Евангелие от Вуди Аллена

Мир свободы и мир природы в картине «Иррациональный человек»

Евангелие от Вуди Аллена

В отечественном прокате прошла премьера очередного шедевра Вуди Аллена. Как обычно, фильм посвящен излюбленной режиссером нравственной проблематике. Надо признать, уже с первых кадров он вкрадчиво шокирует зрителя. В центре — история отношений ставшего притчей во языцех преподавателя философии Эйба Лукаса (Хоакин Феникс) и заглядывающей ему в рот студентки-отличницы Джилл (Эмма Стоун).

Эйб влачит жизнь Чайльд-Гарольда, пьянствуя и играя в русскую рулетку (и это, скажем мы, в то время пока в Африке голодают дети). По ходу картины непосвященный зритель узнает, как роскошно живут преподаватели в Америке, а также знакомится со скандальными деталями профессорского быта, такими, как возможность прикладываться к бутылке в любое время в любом месте и вступать в сексуальную связь со студентками.

Последнее предложение измученный нарзаном преподаватель отвергает (и вовсе не из благородства и нравственных соображений), но тут вдруг в унылое царство размеренного консьюмеризма вторгается лихо закрученный детективный сюжет. Эйб и Джилл случайно подслушивают разговор в кафе — мать-одиночка жалуется на зловредного судью, собирающегося отобрать у нее детей…

Это не единственная мелодрама американского режиссера, в которой критикуются ценностные установки современного общества. Стоит вспомнить «Преступления и проступки», «Ханну и ее сестер», «Мечту Кассандры», «Матч Пойнт» и другие, в которых Вуди Аллен не устает ставить героев в нелицеприятные ситуации и препарировать психологию обывателя. Аллен исследует повседневность, обнажая в ней брутальное измерение. Причем проделывает это под маской невинной шутки. Так что кровожадная история в духе классической древнегреческой трагедии по мановению волшебной палочки Вуди превращается в комическую мелодраму.

В «Иррациональном человеке» режиссеру удается довести этот свой фирменный прием до совершенства. Если «Матч Пойнт» и «Мечта Кассандры» предстают назидательными драматическими историями, когда за преступлением следует наказание, то в «Иррациональном человеке» зло эфемерно так же, как и добро, а убийца наказывается случайным, иррациональным образом. Кстати, в «Матч Пойнте» благодаря его величеству случаю преступник, наоборот, избегает правосудия. Но его, как по Достоевскому, не покидают муки совести. К иррациональному человеку никакие потусторонние голоса не обращаются и привидения не являются. Более того, убийство обретает благородный налет — «если умрут плохие люди — мир станет лучше». Раскольников живее всех живых, а режиссер продолжает размышлять над идеями русской литературы.

Герой «Матч Пойнта» читает Федора Достоевского, а иррациональный человек восхищается экзистенциализмом. Но это на поверхности, на уровне прямых отсылок — если копнуть глубже, то обнаруживаешь, что американской философии в мотивах героев Вуди куда больше, чем русской или французской. Именно в духе американского прагматизма размышляет и действует «иррациональный» Эйб. Он так и заявляет, что поступать надо, как выгодно в данной ситуации, что истина — это то, во что ты веришь в данный момент. Понятно, что в следующий — уже удобно верить во что-то другое. Вот поверил Эйб в удобную роль избавителя мира от кровопийц. Сначала план убийства зловредного судьи продумал, как все провернуть и остаться незамеченным. Пошел философ на дело. Удалось. Теперь надо суметь выйти сухим из воды, чтобы не раскрыли. В отличие от Раскольникова (и даже от Криса из «Матч Пойнта») Эйб не мучается, а даже, напротив, выходит из депрессии и начинает дышать полной грудью. Тут и мужские достоинства заработали, и аппетит проснулся. Вернулся вкус к жизни, и включились все жизненные функции. Можно слегка перефразировать известный анекдот про старушку и рубль: один судья — один оргазм плюс хороший аппетит. Кормили волка морковкой мертвых умозрений, а ему, оказывается, трепетную плоть жизненных ситуаций подавай.

Несмотря на разговоры об экзистенциализме, действия героя фильма на поступки походят мало. Зато напоминают способ выживания организма согласно представлениям прагматизма. Да и Канта американский философ критикует не просто так. Эйб на деле позитивист, а экзистенциалист он только на словах. Как от Канта не открещивался — по нему все и вышло. Если нет мира ноуменов и категорического нравственного императива, определяющего поступки, то остается внешний, физический мир причинно-следственных связей и включенное в него тело с его физиологией. Его поведение определяется средой, т.е. внешними причинами. В итоге это самое тело поскальзывается, падает и передает привет. И никакой древнегреческой трагедии. Сплошной комический фарс, словно герой поскользнулся на банановой кожуре. Вспоминаются слова из одного знаменитого романа — человек смертен, причем внезапно смертен. Помнится также, что произнесший их персонаж пришел в восторг от предложения отправить Канта на Соловки, а еще его очень заинтересовала новая вера испорченных квартирным вопросом людей в то, что «Бога нет». Но также трудно забыть, что седьмое доказательство бытия Бога от таинственного незнакомца не заставило себя долго ждать.

В «Иррациональном человеке» Вуди Аллен напрямую не касается религиозной тематики. Но отсутствие Бога как зияющая метафизическая дыра ощущается в картинах, повествующих о постхристианском мире торжества потребительского позитивизма. Кстати, в одной из ранних работ Аллена — «Преступления и проступки» — вопросы веры и неверия обсуждаются прямо в диалогах героев. В мире, где глаза всевидящего Бога — фигура речи, а глаза человека — лишь объект манипуляций окулиста, неуютно даже дьяволу.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня