Миссия развития выполнима

«БРК-Лизинг» перешагивает порог десятилетия на посту ключевого оператора диверсификации отечественной экономики, открывая новые лизинговые направления

Миссия развития выполнима

Один из ключевых игроков на рынке лизинга — компания «БРК-Лизинг» — отмечает десятилетний юбилей. В середине нулевых перед правительством встала архиважная задача — диверсификация экономики. Для реализации уже принятых с этой целью государственных программ, в том числе Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 годы, нужны были действенные инструменты модернизации промышленности. Развитие несырьевого сектора путем предоставления предприятиям долгосрочного лизингового финансирования было одним из таких инструментов.

В начале прошлого десятилетия финансовый лизинг развивался достаточно динамично. На рынке работали частные компании, в основном «дочки» коммерческих банков, однако они руководствовались своими интересами и интересами материнских структур. Актуальность создания государственной лизинговой компании была вызвана необходимостью предоставления выгодного инструмента поддержки с учетом планируемых масштабов экономического развития страны.

Предполагалось, что созданная как дочерняя структура Банка развития Казахстана компания «БРК-Лизинг» должна поддерживать прорывные экспортно ориентированные проекты, стимулируя диверсификацию. При этом приоритет отдавался обрабатывающей промышленности, проектам в области производственной и транспортной инфраструктуры. Эта область обычно малопривлекательна для частных структур из-за длинного горизонта инвестирования, так что вопроса о конкуренции «БРК-Лизинг» с коммерческими лизинговыми компаниями не возникало. После кризиса портфель частных лизингодателей почти не прирастал за счет новых проектов, и драйверами роста рынка стали компании с госучастием.

В течение всей своей истории деятельность «БРК-Лизинг» была направлена на решение государственных задач. И сейчас компания является активным участником наиболее актуальных госпрограмм развития экономики, таких как «Производительность 2020» и Программа инфраструктурного развития «Нурлы жол».

В беседе с «Экспертом Казахстан» председатель правления компании Алексей Боев подвел итоги первого десятилетия «БРК-Лизинг» и поделился видением среднесрочного развития компании. «Мы можем смело констатировать, что обрабатывающая отрасль, профинансированная через лизинговые операции, одна из точек роста индустриального сектора как в настоящее время, таки в перспективе», — уверен наш собеседник.

Оператор диверсификации

— Алексей Николаевич, «БРК-Лизинг» определена оператором государственных программ ГПФИИР и «Производительность 2020». Каких результатов удалось достичь за время реализации этих программ?

— Результативность работы такой компании, как наша, логично измерять количественно — по числу реализованных проектов, так и качественно — насколько эти проекты действительно важны для экономики, насколько соответствуют задачам диверсификации. Я могу назвать несколько проектов в различных регионах страны, профинансированных в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития, которые с полным правом можно назвать прорывными. В Восточно-Казахстанской области с East Industry Company Ltd мы реализовали проект по созданию завода силовых и контрольных кабелей. Технологическая линия, составленная из приобретенного с нашей помощью в лизинг итальянского, финского и словацкого оборудования, компания выпускает чрезвычайно востребованный на внутреннем рынке продукт, аналогов которому в РК нет.

Другой пример в области автомобилестроения, благодаря закупленному оборудованию «БРК-Лизинг», «СарыркаАвтоПром», запустил первое и пока единственное в Казахстане производство автомобилей методом CKD-сборки, т.е. мелкоузловой сборки, включающей сварку и окраску кузовов автомобилей. «Мунаймаш» в Северо-Казахстанской области с нашей помощью произвел техническое перевооружение действующего завода по производству скважинных насосов до уровня мировых стандартов за счет купленного в лизинг технологического оборудования, вычислительных машин и компьютерного обеспечения.

— Кабельная продукция, автомобили, скважинные насосы — казалось бы, продукты не самые инновационные по определению?

— Только по определению. Однако это продукты, ранее в Казахстане не выпускавшиеся. А если и выпускавшиеся, то по менее современным стандартам, устаревшим технологиям. Теперь их изготавливают у нас, их изготавливают по новейшим технологиям, и очень важно — изготавливают казахстанские специалисты на казахстанских конкурентоспособных предприятиях. Получение такого эффекта и есть цель нашей индустриализации.

Программа индустриализации в «БРК-Лизинг» была и остается на особом внимании, ее реализация находилась на контроле главы государства, и каждый проект запускался по телемосту при его участии. Из 770 проектов первой пятилетки индустриализации при участии «БРК-Лизинг» реализовано восемь проектов на общую сумму 14,5 млрд тенге.

Выполнение программы позволило сделать колоссальный рывок, в целом вырос выпуск товарной продукции, а «БРК-Лизинг» своим участием внес вклад в развитие нескольких отраслей экономики. Мы можем смело констатировать, что обрабатывающая отрасль, профинансированная через «БРК-Лизинг», одна из точек роста индустриального сектора как в настоящее время, так и в перспективе.

Что же касается «Производительности 2020», это программа, в которой роль финансового лизинга одна из центральных. Ее цель — технологическое обновление действующих и создание новых производств. В настоящее время не многие предприятия могут вкладываться в развитие: инвестиционные «длинные» кредиты достаточно дороги, потому что у банков сегодня проблемы с долгосрочным фондированием. «БРК-Лизинг» предоставляет лизинговое финансирование для обновления и модернизации производства на льготных условиях: сроком до 10 лет по ставке вознаграждения 5 процентов. Я не случайно раз за разом повторяю, что у нас нет конкурентов: мы единственные, кто работает только на обрабатывающую промышленность, с длинными проектами. Коммерческие компании предпочитают финансировать высокорентабельные краткосрочные проекты.

— Сколько проектов и на какую сумму уже профинансировано по этой программе?

— Восемь проектов и еще по пяти финансирование одобрено. Всего на сумму 148 миллионов долларов, или почти 30 миллиардов тенге.

— Восемь проектов профинансировано, четыре проекта находятся на финансировании и по одному проекту финансирование одобрено. Всего на сумму 27,3 миллиарда тенге.

— Какими вы видите преимущества работы с «БРК-Лизинг» с точки зрения клиентов?

— Так как единственной альтернативой для наших клиентов является банковский кредит, опишу ситуацию в сравнении. Практически ни один банк не финансирует высокорискованные проекты, например стартапы, а также проекты, не имеющие достаточного обеспечения или стабильной кредитной истории. Это первое. Второе: поскольку деятельность лизинговых компаний не подлежит жесткому регулированию, процедура предоставления оборудования в лизинг проще, чем привлечение кредита в БВУ. Кроме того, лизингополучатель может приобрести оборудование в собственность по завершении срока действия договора финлизинга. Да, лизингодатель сохраняет за собой право собственности на оборудование, но он не имеет права изымать его у лизингополучателя при выполнении последним своих обязательств по договору финансового лизинга. И еще один немаловажный момент: сделка по приобретению предметов лизинга практически полностью финансируется лизинговой компанией

Синергетический лизинг

— Буквально на днях пришло сообщение о заключении сделки между «БРК-Лизинг» и AllurGroup на поставку первых 20 грузовиков IvecoStralis в лизинг. Весной этого года вы сообщили рейтинговому агентству «Эксперт РА Казахстан», что в 2015 году планируете наращивать портфель за счет предоставления долгосрочного лизингового финансирования для поддержки отечественных автопроизводителей и экспортеров. Ваши планы удались?

— Позвольте я начну с фундамента вопроса. Итак, в начале этого года наше правительство изыскало необходимые средства и утвердило программу по финансированию отечественных производителей и экспортеров на ближайшую двухлетку. «БРК-Лизинг» — оператор по реализации первого направления программы — поддержка отечественных автопроизводителей путем предоставления лизингового финансирования целевым группам, определенным программой. Кто входит в эти группы? Юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие в лизинг автотранспортные средства и автотехнику специального назначения, за исключением сельскохозяйственной техники и легковых автомобилей отечественного производства.

Реализация этой программы, в которой совмещены черты антикризисного плана и плана развития, способствует увеличению продаж автотранспорта отечественного производства и сохранению сотен рабочих мест: на автопроизводстве, в дилерских центрах, сервисных компаниях и так далее. Мало того, будут созданы новые рабочие места на предприятиях малого и среднего бизнеса. В конечном итоге увеличатся поступления в бюджет в виде налогов.

Выгоды от реализации программы получат все участники. Для «БРК-Лизинг» участие в проекте означает освоение новых продуктов и увеличение доли рынка лизинговых услуг. Лизингополучатели смогут инвестировать в основной капитал не из собственных оборотных средств, а за счет привлечения финансирования на льготных условиях без дополнительного обеспечения. Но самое главное — автопроизводители получат возможность ускоренного освоения предоставляемого финансирования и, соответственно, увеличения продаж автомобилей отечественного производства.

Теперь опишу схему проекта с IvecoStralis. Участниками проекта по поставке 20 грузовиков IvecoStralis являются АО «БРК-Лизинг», ТОО «СарыаркаАвтоПром» и ТОО «Глобалинк Транспортейшн энд ЛоджистиксВорлдвайд». Данные грузовики приобретаются у отечественного автопроизводителя «СарыаркаАвтоПром» для поставки компании «Глобалинк Транспортейшн энд ЛоджистиксВорлдвайд». Общая стоимость проекта составляет около 280 миллионов тенге.

— Еще одна важная сделка последнего времени — поставка казахстанских тепловозов серии ТЭ33А компании ЗАО «Азербайджанские железные дороги». Источники, знакомые со сделкой, этот контракт называют историческим. В чем его значение?

— Для нашей компании, более того, для Казахстана это первая сделка международного уровня, связанная с поставками отечественных товаров на экспорт по схеме лизингового финансирования. По договору финансового лизинга «БРК-Лизинг» и Азербайджанских железных дорог астанинский «Локомотив курастыру зауыты» поставит в Азербайджан 10 магистральных тепловозов ТЭ33А серии EVOLUTION. Стоимость сделки — 9 миллиардов тенге. С дипломатической точки зрения, работая в таком формате, мы укрепляем партнерские отношения между Казахстаном и Азербайджаном. И сейчас мы ведем работу с рядом соседних стран с предложением международного финансирования.

Новая стратегия

В соответствии с утвержденной стратегией развития АО «БРК-Лизинг» до 2023 года было определено следующее видение компании:

1. Ведущая лизинговая компания Республики Казахстан, ориентированная на долгосрочное лизинговое финансирование крупных проектов в реализации государственной индустриальной и постиндустриальной политики.

2. Институт, содействующий экспорту/сбыту казахстанской машиностроительной продукции в рамках инструмента лизинга.

3. Ключевой игрок на рынке лизинга Казахстана, как один из наиболее эффективных инвестиционных инструментов в системе институтов развития в сфере промышленности.

4. Институт, содействующий развитию исламского лизингового финансирования.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее