От эксклюзива до массового производства

Современный британский дизайнер поделился секретами мастерства с отечественными специалистами

От эксклюзива до массового производства

На днях в Алматы в Музее казахских народных музыкальных инструментов состоялась лекция известного британского дизайнера Гарета Нила на тему: «Локальность. Люди. Процесс. Создание смысла».

Лекция организована в рамках проекта «Дни британского дизайна», реализуемого Британским советом при поддержке компании Chevron совместно с Бизнес-инкубатором MOST и проектом Experimentarium Live. Проект представляет собой серию лекций и мастер-классов на тему дизайна и направлен на развитие навыков начинающих модных и индустриальных дизайнеров Казахстана и молодых профессионалов, работающих в данном секторе.

Презентация началась с цитат знаменитых дизайнеров современности. Затем Гарет Нил рассказал о своих собственных проектах, которые были направлены на то, чтобы привлечь внимание к проблемам экологии, общества и производства вещей. Работы, представленные на экране, напоминали больше инсталляции, а события, сопровождавшие их создание — акции в духе сontemporary art. Например, изготовление стульев прямо в лесу по технологии старых английских мастеров, производство сланцев из прессованного мусора, собранного на пляже, или загружающиеся с планшета одеяла пэчворк для больных детей в госпитале.

Из презентации стало понятно, что Гарет Нил сторонник штучного производства. Большинство представленных им изделий сделаны вручную при помощи традиционных столярных инструментов и из традиционного материала — дерева. Но нередко при их моделировании дизайнер прибегает к компьютерным программам. Его интересуют возможности цифровых инструментов.

Одна из важных эстетических задач современного дизайна — работа с материалом. Придавая материалу определенную эстетическую форму, художник меняет его исходную природную сущность и внешний вид таким образом, что его трудно узнать. Например, ваза из дуба сделана так, что преображенный дизайнером материал обретает не совсем характерные для него вытянутые волнисто-пластичные формы. Это благодаря тому, что объект растянули в графическом редакторе.

Несмотря на пристрастие к изготовлению уникальных вещей, Гарет сотрудничает в области промышленного дизайна с известными компаниями, производящими вещи для широкого потребителя.

«Эксперту Казахстан» удалось побеседовать с известным британским дизайнером. Г-н Нил назвал три принципа своей дизайнерской философии — это красота, мастерство, долговечность. И обозначил три приоритета для казахстанского дизайна. 

Дизайн как storytelling

— Гарет, чем, на ваш взгляд, художник отличается от дизайнера?

— Моя работа представляет собой нечто среднее между работой художника и дизайнера. Традиционно дизайнеров всегда занимал вопрос функциональности и решения определенной проблемы, в то время как для художника важнее концепция и выражение. Я считаю, что и то, и другое важно, поэтому я использую дизайн, чтобы рассказывать истории о людях, месте и процессе.

— Как происходит переход от искусства к дизайну?

— Я не разделяю свою работу на «искусство» и «дизайн». Я использую инструменты и приемы, характерные и для художников, и для дизайнеров. Это помогает мне достичь комплексного подхода, чтобы вдохновить современную аудиторию.

— Каковы проблемы выхода к производителю и потребителю? В какой степени вашу деятельность можно определить как творчество и как бизнес?

— Найти правильную форму сотрудничества с производителями — это всегда трудно, потому что необходимо гарантировать качество продукции, а также сделать так, чтобы продукты предлагались потребителям по правильной цене. В моем случае дизайнерские магазины и магазины при галереях выступают в качестве посредников и помогают мне найти правильных клиентов, и я не мог бы заниматься этим бизнесом без них. Некоторые из них лучше других, и по мере того как вы приобретаете репутацию, вы можете работать с самыми лучшими партнерами.

Ведение бизнеса всегда требует постоянного обучения, поэтому я всегда думаю о балансе между творчеством и бизнесом и время от времени пересматриваю приоритеты. Иногда ко мне обращаются с замечательными проектами, которые не принесут много денег, так что мне приходится думать о том, будет ли это правильно для моего бизнеса. Бывает полезно поработать в условиях финансовых ограничений, чтобы разработать нечто особенное, что потом повлияет на другие работы. Мои дизайнерские работы бывают очень разными: от эксклюзивных произведений для коллекционеров до мебели для массового производства. Но при этом я всегда соблюдаю последовательность согласно своей дизайнерской философии, которая подразумевает красоту, мастерство и долговечность.

— Можно ли сказать, что вы создали свой авторский бренд как художник и теперь работаете под ним как дизайнер на заказ?

— Я создал уникальный стиль в сфере дизайна и ремесла, который помог мне в работе над теми проектами, которые мне предлагают. Я стараюсь выходить за рамки традиционного ремесла, в своей работе я использую комбинацию традиционных процессов и цифрового производства, чтобы выявить скрытые свойства материалов, процессов и функций.

Культура, партнеры, реализм

— Вы отметили, что главными параметрами для вас являются место, процесс и люди. Но разве на эти принципы не опирается современное искусство перформанса и акционизма?

— Нет, это только мои принципы, в которые верю я сам и которые я считаю важными. Я надеюсь найти потребителей, которые также считают эти принципы важными для себя.

— Какую роль играет для вас материал? Можно ли сказать, что это такой же важный фактор, как люди, место и процесс?

— Локальность, место и процесс являются неотъемлемой частью сущности. Я всегда стараюсь находить экологически рациональный источник материалов, иногда я даже путешествую, чтобы найти подходящие материалы. В 2012 году я проехал 150 миль до леса в Англии, чтобы создать серию мебели в рамках моего проекта In Pursuit of Carbon Negative, направленный на снижение выброса углерода. Целью другого моего проекта, «Стул Оркни» (примечание: Оркни — графство в Шотландии), было возрождение традиционной техники плетения соломы, которая тесно связана с производством местного материала.

— Как вам показалось после знакомства с нашими дизайнерами, каковы главные проблемы в этой сфере в Казахстане?

— Я могу отметить три ключевых направления для дизайнерской индустрии Казахстана. Один из приоритетов — это повышение культуры потребителя. Это займет некоторое время, но будет происходить очень быстро.

Второе направление — создание партнерской сети, которая будет служить связующим звеном между производителями и дизайнерами и поможет продемонстрировать производителям потенциал современного дизайна.

И третье. Дизайнерам необходимо сосредоточиться на том, что у них уже есть, вместо того чтобы думать, чего у них нет.

Свежий замысел и старые материалы

Гарет Нил практикует уникальный подход к дизайну посредством изобретательности в выборе материалов, любознательности и новой интерпретации знакомых вещей. Он помог сформировать новую эру в сфере дизайна и ремесел. Его деятельность связана с его собственным исследованием, которое он проводит на базе Университета Брайтона, направленным на изучение традиционных процессов и digital-производства. Работы Гарета представлены на международных выставках, от музея Виктории и Альберта в Лондоне до музея искусства и дизайна в Нью-Йорке.

MOST собирает стартапы 

В рамках программы по развитию творческих индустрий Клуб молодых предпринимателей MOST совместно с корпорацией Chevron объявил о наборе на акселерационную программу для стартап-проектов в сфере творческих индустрий. Для участия в Школе творческих предпринимателей будут отобраны 20 лучших проектов, которые получат возможность бесплатно пройти двухмесячную программу акселерации на базе Бизнес-инкубатора MOST.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее