Чемпионы на старте

В Казахстане определились семь компаний, которые способны уже сейчас стать локомотивами роста в несырьевом секторе

Чемпионы на старте

В период падения цен на основные сырьевые товары становится естественным поиск новых прорывных идей, которые смогут «вытянуть» экономику страны. Одной из таких стала идея президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о поиске в Казахстане компаний в несырьевом секторе, которые смогут найти и занять свою нишу не только на отечественном, но и на зарубежных рынках. Программа «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы», которая призвана решить эту задачу, стартовала в Казахстане еще весной 2015 года. Проект, за который взялся холдинг «Байтерек», на особом контроле президента и включен в стратегический документ для страны — План нации «100 шагов». Летом текущего года президент поставил четкую задачу: показать ему хотя бы одного чемпиона в ближайшее время. Задача, конечно, не из самых простых для нашей страны, учитывая сырьевую направленность Казахстана. Чем может удивить казахстанский продукт потребителя отечественного и зарубежного, предстояло за очень короткий срок выяснить взявшейся за это дело команде холдинга «Байтерек».

Шаг 62

«Реализация ИНИЦИАТИВЫ “НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕМПИОНЫ” с ориентацией на поддержку конкретных компаний — лидеров среднего бизнеса в несырьевых отраслях экономики. Определение бизнес-лидеров даст возможность создания центров компетенций для трансфера ноу-хау» — из Плана нации «100 шагов».

Поиск компаний, которые смогут стать лидерами, в Казахстане стартовал еще весной 2015 года в рамках проекта «Байтерек» — «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы». Претендовали на звание лидера более 300 компаний, но жесткий отбор прошли только порядка 30 казахстанских компаний. Все лето команда «Байтерек» совместно с экспертами консалтинговой компании McKinsey&Company работала над поручением президента: от поиска компаний, их детальной диагностики перешли к этапу внедрения инициатив роста, точечных мероприятий, которые были разработаны под каждого участника программы.

На очередном заседании управляющего комитета по обсуждению программы, которое прошло первого октября, «Байтерек» показал «первых ласточек» программы — семь компаний, которые уже сегодня могут стать локомотивом роста в несырьевом секторе Казахстана.

Это такие компании, как RG Brands, Eurasian Foods Corporation, «Агропродукт», «Баян Сулу», «Масло-Дел», Alageum Group, Alina.

«Alageum — лидер на рынке Казахстана по выпуску электротехнического оборудования. Благодаря инициативе президента страны по созданию “Национальных чемпионов”, наша компания сегодня имеет все шансы стать известной на мировых рынках, — говорит генеральный директор Alageum Group Нурмахан Абдрахманов. — Так, на протяжении последних месяцев в рамках программы мы совместно с “Байтереком” и McKinsey провели большую работу по определению инициатив роста и приоритетных направлений развития нашего холдинга. Мы уже приступили к работе с консультантами по оптимизации систем продаж холдинга за счет внедрения принципа единого окна, а также по выстраиванию эффективной организации структур управления холдингом. Кроме того, в рамках нашего дальнейшего расширения мы планируем строительство первого завода в Казахстане по производству силовых трансформаторов класса напряжения 220 и 500 кВт в Шымкенте.

Финансирование данного проекта планируется осуществить с поддержкой холдинга «Байтерек». «В рамках программы мы уже получили финансирование оборотного капитала в размере миллиарда тенге. А также в целях усиления позиции на экспортных рынках мы с Банком развития Казахстана работаем над получением займа на финансирование экспортных операций в размере 1,8 млрд тенге. Мы верим, что внедрение и реализация приоритетных инициатив при поддержке программы позволит нашему холдингу вырасти еще больше, став экспортно ориентированным национальным брендом, продукция которого будет узнаваемой в странах ближнего зарубежья», — отмечает г-н Абдрахманов.

Всяк чемпион знает свой маневр

«В рамках программы “Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы” мы совместно с холдингом “Байтерек” и компанией McKinsey проводим огромную работу по развитию нашего предприятия, — отмечает член совета директоров “Баян Сулу” Алихан Талгатбек. — Мы благодарны, конечно же, президенту нашей страны за такую возможность. При помощи инициатив роста и адаптации лучших мировых практик на данном этапе вместе с консультантами мы приступили к развитию систем маркетинга и ценообразования. Также совершенствуется стратегия дистрибуции, ведется проработка более эффективных путей распространения нашей продукции как на казахстанском, так и на зарубежных рынках. Более того, в данный момент ведется строительство бисквитного цеха с установками новейшего оборудования, которые позволят выпускать кондитерские изделия, способные конкурировать с известными мировыми брендами».

Этот проект также поддержал холдинг «Байтерек». Также в рамках программы предприятие привлекло у Банка развития Казахстана заемные средства на сумму 2 млрд тенге, которые направлены на экспортное финансирование. На данный момент готовится пакет документов на привлечение заемных средств на строительство второй очереди бисквитного цеха в размере 2 млрд тенге. «Баян Сулу», по словам Алихана Талгатбека, нацелена на эффективное внедрение и адаптацию выявленных инициатив, которые позволят нам достичь планируемые показатели по приросту дополнительной выручки, созданию дополнительных рабочих мест, а также росту производительности труда на нашем предприятии.

«В кондитерской отрасли, действительно, возможно создать национального чемпиона, потому что это достаточно большой рынок. На сегодня рынок кондитерских изделий Казахстана оценивается в 800 миллионов долларов, из которых 420 — это импорт, — говорит он. — При этом, по нашим оценкам, возможности экспорта достаточно значительны: в Средней Азии есть страны — Узбекистан, Таджикистан, Афганистан — где практически не существует кондитерской отрасли. Помимо этого, есть рынки регионов России».

По оценкам компании, возможности экспорта составляют порядка 276 тыс. тонн, или 700 млн долларов: «Мы вполне можем, заместив импорт и развивая экспорт, вывести отрасль на оборот в 1,5 миллиарда, что не хуже, чем машиностроение сейчас. По статистике, одним гражданином РК на кондитерские изделия тратится до 10 тысяч тенге ежегодно, а на хлеб — 5 тысяч. То есть кондитерская отрасль социально значима, значит, импортозамещение в этом секторе важно».

Компания-участница проекта, которая имеет потенциал в ближайшем времени оказаться в списке чемпионов, — «Сантехпром».

«Подобная программа первая в своем роде. Это первый блин, но совсем не комом, он сразу ложится на тарелку, — иллюстрирует генеральный директор “Сантехпром” Владимир Крючков. — И можно говорить, что мы в рамках программы будем нарабатывать опыт, получать новые идеи, которые будут внедряться и которые полезны всем производителям. Компания McKinsey, промониторив наше предприятие, открыла нам глаза на некоторые вещи. Мы благодарны за их участие в этой программе».

Предложенные инструменты, в том числе финансирование, г-н Крючков оценивает как эффективные. И «Сантехпром» очень активно включается в проект. «Уже нашли для себя новые направления. Думаю, что эти направления позволят нам развиваться, в том числе найти себя внутри Казахстана и, может быть, осваивать какие-нибудь экспортные рынки. В рамках программы “Байтерек” родилась одна замечательная идея — тесное сотрудничество с нашими автомобилестроительными компаниями. Они испытывают со своей стороны проблемы с выполнением уровня казахстанского содержания. Предложили им, что мы готовы в рамках металлообработки прорабатывать необходимые детали. Это вопрос очень сложный, требует глубокой инженерии и проработки. Тем не менее, исходя из того диалога, который сложился между нашими инженерами, мы видим, что есть над чем работать. И результаты будут. В целом программа стартовала хорошо. Нужно чаще собираться, это полезно для обмена информацией. Это позволит нам двигаться дальше», — уверен г-н Крючков.

Все отобранные компании приходятся на три отрасли: машиностроение, производство строительных материалов и пищевая промышленность. Была проведена детальная диагностика их бизнеса, определены ключевые направления по улучшению бизнес-процессов, указаны опоры будущего роста — как инициативы развития будут внедряться. А также по итогам анализа подобран комплекс мер поддержки, наилучшим образом подходящий каждому из участников.

Так тренируются чемпионы

«Холдинг “Байтерек” приступил к реализации проекта “Национальные чемпионы” по поручению президента страны, который дальновидно определил, что в непростое время, когда цены на сырьевые товары падают, нужно искать дополнительные точки роста. Была проделана большая работа и сегодня у нас порядка 30 компаний. Сейчас настоящими чемпионами, по мнению McKinsey и управляющих операционными комитетами, из того набора компаний, который у нас есть, можно признать семь. Это, действительно, семь крупнейших компаний, которые сегодня имеют высокую долю на внутреннем рынке и очень активно экспортируют», — отмечает глава холдинга «Байтерек» Куандык Бишимбаев.

По словам г-на Бишимбаева, с точки зрения привлечения инвестиций и новых технологий консультанты McKinsey накачивают казахстанские компании необходимыми компетенциями. Он заверил, что операционный комитет программы «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы», который работает на постоянной основе в холдинге, позволяет всем компаниям быстро коммуницировать с «Байтереком».

«С этой точки зрения, мне кажется, выстроился процесс. Что касается всех остальных за пределами этих семи компаний, хочу сказать — у нас трехлетняя программа, мы будем продолжать поддерживать их. Операционный комитет будет постоянно с ними встречаться. Для нас очень важно, чтобы мы выработали новый формат взаимодействия между государственными институтами и компаниями. На примере своих клиентов мы хотим показать, что государственная поддержка не размазывается по секторам, а есть очень четкий и ясный фокус. На следующий год мы выберем представителей других отраслей и продолжим работу. Первые семь компаний — это действительно те, кто уже сегодня готов очень активно развиваться. Всем остальным нужно укрепляться на внутреннем рынке, и “Байтерек” будет оказывать им необходимую поддержку», — резюмировал г-н Бишимбаев.

Всего командой «Байтерека» и McKinsey были определены 105 инициатив роста, реализация которых приблизит участников к чемпионскому статусу. Эти инициативы поделены на пять блоков.

Чем же в первую очередь должны обеспокоиться казахстанские компании, чтобы они могли нарастить свои мышцы? По мнению консалтеров McKinsey, необходимо повысить качество своей маркетинговой стратегии. То есть улучшить подход к ценообразованию, внедрить продвинутый бренд-менеджмент, оптимизировать расходы на маркетинг.

Вторым важным блоком являются продажи и дистрибуция. Иными словами, развитие навыков управления продажами и управления дистрибьюторами. «Экспансия» — следующий комплекс инициатив роста. И только затем идут блоки «производство» и «кадры/организация».

«Предполагается повышение производительности всех каналов продаж, как собственного персонала, так дистрибьютеров и розничных сетей. “Экспансия” предполагает выход на смешанные рынки и устранение барьеров для этого выхода. В производственной части у нас расширение производственных мощностей и внедрение управленческих техник “бережливое производство”. Наконец, “кадры/организация” — это внедрение системы управления персонала, повышение компетенции, оптимизация организационной структуры», — рассказал представитель McKinsey Алексей Старыгин.

Напомним, участники программы «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы» получают консультации от McKinsey & Company. Эта компания ознакомит их с передовым опытом в области управления, при необходимости обучит персонал. Компании получат доступ к передовым отраслевым аналитическим отчетам, будут даны практические рекомендации по повышению конкурентоспособности, капитальным проектам и повышению эффективности.

В рамах этой меры поддержки (в программе их три — финансирование, консультации, координация с госорганами по устранению общеадминистративных барьеров) уже начались тренинги. «Консалтинговая поддержка состоит из двух видов. Первое — проведение циклов мероприятий или, как мы называем, форумов для развития компетенции компании, — отметил представитель McKinsey. — Это семинары, которые проводятся в расширенном составе». Затем форумы проходят индивидуально с каждой из фирм. McKinsey привлекает экспертов из недр международных компаний для того, чтобы они делились лучшими мировыми практиками.

В целом запланированы семь форумов для участников программы «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы». Два из них, на которых рассказывали о бренде и ценообразовании, завершены. Сейчас идет третий форум, посвященный маркетинговому RIO, управлению ключевыми клиентами и улучшению продаж в сегменте B2B.

Второй вид консалтинга — ежемесячные визиты в компании, где команда McKinsey совместно с менеджментом этих предприятий отслеживает процесс внедрения инициатив роста.

Среда плюс кредит

Вторая мера поддержки в рамках программы — финансирование приоритетных проектов и инициатив. Активное участие примут «дочки» холдинга «Байтерек» — Банк развития Казахстана, фонд «Даму», «КазЭкспортГарант». Участникам программы доступен широкий арсенал инструментов: инвестиционные кредиты для финансирования проектов расширения мощностей, новых продуктовых линий и строительства новых заводов; вливание в оборотный капитал — рефинансирование краткосрочных кредитов, покрытие увеличения рабочего капитала, связанного с ростом бизнеса: рефинансирование текущих инвестиционных и долгосрочных кредитов по ставке около 6%; финансирование экспорта и гранты на закуп новых технологий.

В горизонте трех лет (до 2018 года) запланирована поддержка бизнеса через эти инструменты на общую сумму в 170 млрд тенге. Основная часть финансовых мер — кредит, то есть соблюден принцип возвратности. Только небольшая доля от финансовой поддержки — гранты, всего 2%. Впрочем, финансовая поддержка набирает обороты: из 170 млрд тенге 16 млрд уже освоены. Участников программы больше всего интересует пополнение оборотки — 10 млрд тенге, 6 млрд тенге — инвестиционные кредиты.

Третья мера поддержки — институциональная поддержка. На этапе диагностики «Байтерек» собрал от участников программы предложения по улучшению институциональной среды. Сейчас 43 инициативы рассматриваются в различных государственных и общественных органах. «Многие из них получили зеленый свет», — уточнил г-н Старыгин.

Часть мер институционального характера уже учитываются. Во-первых, в рамках пяти институциональных реформ, обозначенных президентом; во-вторых, в рамках разрабатываемых подходов по формированию новых моделей экономического развития страны.

Чемпионский эффект

В целом просчитан эффект от реализации программы «Национальные чемпионы» на трехлетний период. Предполагается, что выручка участников программы к 2018 году вырастет на 170 млрд тенге, появятся порядка пяти тысяч дополнительных рабочих мест, на 35 млрд тенге увеличится экспорт и произойдет замещение импорта на 66 млрд тенге. Кроме того, на 24 млрд тенге возрастут налоговые поступления. Общий положительный эффект на ВВП оценивается в размере 85 млрд тенге.

«Надо отметить, что эффект выражается не только в увеличении выручки, но в том, что вырастут капитальные вложения — дополнительный эффект составит порядка 70 миллиардов тенге. Также почти на 30 процентов повысится производительность труда», — отметил представитель McKinsey Алексей Старыгин.

Отдача от программы рассчитывалась отдельно по отраслям и компаниям. В отраслевом разрезе машиностроение даст дополнительных 39 млрд тенге, производство строительных материалов — 23 млрд тенге, пальма первенства с 108 млрд добавленной выручки у пищевой промышленности. В разрезе фирм пять основных компаний дадут более половины дополнительной выручки, на них придется 34% роста инвестиций от капиталовложения всех участников.

Эффекты от программы рассчитывались в двух сценариях: оптимистический и базовый. Согласно первому варианту развития событий, все инициативы внедряются полностью, как запланировано сейчас. Согласно второму сценарию — только на 70%. По какому бы из сценариев ни пошла программа национальных чемпионов, экономика Казахстана получит однозначно позитивный эффект. Только в одном случае он будет измеряться более весомыми экспортной выручкой, объемом налогов, долей на внутреннем рынке, а в другом — менее весомыми. Самое важное — то, на что не повлияют ни рыночная конъюнктура, ни объем господдержки — компетенции, которые получат участники программы. Именно эти компетенции помогут компаниям встать на путь устойчивого развития, а затем и транслировать свой опыт всей экономике.

RG Brands занимает лидирующие позиции в пищевой отрасли. Приоритетом деятельности компании является расширение базы клиентов с охватом более 100 млн человек путем расширения экспорта в Россию, а также удержание лидерства на рынке Казахстана. Осуществление планов компании откроет возможность для увеличения выручки до 96,7 млрд тенге и создания 600 дополнительных рабочих мест к 2018 г.

Eurasian Foods Corporation стратегической целью от участия в программе видит сохранение лидирующих позиций на рынке масложировой продукции Казахстана, увеличение уровня экспорта, проработку дополнительных вариантов диверсификации продукции. Эти меры позволят увеличить выручку компании до 52,8 млрд тенге и обеспечить 500 новых рабочих мест к третьему году реализации инициатив.

Компания «Агропродукт» — один из лидеров на рынке по производству молока в Казахстане. Основные инициативы, которые компания намерена реализовать при содействии холдинга «Байтерек», направлены на укрепление лидерства на отечественном рынке молочной продукции и разработку новой линейки товаров. Детальный план стимулирования роста компании откроет возможность для увеличения выручки до 55,6 млрд тенге к 2018 г.

Компания «Баян Сулу», зарекомендовавшая себя на кондитерском рынке Казахстана, благодаря участию в программе получит консалтинговую поддержку в части разработки эффективной маркетинговой стратегии. Компания адаптирует лучшие мировые практики в части дистрибуции в сегментах В2В и В2С. Также после детального анализа каналов продаж будет разработан план по увеличению объемов продаж. К 2018 году данные действия позволят увеличить производительность труда на 25% и обеспечат рост выручки до 23,1 млрд тенге.

Крупным национальным игроком в сегменте масложировых и молочных товаров является компания «Масло-Дел». В качестве участника программы компания намерена укрепить позиции на внутреннем рынке Казахстана и обеспечить развитие экспорта растительного масла в Западный Китай. В детальном плане стимулирования роста компании были выделены основные инициативы, открывающие возможность увеличения выручки на 25% в год, до 38,8 млрд тенге к 2018 г.

Единственным производителем трансформаторов в Казахстане является Alageum Group. Компания имеет большой потенциал запуска новой продуктовой линейки — крупных трансформаторов класса напряжения 220 и 500 кВт. Холдинг «Байтерек» намерен поддержать инициативы компании, направленные на импортозамещение и экспорт продукции в Россию и другие страны. Участие в программе позволит Alageum Group к 2018 году увеличить выручку до 57 млрд тенге.

Строительную отрасль Казахстана невозможно представить без продукции группы компаний «Alina». Сегодня компания уверенно удерживает лидерство в производстве строительных материалов в Казахстане. Дальнейшее развитие компании видится за счет закрепления лидирующих позиций на рынке строительных материалов Казахстана и диверсификации деятельности. Реализация этих и других инициатив приведет к ежегодному 15‑процентному росту выручки компании, до 42,6 млрд тенге к 2018 г.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики