Спуститься с небес на гембу

Редакционная статья

Спуститься с небес на гембу

Вернулись тяжелые времена. Девальвация, инфляция, таящая на глазах платежеспособность населения, падение продаж не дают покоя каждому бизнесмену. Как выжить в таких условиях? Кого нанять, за какую соломинку ухватиться, чтобы остаться на плаву? Покрикивать на подчиненных более грозно? Нужно больше контроля и контролирующих? Как быть?

В действительности административные методы управления не дают того эффекта, который нужен для выживания. Только эффективность каждого сотрудника может сложиться в эффективность компании в целом. Мировое признание заслужила японская система кайдзен. При ничтожных вложениях она позволяет лидерам вести за собой людей, мотивировать их. У людей растет внутренняя мотивация: человек постоянно думает о том, что улучшить, и получает от работы удовольствие. Кайдзен — это система или даже мировоззрение, которое создает непрерывный процесс улучшений, втягивающий в него всех в компании, от рядового сотрудника до гендиректора. Кайдзен серьезно снижает себестоимость продукции, повышая при этом ее качество. Хорошая новость в том, что кайдзен требует небольших изменений, а не одиночных больших прыжков и больших инвестиций.

Секрет успеха компаний, исповедующих эту философию, заключается в постоянном самосовершенствовании. Как только вы что-то улучшили — считайте, что это уже устарело, и нужно уже думать, как и дальше можно усовершенствовать процесс, поскольку любая система начинает деградировать с момента ее создания. Сегодня в Nissan Motors, где практикуется кайдзен, рассматриваются предложения от сотрудников, позволяющие сэкономить всего 0,6 секунды рабочего времени. Это время достаточное, чтобы протянуть руку за инструментом или сделать полшага.

Вывести компанию на путь позитивных изменений может и должен руководитель компании. Это его основная задача. Как сказал бывший старший вице-президент Toyota Motor Manufacturing Алекс Уоррен, пока высшее руководство не забудет про самолюбие и не пойдет к людям, чтобы повести их за собой, интеллект и огромный потенциал сотрудников будут оставаться невостребованными. «Мы в Toyota считаем, что члены команды — люди — наша основная ценность, и делаем все, что можем, чтобы выслушать их и использовать их идеи в процессе планирования», — отметил он.

Роль руководящего звена компании неоспорима. И как доказывает успешный опыт многих компаний, в том числе казахстанских, без смены парадигм и мировоззрения первое лицо компании не сможет использовать свой потенциал на сто процентов, даже имея лучшее оборудование и новейшие технологии. Как сказал Уолт Дисней: «Вы можете мечтать о том, чтобы создать, спроектировать и построить самое замечательное сооружение в мире, но для того чтобы ваша мечта воплотилась в реальность, нужны люди». Кайдзена без людей, то есть рядовых сотрудников, не бывает — не забывайте об этом.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом