Чемпионы на старте

В Казахстане определились семь компаний, которые способны уже сейчас стать локомотивами роста в несырьевом секторе

Чемпионы на старте

В период падения цен на основные сырьевые товары становится естественным поиск новых прорывных идей, которые смогут «вытянуть» экономику страны. Одной из таких стала идея президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о поиске в Казахстане компаний в несырьевом секторе, которые смогут найти и занять свою нишу не только на отечественном, но и на зарубежных рынках. Программа «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы», которая призвана решить эту задачу, стартовала в Казахстане еще весной 2015 года. Проект, за который взялся холдинг «Байтерек», на особом контроле президента и включен в стратегический документ для страны — План нации «100 шагов». Летом текущего года президент поставил четкую задачу: показать ему хотя бы одного чемпиона в ближайшее время. Задача, конечно, не из самых простых для нашей страны, учитывая сырьевую направленность Казахстана. Чем может удивить казахстанский продукт потребителя отечественного и зарубежного, предстояло за очень короткий срок выяснить взявшейся за это дело команде холдинга «Байтерек».

Шаг 62

«Реализация ИНИЦИАТИВЫ “НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕМПИОНЫ” с ориентацией на поддержку конкретных компаний — лидеров среднего бизнеса в несырьевых отраслях экономики. Определение бизнес-лидеров даст возможность создания центров компетенций для трансфера ноу-хау» — из Плана нации «100 шагов».

Поиск компаний, которые смогут стать лидерами, в Казахстане стартовал еще весной 2015 года в рамках проекта «Байтерек» — «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы». Претендовали на звание лидера более 300 компаний, но жесткий отбор прошли только порядка 30 казахстанских компаний. Все лето команда «Байтерек» совместно с экспертами консалтинговой компании McKinsey&Company работала над поручением президента: от поиска компаний, их детальной диагностики перешли к этапу внедрения инициатив роста, точечных мероприятий, которые были разработаны под каждого участника программы.

На очередном заседании управляющего комитета по обсуждению программы, которое прошло первого октября, «Байтерек» показал «первых ласточек» программы — семь компаний, которые уже сегодня могут стать локомотивом роста в несырьевом секторе Казахстана.

Это такие компании, как RG Brands, Eurasian Foods Corporation, «Агропродукт», «Баян Сулу», «Масло-Дел», Alageum Group, Alina.

«Alageum — лидер на рынке Казахстана по выпуску электротехнического оборудования. Благодаря инициативе президента страны по созданию “Национальных чемпионов”, наша компания сегодня имеет все шансы стать известной на мировых рынках, — говорит генеральный директор Alageum Group Нурмахан Абдрахманов. — Так, на протяжении последних месяцев в рамках программы мы совместно с “Байтереком” и McKinsey провели большую работу по определению инициатив роста и приоритетных направлений развития нашего холдинга. Мы уже приступили к работе с консультантами по оптимизации систем продаж холдинга за счет внедрения принципа единого окна, а также по выстраиванию эффективной организации структур управления холдингом. Кроме того, в рамках нашего дальнейшего расширения мы планируем строительство первого завода в Казахстане по производству силовых трансформаторов класса напряжения 220 и 500 кВт в Шымкенте.

Финансирование данного проекта планируется осуществить с поддержкой холдинга «Байтерек». «В рамках программы мы уже получили финансирование оборотного капитала в размере миллиарда тенге. А также в целях усиления позиции на экспортных рынках мы с Банком развития Казахстана работаем над получением займа на финансирование экспортных операций в размере 1,8 млрд тенге. Мы верим, что внедрение и реализация приоритетных инициатив при поддержке программы позволит нашему холдингу вырасти еще больше, став экспортно ориентированным национальным брендом, продукция которого будет узнаваемой в странах ближнего зарубежья», — отмечает г-н Абдрахманов.

Всяк чемпион знает свой маневр

«В рамках программы “Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы” мы совместно с холдингом “Байтерек” и компанией McKinsey проводим огромную работу по развитию нашего предприятия, — отмечает член совета директоров “Баян Сулу” Алихан Талгатбек. — Мы благодарны, конечно же, президенту нашей страны за такую возможность. При помощи инициатив роста и адаптации лучших мировых практик на данном этапе вместе с консультантами мы приступили к развитию систем маркетинга и ценообразования. Также совершенствуется стратегия дистрибуции, ведется проработка более эффективных путей распространения нашей продукции как на казахстанском, так и на зарубежных рынках. Более того, в данный момент ведется строительство бисквитного цеха с установками новейшего оборудования, которые позволят выпускать кондитерские изделия, способные конкурировать с известными мировыми брендами».

Этот проект также поддержал холдинг «Байтерек». Также в рамках программы предприятие привлекло у Банка развития Казахстана заемные средства на сумму 2 млрд тенге, которые направлены на экспортное финансирование. На данный момент готовится пакет документов на привлечение заемных средств на строительство второй очереди бисквитного цеха в размере 2 млрд тенге. «Баян Сулу», по словам Алихана Талгатбека, нацелена на эффективное внедрение и адаптацию выявленных инициатив, которые позволят нам достичь планируемые показатели по приросту дополнительной выручки, созданию дополнительных рабочих мест, а также росту производительности труда на нашем предприятии.

«В кондитерской отрасли, действительно, возможно создать национального чемпиона, потому что это достаточно большой рынок. На сегодня рынок кондитерских изделий Казахстана оценивается в 800 миллионов долларов, из которых 420 — это импорт, — говорит он. — При этом, по нашим оценкам, возможности экспорта достаточно значительны: в Средней Азии есть страны — Узбекистан, Таджикистан, Афганистан — где практически не существует кондитерской отрасли. Помимо этого, есть рынки регионов России».

По оценкам компании, возможности экспорта составляют порядка 276 тыс. тонн, или 700 млн долларов: «Мы вполне можем, заместив импорт и развивая экспорт, вывести отрасль на оборот в 1,5 миллиарда, что не хуже, чем машиностроение сейчас. По статистике, одним гражданином РК на кондитерские изделия тратится до 10 тысяч тенге ежегодно, а на хлеб — 5 тысяч. То есть кондитерская отрасль социально значима, значит, импортозамещение в этом секторе важно».

Компания-участница проекта, которая имеет потенциал в ближайшем времени оказаться в списке чемпионов, — «Сантехпром».

«Подобная программа первая в своем роде. Это первый блин, но совсем не комом, он сразу ложится на тарелку, — иллюстрирует генеральный директор “Сантехпром” Владимир Крючков. — И можно говорить, что мы в рамках программы будем нарабатывать опыт, получать новые идеи, которые будут внедряться и которые полезны всем производителям. Компания McKinsey, промониторив наше предприятие, открыла нам глаза на некоторые вещи. Мы благодарны за их участие в этой программе».

Предложенные инструменты, в том числе финансирование, г-н Крючков оценивает как эффективные. И «Сантехпром» очень активно включается в проект. «Уже нашли для себя новые направления. Думаю, что эти направления позволят нам развиваться, в том числе найти себя внутри Казахстана и, может быть, осваивать какие-нибудь экспортные рынки. В рамках программы “Байтерек” родилась одна замечательная идея — тесное сотрудничество с нашими автомобилестроительными компаниями. Они испытывают со своей стороны проблемы с выполнением уровня казахстанского содержания. Предложили им, что мы готовы в рамках металлообработки прорабатывать необходимые детали. Это вопрос очень сложный, требует глубокой инженерии и проработки. Тем не менее, исходя из того диалога, который сложился между нашими инженерами, мы видим, что есть над чем работать. И результаты будут. В целом программа стартовала хорошо. Нужно чаще собираться, это полезно для обмена информацией. Это позволит нам двигаться дальше», — уверен г-н Крючков.

Все отобранные компании приходятся на три отрасли: машиностроение, производство строительных материалов и пищевая промышленность. Была проведена детальная диагностика их бизнеса, определены ключевые направления по улучшению бизнес-процессов, указаны опоры будущего роста — как инициативы развития будут внедряться. А также по итогам анализа подобран комплекс мер поддержки, наилучшим образом подходящий каждому из участников.

Так тренируются чемпионы

«Холдинг “Байтерек” приступил к реализации проекта “Национальные чемпионы” по поручению президента страны, который дальновидно определил, что в непростое время, когда цены на сырьевые товары падают, нужно искать дополнительные точки роста. Была проделана большая работа и сегодня у нас порядка 30 компаний. Сейчас настоящими чемпионами, по мнению McKinsey и управляющих операционными комитетами, из того набора компаний, который у нас есть, можно признать семь. Это, действительно, семь крупнейших компаний, которые сегодня имеют высокую долю на внутреннем рынке и очень активно экспортируют», — отмечает глава холдинга «Байтерек» Куандык Бишимбаев.

По словам г-на Бишимбаева, с точки зрения привлечения инвестиций и новых технологий консультанты McKinsey накачивают казахстанские компании необходимыми компетенциями. Он заверил, что операционный комитет программы «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы», который работает на постоянной основе в холдинге, позволяет всем компаниям быстро коммуницировать с «Байтереком».

«С этой точки зрения, мне кажется, выстроился процесс. Что касается всех остальных за пределами этих семи компаний, хочу сказать — у нас трехлетняя программа, мы будем продолжать поддерживать их. Операционный комитет будет постоянно с ними встречаться. Для нас очень важно, чтобы мы выработали новый формат взаимодействия между государственными институтами и компаниями. На примере своих клиентов мы хотим показать, что государственная поддержка не размазывается по секторам, а есть очень четкий и ясный фокус. На следующий год мы выберем представителей других отраслей и продолжим работу. Первые семь компаний — это действительно те, кто уже сегодня готов очень активно развиваться. Всем остальным нужно укрепляться на внутреннем рынке, и “Байтерек” будет оказывать им необходимую поддержку», — резюмировал г-н Бишимбаев.

Всего командой «Байтерека» и McKinsey были определены 105 инициатив роста, реализация которых приблизит участников к чемпионскому статусу. Эти инициативы поделены на пять блоков.

Чем же в первую очередь должны обеспокоиться казахстанские компании, чтобы они могли нарастить свои мышцы? По мнению консалтеров McKinsey, необходимо повысить качество своей маркетинговой стратегии. То есть улучшить подход к ценообразованию, внедрить продвинутый бренд-менеджмент, оптимизировать расходы на маркетинг.

Вторым важным блоком являются продажи и дистрибуция. Иными словами, развитие навыков управления продажами и управления дистрибьюторами. «Экспансия» — следующий комплекс инициатив роста. И только затем идут блоки «производство» и «кадры/организация».

«Предполагается повышение производительности всех каналов продаж, как собственного персонала, так дистрибьютеров и розничных сетей. “Экспансия” предполагает выход на смешанные рынки и устранение барьеров для этого выхода. В производственной части у нас расширение производственных мощностей и внедрение управленческих техник “бережливое производство”. Наконец, “кадры/организация” — это внедрение системы управления персонала, повышение компетенции, оптимизация организационной структуры», — рассказал представитель McKinsey Алексей Старыгин.

Напомним, участники программы «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы» получают консультации от McKinsey & Company. Эта компания ознакомит их с передовым опытом в области управления, при необходимости обучит персонал. Компании получат доступ к передовым отраслевым аналитическим отчетам, будут даны практические рекомендации по повышению конкурентоспособности, капитальным проектам и повышению эффективности.

В рамах этой меры поддержки (в программе их три — финансирование, консультации, координация с госорганами по устранению общеадминистративных барьеров) уже начались тренинги. «Консалтинговая поддержка состоит из двух видов. Первое — проведение циклов мероприятий или, как мы называем, форумов для развития компетенции компании, — отметил представитель McKinsey. — Это семинары, которые проводятся в расширенном составе». Затем форумы проходят индивидуально с каждой из фирм. McKinsey привлекает экспертов из недр международных компаний для того, чтобы они делились лучшими мировыми практиками.

В целом запланированы семь форумов для участников программы «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы». Два из них, на которых рассказывали о бренде и ценообразовании, завершены. Сейчас идет третий форум, посвященный маркетинговому RIO, управлению ключевыми клиентами и улучшению продаж в сегменте B2B.

Второй вид консалтинга — ежемесячные визиты в компании, где команда McKinsey совместно с менеджментом этих предприятий отслеживает процесс внедрения инициатив роста.

Среда плюс кредит

Вторая мера поддержки в рамках программы — финансирование приоритетных проектов и инициатив. Активное участие примут «дочки» холдинга «Байтерек» — Банк развития Казахстана, фонд «Даму», «КазЭкспортГарант». Участникам программы доступен широкий арсенал инструментов: инвестиционные кредиты для финансирования проектов расширения мощностей, новых продуктовых линий и строительства новых заводов; вливание в оборотный капитал — рефинансирование краткосрочных кредитов, покрытие увеличения рабочего капитала, связанного с ростом бизнеса: рефинансирование текущих инвестиционных и долгосрочных кредитов по ставке около 6%; финансирование экспорта и гранты на закуп новых технологий.

В горизонте трех лет (до 2018 года) запланирована поддержка бизнеса через эти инструменты на общую сумму в 170 млрд тенге. Основная часть финансовых мер — кредит, то есть соблюден принцип возвратности. Только небольшая доля от финансовой поддержки — гранты, всего 2%. Впрочем, финансовая поддержка набирает обороты: из 170 млрд тенге 16 млрд уже освоены. Участников программы больше всего интересует пополнение оборотки — 10 млрд тенге, 6 млрд тенге — инвестиционные кредиты.

Третья мера поддержки — институциональная поддержка. На этапе диагностики «Байтерек» собрал от участников программы предложения по улучшению институциональной среды. Сейчас 43 инициативы рассматриваются в различных государственных и общественных органах. «Многие из них получили зеленый свет», — уточнил г-н Старыгин.

Часть мер институционального характера уже учитываются. Во-первых, в рамках пяти институциональных реформ, обозначенных президентом; во-вторых, в рамках разрабатываемых подходов по формированию новых моделей экономического развития страны.

Чемпионский эффект

В целом просчитан эффект от реализации программы «Национальные чемпионы» на трехлетний период. Предполагается, что выручка участников программы к 2018 году вырастет на 170 млрд тенге, появятся порядка пяти тысяч дополнительных рабочих мест, на 35 млрд тенге увеличится экспорт и произойдет замещение импорта на 66 млрд тенге. Кроме того, на 24 млрд тенге возрастут налоговые поступления. Общий положительный эффект на ВВП оценивается в размере 85 млрд тенге.

«Надо отметить, что эффект выражается не только в увеличении выручки, но в том, что вырастут капитальные вложения — дополнительный эффект составит порядка 70 миллиардов тенге. Также почти на 30 процентов повысится производительность труда», — отметил представитель McKinsey Алексей Старыгин.

Отдача от программы рассчитывалась отдельно по отраслям и компаниям. В отраслевом разрезе машиностроение даст дополнительных 39 млрд тенге, производство строительных материалов — 23 млрд тенге, пальма первенства с 108 млрд добавленной выручки у пищевой промышленности. В разрезе фирм пять основных компаний дадут более половины дополнительной выручки, на них придется 34% роста инвестиций от капиталовложения всех участников.

Эффекты от программы рассчитывались в двух сценариях: оптимистический и базовый. Согласно первому варианту развития событий, все инициативы внедряются полностью, как запланировано сейчас. Согласно второму сценарию — только на 70%. По какому бы из сценариев ни пошла программа национальных чемпионов, экономика Казахстана получит однозначно позитивный эффект. Только в одном случае он будет измеряться более весомыми экспортной выручкой, объемом налогов, долей на внутреннем рынке, а в другом — менее весомыми. Самое важное — то, на что не повлияют ни рыночная конъюнктура, ни объем господдержки — компетенции, которые получат участники программы. Именно эти компетенции помогут компаниям встать на путь устойчивого развития, а затем и транслировать свой опыт всей экономике.

RG Brands занимает лидирующие позиции в пищевой отрасли. Приоритетом деятельности компании является расширение базы клиентов с охватом более 100 млн человек путем расширения экспорта в Россию, а также удержание лидерства на рынке Казахстана. Осуществление планов компании откроет возможность для увеличения выручки до 96,7 млрд тенге и создания 600 дополнительных рабочих мест к 2018 г.

Eurasian Foods Corporation стратегической целью от участия в программе видит сохранение лидирующих позиций на рынке масложировой продукции Казахстана, увеличение уровня экспорта, проработку дополнительных вариантов диверсификации продукции. Эти меры позволят увеличить выручку компании до 52,8 млрд тенге и обеспечить 500 новых рабочих мест к третьему году реализации инициатив.

Компания «Агропродукт» — один из лидеров на рынке по производству молока в Казахстане. Основные инициативы, которые компания намерена реализовать при содействии холдинга «Байтерек», направлены на укрепление лидерства на отечественном рынке молочной продукции и разработку новой линейки товаров. Детальный план стимулирования роста компании откроет возможность для увеличения выручки до 55,6 млрд тенге к 2018 г.

Компания «Баян Сулу», зарекомендовавшая себя на кондитерском рынке Казахстана, благодаря участию в программе получит консалтинговую поддержку в части разработки эффективной маркетинговой стратегии. Компания адаптирует лучшие мировые практики в части дистрибуции в сегментах В2В и В2С. Также после детального анализа каналов продаж будет разработан план по увеличению объемов продаж. К 2018 году данные действия позволят увеличить производительность труда на 25% и обеспечат рост выручки до 23,1 млрд тенге.

Крупным национальным игроком в сегменте масложировых и молочных товаров является компания «Масло-Дел». В качестве участника программы компания намерена укрепить позиции на внутреннем рынке Казахстана и обеспечить развитие экспорта растительного масла в Западный Китай. В детальном плане стимулирования роста компании были выделены основные инициативы, открывающие возможность увеличения выручки на 25% в год, до 38,8 млрд тенге к 2018 г.

Единственным производителем трансформаторов в Казахстане является Alageum Group. Компания имеет большой потенциал запуска новой продуктовой линейки — крупных трансформаторов класса напряжения 220 и 500 кВт. Холдинг «Байтерек» намерен поддержать инициативы компании, направленные на импортозамещение и экспорт продукции в Россию и другие страны. Участие в программе позволит Alageum Group к 2018 году увеличить выручку до 57 млрд тенге.

Строительную отрасль Казахстана невозможно представить без продукции группы компаний «Alina». Сегодня компания уверенно удерживает лидерство в производстве строительных материалов в Казахстане. Дальнейшее развитие компании видится за счет закрепления лидирующих позиций на рынке строительных материалов Казахстана и диверсификации деятельности. Реализация этих и других инициатив приведет к ежегодному 15‑процентному росту выручки компании, до 42,6 млрд тенге к 2018 г.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее