Лизинг на государственных плечах

Ситуация на рынке лизинговых услуг сохраняет умеренно негативный характер, что связано отчасти с общим положением дел в экономике, а отчасти с отсутствием возможностей для развития лизинговых инструментов финансирования

Лизинг на государственных плечах

Первое полугодие 2015 года не принесло рынку лизинга практически никаких поводов для оптимизма, что, однако, было предсказуемо. Лизинговое финансирование связано с инвестициями в основные средства, которые пересматриваются в условиях кризисной экономики. Кроме того, негативное влияние на объемы лизинга оказывает ослабление курса национальной валюты, поскольку девальвация повышает для лизингополучателя стоимость оборудования, зачастую поставляемого из-за рубежа, и тем самым снижает привлекательность лизинговых сделок. Девальвация повысила объем долговой нагрузки и некоторых лизинговых компаний.

Мониторинговое исследование казахстанского рынка лизинга по итогам первого полугодия текущего года, проводимое рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА Казахстан»), показывает, что стабильную динамику роста бизнеса имеют только несколько участников рынка, остальные демонстрируют спад или нейтральные показатели.

На первый взгляд совокупные рыночные показатели демонстрируют крайне позитивную картину. Объем новых сделок лизинговых компаний в первом полугодии 2015 года вырос на 35% к аналогичному показателю прошлого года и достиг 43,7 млрд тенге. Это сопоставимо с ростом в 1-м полугодии 2014 года.

Но следует учесть, что рынок лизинга крайне концентрирован: 10 лизинговых компаний дают более 80% объема сделок. И изменения показателей крупных игроков оказывают сильное влияние на совокупный индикатор. Высокий рост выручки — заслуга лишь двух лизингодателей, которые обеспечивают финансирование бизнеса в рамках госпрограмм поддержки экономики. Остальные компании, принявшие участие в исследовании, показали отрицательную динамику по сравнению с первыми шестью месяцами 2014 года.

Аналогичная ситуация с количеством сделок. Крупнейшая казахстанская компания на рынке лизинговых услуг, АО «КазАгроФинанс», заключает много сделок лишь из-за особенностей сельскохозяйственного сегмента, на котором специализируется компания. Совокупный показатель рынка по количеству сделок за полгода составил 2163 контракта и вырос на 25% по сравнению с 1-м полугодием 2014 года. Но без учета АО «КазАгроФинанс» количество сделок не дотянуло до 70, сократившись более чем вдвое.

Буквально на нескольких крупных контрактах выросла и средняя сумма сделки (совокупно — на 10%, без учета «КазАгроФинанс» — почти в 5 раз).

Совокупный лизинговый портфель за полгода увеличился на 3% к 1 января 2015 года и составил 213,6 млрд тенге. В первом полугодии 2014 года рост составлял 10%. За шесть месяцев 2015 года практически все лизинговые компании либо сохранили портфель примерно на том же уровне, либо сократили его.

«Основополагающим фактором, сдерживающим рост рынка лизинга в Казахстане, является удорожание стоимости лизинга для конечных заемщиков из-за девальвации тенге, а также ограниченное количество игроков на отечественном рынке лизинга, — считает исполняющий обязанности председателя правления АО “КазАгроФинанс” Асылхан Джувашев. — Кроме того, дефицит источников финансирования и низкая возможность привлечения “длинных” денег также оказывают сдерживающее влияние на темпы развития рынка лизинга в Казахстане. Без участия государства, реализующего программы развития отечественной промышленности и выделяющего значительные объемы финансирования, перспективы дальнейшего развития рынка лизинга в Казахстане весьма сомнительны».

На твердых государственных позициях

Из-за разнонаправленной динамики показателей государственных и частных лизинговых компаний позиции первых на рынке еще более усилились. Доля государственных лизинговых компаний по итогам 1-го полугодия 2015 года составила 98% в объеме новых сделок и 94% в лизинговом портфеле. В первом полугодии 2014 года их доля составляла 95% и 92% соответственно. Таким образом, общую динамику рынка определяют лишь несколько государственных компаний. Они работают в сегментах, где частные лизинговые компании по разным причинам не слишком активны и конкуренции не опасаются. Неудивительно: устойчивая база фондирования и специфичные условия лизингового финансирования в рамках госпрограмм поддержки — их большое преимущество перед другими игроками рынка. Именно это позволяет удерживать стабильные позиции и наращивать портфель.

АО «КазАгроФинанс» — традиционно недосягаемый лидер. Начало 2015 года было достаточно успешным и, как отмечают в компании, «достигнуто исполнение всех запланированных показателей». За 7 месяцев 2015 года АО «КазАгроФинанс» профинансировало приобретение более 3 037 единиц сельхозтехники и оборудования на 36,7 млрд тенге. Сделки проходили в рамках отраслевой программы «Агробизнес-2020» по обновлению отечественного сельскохозяйственного машинно-тракторного парка.

Как рассказал Асылхан Джувашев, стратегия развития АО «КазАгроФинанс» будет направлена на продолжение активного участия в реализации мер господдержки (программа «Агробизнес-2020», программа субсидирования ставки вознаграждения и так далее). Кроме того, компания продолжает работу по разработке новых программ. Среди них — «Урожай 2015» (финансирование на льготных условиях комбайнов, зерно- и маслосушилок), «Лизинг готового объекта» (приобретение готового объекта без залогового обеспечения у лиц, имеющих опыт в сфере строительства специализированных объектов), «Возвратный лизинг» (форма финансирования, при которой субъект АПК получает возможность покрытия недостатка в оборотных средствах компании, при этом имущество также используется в производственном процессе).

В рэнкинге по объему нового бизнеса первые три строчки заняли государственные лизинговые компании. В прошлом году в тройке лидеров была одна частная — АО «СК Лизинг». В ренкинге по текущему портфелю ситуация аналогичная: в прошлом году в число лидеров входила частная лизинговая компания «Астана-финанс». Она также могла войти в тройку, но в этот раз в исследовании участия не приняла. Компания не заключала новых сделок, но имеет все еще большой, постепенно сокращающийся портфель.

4‑ю позицию по объему портфеля занимает довольно активный участник рынка — ТОО «Сбербанк Лизинг Казахстан». Первое полугодие традиционно не приносит компании новых значительных объемов бизнеса. «В связи с отсутствием ликвидности как в тенге, так и в иностранной валюте первая половина 2015 года была неудачной», — признал генеральный директор компании Рустам Карагойшин, добавив, что в компании это прогнозировали, так что итоги неожиданностью не стали.

АО «СК Лизинг» наиболее активно в самых конкурентных сегментах рынка — различных категориях автотранспорта и строительной техники — заняло четвертую позицию по показателю нового бизнеса.

Практически не заключает новых сделок и сокращает объемы бизнеса ТОО «Райффайзен Лизинг Казахстан».

Бери отечественное

В структуре нового бизнеса по сегментам вновь появилась железнодорожная техника, которая появляется и исчезает из структуры сделок за счет крупных отдельных договоров. В структуре нового бизнеса первого полугодия 2015 года железнодорожная техника заняла долю в 18% (0% в первом полугодии 2014 года), в результате сократилась доля всех остальных секторов. Эту ситуацию можно считать временной, но, очевидно, большое значение сегмента по итогам всего года сохранится. Такое изменение структуры — результат единственного договора финансового лизинга между ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и АО «БРК-Лизинг». Финансирование проекта по закупу казахстанских локомотивов предоставлено в рамках поддержки казахстанских экспортеров по программе «Нұрлы жол». Первая партия локомотивов ТЭ33А серии Evolution, произведенных АО «Локомотив құрастыру зауыты», торжественно прибыла в Баку в августе текущего года.

В результате успеха железнодорожников доля традиционного крупнейшего сегмента лизингового рынка — сельскохозяйственная техника и скот — снизилась с 85% в первом полугодии 2014 года до 78% в первом полугодии 2015 года. На третьем месте медицинская техника и фармацевтическое оборудование, доля которого упала с 6,6% до 1,6% — сегмент также существует благодаря деятельности профильной государственной лизинговой компании. Частные же игроки работают в сегментах грузового автотранспорта (2,7%), легковых автомобилей (0,2%) и строительной техники (0,6%).

Влияние на структуру и динамику рынка может оказать также стартовавшая в текущем году программа поддержки отечественных автопроизводителей. Государство будет их поддерживать как через банки второго уровня, так и через инструменты лизингового финансирования, которое будет предоставляться покупателям автотранспортных средств и автотехники специального назначения, произведенных в Казахстане. Предполагается, что АО «БРК-Лизинг» будет приобретать автотранспортные средства и автотехнику (за исключением сельскохозяйственной техники) у отечественных производителей и затем предоставлять ее в лизинг, в том числе с привлечением агентов. Лизингополучателями будут юридические лица и индивидуальные предприниматели, номинальная ставка вознаграждения не превысит 4% годовых, а срок лизинга составит от 3 до 5 лет. На это направление планируется выделить до 5 млрд тенге. По данной схеме может также быть поддержано производство вертолетов «Еврокоптер», правда, срок лизинга достигнет в этом случае 20 лет.

Как отмечает Рустам Карагойшин, ключевыми факторами, которые окажут влияние на рынок лизинга в 2015 году, станут наличие стабильных источников фондирования, реализация крупных инфраструктурных проектов и динамика курса тенге. От экономической конъюнктуры и ситуации в бизнес-среде во многом будет зависеть, какие результаты компании покажут по итогам года. Мнения участников рынка разделились: одни считают, что ситуация с фондированием и платежеспособностью клиентов в среднесрочной перспективе улучшится, другие считают, что объем инвестиций резко сократится, а с ним и лизинговый рынок.

«Учитывая происходящие явления (снижение мировых цен на нефть, отпуск тенге в “свободное плавание” и другие), прогнозы развития рынка лизинга в Казахстане являются не совсем позитивными, — говорит Асылхан Джувашев. — На наш взгляд, для большинства игроков рынка лизинга предстоящие год-два могут стать “испытанием на прочность”».

* Эксперт отдела рейтингов рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА Казахстан»).

Методология

Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА Казахстан) проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года и полугодия.

В проекте «Казахстанский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РК, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями — участниками исследования.

Под основными терминами, используемыми в исследовании, мы понимаем следующее.

Объем нового бизнеса (объем рынка лизинга) — сумма заключенных за период сделок финансового лизинга и оперативного лизинга (по которым передано в лизинг вновь купленное оборудование).

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) — объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам.

Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в предыдущих исследуемому периодах. Все показатели по компаниям указываются с учетом НДС.

Мы благодарим за интервью и комментарии к исследованию компании АО «КазАгроФинанс», TOO «Raiffeisen Leasing Kazakhstan», ТОО «Сбербанк Лизинг Казахстан» и АО «БРК-Лизинг».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики