Два в одном

Закончился кинофорум, который в этот раз объединил в себе 11‑ю по счету международную «Евразию» и алматинский международный кинофестиваль молодых кинематографистов, в этот раз дебютировавший с новым названием — «Созвездие Шакена»

Два в одном

В этом году «Звезды Шакена» поменяли свое название на «Созвездие Шакена». Говорят, Венера Нигматулина, бывший гендиректор теперь уже тоже бывшего алматинского международного фестиваля «Звезды Шакена» (им она была бессменно более десяти лет), запатентовала авторское название. Таким образом, новое название открыло новый счет старому кинофестивалю. «В этом году фестиваль “Созвездие Шакена” сосредоточился на Средней Азии, на себе и своих соседях. В будущем году будем расширять границы», — очертил поле фестивальной деятельности заместитель управления культуры города Алматы Ербулат Ауэзов. Генеральным директором «Евразии» в этом году стал режиссер Рашид Нугманов, а гендиректором нового «Созвездия Шакена» — киновед (бывший арт-директор «Звезд Шакена») Гульнара Абикеева.

Еще одно новшество этого года появление конкурса детского кино в рамках «Евразии». Как считают организаторы кинофорума, главная миссия кинофестивалей — пропаганда отечественной кинопродукции и живое общение с мастерами кинематографа. В своей речи на открытии аким Алматы Бауыржан Байбек отметил: «Отрадно, что казахстанское кино заявляет о себе во всем мире посредством таких кинофестивалей, как “Евразия” и “Созвездие Шакена”, радует, что традиции Великого Шелкового пути воплощаются в сегодняшнем дне».

Тенденции и темы

По мнению председателя отборочной комиссии ХI международного кинофестиваля «Евразия», кинокритика Кирилла Разлогова, основную тенденцию, характеризующую картины, участвующие в конкурсной программе, можно определить как взаимопроникновение культур и мультикультурализм, когда локальные культуры оказываются совращенными глобальными мировыми тенденциями. «Столкновение нескольких культур с глобальными тенденциями составляет во многих конкурсных картинах тот механизм, благодаря которому они были созданы. У художников возникает ощущение неполноты, кризиса, что является лучшим стимулятором творчества, — подчеркнул известный российский кинокритик. — Это есть в японской картине “Дорога к берегу”, в азиатском “Монахе”, есть и в индийской картине. Коллизии столкновения двух культур вы найдете в самых разных картинах, в том числе и в картинах внеконкурсного показа, например, «Дипан». Эти тенденции просматриваются и в европейской, и в азиатской программах. В полной мере они открываются в документалистике. В меньшей степени эта тенденция проявляется в детском кино, но и в нем ее можно обнаружить. Большинство конкурсных картин 2015 года, есть и 2014‑го, и даже одна 2012 года, вошедшая в конкурс в связи с приездом актера. Авторы картин разных возрастов и поколений, среди них много дебютантов — что хорошо».

В конкурсной программе «Созвездия Шакена» участвовали совсем свежие, недавно смонтированные картины. Как рассказала Гульнара Абикеева, фестивальное кино всегда на острие диалога с обществом. «Программа “Созвездия Шакена” социально заострена, как в фильме «Шлагбаум», где поднимается тема разделения общества на бедных и богатых. Эта же тема проигрывается в таджикской картине «Учитель», в которой есть отец, чувствующий приближающуюся смерть, и сын, уезжающий на заработки. Тему вынужденного кочевья также поднимает картина «Переезд». Отец живет мирно и спокойно в селе, но дочь зовет его в город. В итоге переезд становится гибельным для этих людей. Так, через тему миграции раскрывается главный лейтмотив конкурсных картин — разделение общества на бедных и богатых. Еще одна важная тема — это тема ответственности старшего поколения перед младшим. Если «Сорок дней тишины» Саодат Исмаиловой — кино о жизни четырех поколений женщин (вроде и эпохи разные, а судьба азиатской женщины не меняется — в чем и трагедия), то в картине «Другой» отчим чувствует ответственность перед пасынком. Мы часто говорим о почитании и уважении старших, в то время как проблема ответственности старшего поколения перед младшим не менее актуальна. Кроме перечисленных тематических тенденций очень важна эстетическая, художественная составляющая конкурсных фильмов. Большинство картин снято в другом ритме, нежели коммерческий кинематограф. Они замедленные, медитативные и отражают неспешную ментальность азиатского человека. Зритель, приходящий в зал, привык к мельтешению и клиповому мышлению. Но при таком ускоренном темпе удобно схватывать новости. Печаль, слезы и внутренняя трагедия человека достойны сопереживания. Но сопереживать можно только тогда, когда ты вникаешь. Так, чтобы понять «Сорок дней тишины», нужно время и внимание. Я эту картину поняла только после второго просмотра», — поделилась впечатлениями Гульнара Абикеева. 

Раздача слонов

В конкурсе «Созвездие Шакена» участвовало девять картин. В конкурсе кинофестиваля «Евразия» — десять. Победителей «Евразии» наградили пятью призами, а «Созвездия Шакена» — тремя. Отбирались конкурсные работы из порядка пятидесяти фильмов, подавших заявку на кинофестиваль. Кроме конкурсного кино зрители смогли увидеть шесть документальных, пять детских и пять фильмов в секции «Азия сегодня», а также четыре фильма в категории «Особый показ». Еще пять картин в разделе «Европа сегодня» и десять фильмов в секции «Казахская панорама». Фильмом открытия стала картина Акана Сатаева «Хакер», честь закрыть мероприятие выпала фильму французского режиссера Жан-Жака Анно «Тотем волка».

По итогам АФМК «Созвездие Шакена» жюри FIPRESCI вручило награду «Лучший фильм» — кинокартине «Кунанбай» режиссера Досхана Жолжаксынова. Этот же фильм получил приз от жюри сети по продвижению азиатского кино NETPAC «За раскрытие на экране непростой исторической драмы целого народа, великолепно сыгранной актерским составом и главное понятной за пределами страны».

Награды в рамках фестиваля ХI международного кинофестиваля «Евразия» получили: «Лучшая женская роль» — Фатима Мотамед-Арья, фильм «Набат», режиссер Эльчин Мусаоглу (Азербайджан), «Лучшая мужская роль» — Ержан Нурымбет, фильм «Жат», режиссер Ермек Турсунов (Казахстан). Лучшая режиссерская работа» — режиссер Эльчин Мусаоглу, фильм «Набат», (Азербайджан). «Спецприз жюри» — фильм «Любимое дело», режиссер Адитья Викрам Сенгупта, (Индия). «Гран-при фестиваля» был отдан киргизскому фильму «Небесное кочевье» режиссера Мирлана Абдыкалыкова. В рамках детского конкурса «Евразия» победил фильм «Небесный верблюд» режиссера из России Юрия Фетинга.

Вокруг закона

Главной тематикой фестивальных дискуссий уже не первый год является разработка и внедрение законопроекта «О поддержке национальной кинематографии» — закона «О кино». В этот раз в обсуждении участвовали представитель Министерства культуры и спорта Республики Казахстан Актоты Раимкулова, генеральный директор фестиваля «Евразия» Рашид Нугманов, первый заместитель председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов, режиссер и продюсер Ахат Ибраев, международный эксперт Анна Качко. Как заявил представитель дирекции Eurasia Spotlight: kazakh next wave Ильяс Ахмет на финальной панельной дискуссии, чтобы кино Казахстана совершило качественный рывок вперед, в законе о кино должны быть прописаны три директивы развития кинематографа — финансирование, производство и прокат. Со своей стороны Актоты Раимкулова пообещала, что Минкультуры сделает все для развития киноискусства.

На взгляд Рашида Нугманова, важно, чтобы кинематограф Казахстана не строился вокруг отдельных персоналий. Должна быть отлажена целая система. Чтобы талантливые режиссеры, сценаристы не зависели от небольшой группы мэтров, а могли напрямую взаимодействовать и встраиваться в отлаженную систему кинопроизводства. С советских времен продюсером выступало государство. С точки зрения производства и подготовки проектов были развиты кинопрокат и киносеть. В то время посещение кинозалов было зашкаливающим. Фильмам присваивались категории, от этого зависело число копий и маркетинг. Советская система проката сломалась в девяностые, и начался развал киносетей. До сих пор система не восстановила прежние мощности. Другая проблема заключается в ментальности отечественных кинематографистов, которые надеются получить средства, снять фильм — и на этом все заканчивается. На возврат средств после проката мало кто рассчитывает. Главный источник дохода — бюджетные деньги, смета. Поэтому сейчас казахстанское кино имеет маленький шанс дойти до зрителей. Роль закона о кино в том, чтобы наладить путь от идеи, сценария к производству фильма в киностудию, и затем от производства в прокат, в кинотеатры к зрителю, уверен режиссер.

На взгляд Олега Иванова развитие кинематографии, включающей художественную и индустриальную составляющие, невозможно без участия трех игроков — государства, бизнеса и общественных организаций. «Они должны действовать едино, потому что друг без друга кино они не поднимут. Еще я убежден, что закон должны писать юристы. Мы, представители разных кинематографических профессий, в этом смысле должны подавать юристам идеи. Большинство предложений, которые обычно подаются как редакции закона о кино, не имеет отношения к закону. Кроме закона о кино, нужно сделать нечто большее. Надо рассмотреть еще два документа. Первый документ должен быть принят на уровне президента республики — это концепция развития отечественной кинематографии. Концепция создает общее представление о том, что должно быть записано в законе о кино. Есть ряд альтернатив, которые в законе о кино вряд ли отразишь. Закон о кино задает рамки, по которым дальше жить. Содержательную модель можно отразить в концепции. Кроме концепции нужна госпрограмма на уровне Министерства культуры, в которой уже конкретно обозначены сроки реализации, исполнители, пути и ресурсы. То, сколько и как государство должно тратить на развитие кинематографии. Как мне кажется, на уровне президента — концепция, на уровне парламента — закон, на уровне правительства — программа, дорожная карта»,— пояснил киноэксперт.

Анна Качко заметила, что на сегодняшний день нужно использовать зарубежный опыт, направив свой взгляд на киноиндустрии стран со схожими экономическими, социальными и географическими условиями.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?