающегося отобрать у нее детей…

Это не единственная мелодрама американского режиссера, в которой критикуются ценностные установки современного общества. Стоит вспомнить «Преступления и проступки», «Ханну и ее сестер», «Мечту Кассандры», «Матч Пойнт» и другие, в которых Вуди Аллен не устает ставить героев в нелицеприятные ситуации и препарировать психологию обывателя. Аллен исследует повседневность, обнажая в ней брутальное измерение. Причем проделывает это под маской невинной шутки. Так что кровожадная история в духе классической древнегреческой трагедии по мановению волшебной палочки Вуди превращается в комическую мелодраму.

В «Иррациональном человеке» режиссеру удается довести этот свой фирменный прием до совершенства. Если «Матч Пойнт» и «Мечта Кассандры» предстают назидательными драматическими историями, когда за преступлением следует наказание, то в «Иррациональном человеке» зло эфемерно так же, как и добро, а убийца наказывается случайным, иррациональным образом. Кстати, в «Матч Пойнте» благодаря его величеству случаю преступник, наоборот, избегает правосудия. Но его, как по Достоевскому, не покидают муки совести. К иррациональному человеку никакие потусторонние голоса не обращаются и привидения не являются. Более того, убийство обретает благородный налет — «если умрут плохие люди — мир станет лучше». Раскольников живее всех живых, а режиссер продолжает размышлять над идеями русской литературы.

Герой «Матч Пойнта» читает Федора Достоевского, а иррациональный человек восхищается экзистенциализмом. Но это на поверхности, на уровне прямых отсылок — если копнуть глубже, то обнаруживаешь, что американской философии в мотивах героев Вуди куда больше, чем русской или французской. Именно в духе американского прагматизма размышляет и действует «иррациональный» Эйб. Он так и заявляет, что поступать надо, как выгодно в данной ситуации, что истина — это то, во что ты веришь в данный момент. Понятно, что в следующий — уже удобно верить во что-то другое. Вот поверил Эйб в удобную роль избавителя мира от кровопийц. Сначала план убийства зловредного судьи продумал, как все провернуть и остаться незамеченным. Пошел философ на дело. Удалось. Теперь надо суметь выйти сухим из воды, чтобы не раскрыли. В отличие от Раскольникова (и даже от Криса из «Матч Пойнта») Эйб не мучается, а даже, напротив, выходит из депрессии и начинает дышать полной грудью. Тут и мужские достоинства заработали, и аппетит проснулся. Вернулся вкус к жизни, и включились все жизненные функции. Можно слегка перефразировать известный анекдот про старушку и рубль: один судья — один оргазм плюс хороший аппетит. Кормили волка морковкой мертвых умозрений, а ему, оказывается, трепетную плоть жизненных ситуаций подавай.

Несмотря на разговоры об экзистенциализме, действия героя фильма на поступки походят мало. Зато напоминают способ выживания организма согласно представлениям прагматизма. Да и Канта американский философ критикует не просто так. Эйб на деле позитивист, а экзистенциалист он только на словах. Как от Канта не открещивался — по нему все и вышло. Если нет мира ноуменов и категорического нравственного императива, определяющего поступки, то остается внешний, физический мир причинно-следственных связей и включенное в него тело с его физиологией. Его поведение определяется средой, т.е. внешними причинами. В итоге это самое тело поскальзывается, падает и передает привет. И никакой древнегреческой трагедии. Сплошной комический фарс, словно герой поскользнулся на банановой кожуре. Вспоминаются слова из одного знаменитого романа — человек смертен, причем внезапно смертен. Помнится также, что произнесший их персонаж пришел в восторг от предложения отправить Канта на Соловки, а еще его очень заинтересовала новая вера испорченных квартирным вопросом людей в то, что «Бога нет». Но также трудно забыть, что седьмое доказательство бытия Бога от таинственного незнакомца не заставило себя долго ждать.

В «Иррациональном человеке» Вуди Аллен напрямую не касается религиозной тематики. Но отсутствие Бога как зияющая метафизическая дыра ощущается в картинах, повествующих о постхристианском мире торжества потребительского позитивизма. Кстати, в одной из ранних работ Аллена — «Преступления и проступки» — вопросы веры и неверия обсуждаются прямо в диалогах героев. В мире, где глаза всевидящего Бога — фигура речи, а глаза человека — лишь объект манипуляций окулиста, неуютно даже дьяволу.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом