Миссия развития выполнима

«БРК-Лизинг» перешагивает порог десятилетия на посту ключевого оператора диверсификации отечественной экономики, открывая новые лизинговые направления

Миссия развития выполнима

Один из ключевых игроков на рынке лизинга — компания «БРК-Лизинг» — отмечает десятилетний юбилей. В середине нулевых перед правительством встала архиважная задача — диверсификация экономики. Для реализации уже принятых с этой целью государственных программ, в том числе Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 годы, нужны были действенные инструменты модернизации промышленности. Развитие несырьевого сектора путем предоставления предприятиям долгосрочного лизингового финансирования было одним из таких инструментов.

В начале прошлого десятилетия финансовый лизинг развивался достаточно динамично. На рынке работали частные компании, в основном «дочки» коммерческих банков, однако они руководствовались своими интересами и интересами материнских структур. Актуальность создания государственной лизинговой компании была вызвана необходимостью предоставления выгодного инструмента поддержки с учетом планируемых масштабов экономического развития страны.

Предполагалось, что созданная как дочерняя структура Банка развития Казахстана компания «БРК-Лизинг» должна поддерживать прорывные экспортно ориентированные проекты, стимулируя диверсификацию. При этом приоритет отдавался обрабатывающей промышленности, проектам в области производственной и транспортной инфраструктуры. Эта область обычно малопривлекательна для частных структур из-за длинного горизонта инвестирования, так что вопроса о конкуренции «БРК-Лизинг» с коммерческими лизинговыми компаниями не возникало. После кризиса портфель частных лизингодателей почти не прирастал за счет новых проектов, и драйверами роста рынка стали компании с госучастием.

В течение всей своей истории деятельность «БРК-Лизинг» была направлена на решение государственных задач. И сейчас компания является активным участником наиболее актуальных госпрограмм развития экономики, таких как «Производительность 2020» и Программа инфраструктурного развития «Нурлы жол».

В беседе с «Экспертом Казахстан» председатель правления компании Алексей Боев подвел итоги первого десятилетия «БРК-Лизинг» и поделился видением среднесрочного развития компании. «Мы можем смело констатировать, что обрабатывающая отрасль, профинансированная через лизинговые операции, одна из точек роста индустриального сектора как в настоящее время, таки в перспективе», — уверен наш собеседник.

Оператор диверсификации

— Алексей Николаевич, «БРК-Лизинг» определена оператором государственных программ ГПФИИР и «Производительность 2020». Каких результатов удалось достичь за время реализации этих программ?

— Результативность работы такой компании, как наша, логично измерять количественно — по числу реализованных проектов, так и качественно — насколько эти проекты действительно важны для экономики, насколько соответствуют задачам диверсификации. Я могу назвать несколько проектов в различных регионах страны, профинансированных в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития, которые с полным правом можно назвать прорывными. В Восточно-Казахстанской области с East Industry Company Ltd мы реализовали проект по созданию завода силовых и контрольных кабелей. Технологическая линия, составленная из приобретенного с нашей помощью в лизинг итальянского, финского и словацкого оборудования, компания выпускает чрезвычайно востребованный на внутреннем рынке продукт, аналогов которому в РК нет.

Другой пример в области автомобилестроения, благодаря закупленному оборудованию «БРК-Лизинг», «СарыркаАвтоПром», запустил первое и пока единственное в Казахстане производство автомобилей методом CKD-сборки, т.е. мелкоузловой сборки, включающей сварку и окраску кузовов автомобилей. «Мунаймаш» в Северо-Казахстанской области с нашей помощью произвел техническое перевооружение действующего завода по производству скважинных насосов до уровня мировых стандартов за счет купленного в лизинг технологического оборудования, вычислительных машин и компьютерного обеспечения.

— Кабельная продукция, автомобили, скважинные насосы — казалось бы, продукты не самые инновационные по определению?

— Только по определению. Однако это продукты, ранее в Казахстане не выпускавшиеся. А если и выпускавшиеся, то по менее современным стандартам, устаревшим технологиям. Теперь их изготавливают у нас, их изготавливают по новейшим технологиям, и очень важно — изготавливают казахстанские специалисты на казахстанских конкурентоспособных предприятиях. Получение такого эффекта и есть цель нашей индустриализации.

Программа индустриализации в «БРК-Лизинг» была и остается на особом внимании, ее реализация находилась на контроле главы государства, и каждый проект запускался по телемосту при его участии. Из 770 проектов первой пятилетки индустриализации при участии «БРК-Лизинг» реализовано восемь проектов на общую сумму 14,5 млрд тенге.

Выполнение программы позволило сделать колоссальный рывок, в целом вырос выпуск товарной продукции, а «БРК-Лизинг» своим участием внес вклад в развитие нескольких отраслей экономики. Мы можем смело констатировать, что обрабатывающая отрасль, профинансированная через «БРК-Лизинг», одна из точек роста индустриального сектора как в настоящее время, так и в перспективе.

Что же касается «Производительности 2020», это программа, в которой роль финансового лизинга одна из центральных. Ее цель — технологическое обновление действующих и создание новых производств. В настоящее время не многие предприятия могут вкладываться в развитие: инвестиционные «длинные» кредиты достаточно дороги, потому что у банков сегодня проблемы с долгосрочным фондированием. «БРК-Лизинг» предоставляет лизинговое финансирование для обновления и модернизации производства на льготных условиях: сроком до 10 лет по ставке вознаграждения 5 процентов. Я не случайно раз за разом повторяю, что у нас нет конкурентов: мы единственные, кто работает только на обрабатывающую промышленность, с длинными проектами. Коммерческие компании предпочитают финансировать высокорентабельные краткосрочные проекты.

— Сколько проектов и на какую сумму уже профинансировано по этой программе?

— Восемь проектов и еще по пяти финансирование одобрено. Всего на сумму 148 миллионов долларов, или почти 30 миллиардов тенге.

— Восемь проектов профинансировано, четыре проекта находятся на финансировании и по одному проекту финансирование одобрено. Всего на сумму 27,3 миллиарда тенге.

— Какими вы видите преимущества работы с «БРК-Лизинг» с точки зрения клиентов?

— Так как единственной альтернативой для наших клиентов является банковский кредит, опишу ситуацию в сравнении. Практически ни один банк не финансирует высокорискованные проекты, например стартапы, а также проекты, не имеющие достаточного обеспечения или стабильной кредитной истории. Это первое. Второе: поскольку деятельность лизинговых компаний не подлежит жесткому регулированию, процедура предоставления оборудования в лизинг проще, чем привлечение кредита в БВУ. Кроме того, лизингополучатель может приобрести оборудование в собственность по завершении срока действия договора финлизинга. Да, лизингодатель сохраняет за собой право собственности на оборудование, но он не имеет права изымать его у лизингополучателя при выполнении последним своих обязательств по договору финансового лизинга. И еще один немаловажный момент: сделка по приобретению предметов лизинга практически полностью финансируется лизинговой компанией

Синергетический лизинг

— Буквально на днях пришло сообщение о заключении сделки между «БРК-Лизинг» и AllurGroup на поставку первых 20 грузовиков IvecoStralis в лизинг. Весной этого года вы сообщили рейтинговому агентству «Эксперт РА Казахстан», что в 2015 году планируете наращивать портфель за счет предоставления долгосрочного лизингового финансирования для поддержки отечественных автопроизводителей и экспортеров. Ваши планы удались?

— Позвольте я начну с фундамента вопроса. Итак, в начале этого года наше правительство изыскало необходимые средства и утвердило программу по финансированию отечественных производителей и экспортеров на ближайшую двухлетку. «БРК-Лизинг» — оператор по реализации первого направления программы — поддержка отечественных автопроизводителей путем предоставления лизингового финансирования целевым группам, определенным программой. Кто входит в эти группы? Юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие в лизинг автотранспортные средства и автотехнику специального назначения, за исключением сельскохозяйственной техники и легковых автомобилей отечественного производства.

Реализация этой программы, в которой совмещены черты антикризисного плана и плана развития, способствует увеличению продаж автотранспорта отечественного производства и сохранению сотен рабочих мест: на автопроизводстве, в дилерских центрах, сервисных компаниях и так далее. Мало того, будут созданы новые рабочие места на предприятиях малого и среднего бизнеса. В конечном итоге увеличатся поступления в бюджет в виде налогов.

Выгоды от реализации программы получат все участники. Для «БРК-Лизинг» участие в проекте означает освоение новых продуктов и увеличение доли рынка лизинговых услуг. Лизингополучатели смогут инвестировать в основной капитал не из собственных оборотных средств, а за счет привлечения финансирования на льготных условиях без дополнительного обеспечения. Но самое главное — автопроизводители получат возможность ускоренного освоения предоставляемого финансирования и, соответственно, увеличения продаж автомобилей отечественного производства.

Теперь опишу схему проекта с IvecoStralis. Участниками проекта по поставке 20 грузовиков IvecoStralis являются АО «БРК-Лизинг», ТОО «СарыаркаАвтоПром» и ТОО «Глобалинк Транспортейшн энд ЛоджистиксВорлдвайд». Данные грузовики приобретаются у отечественного автопроизводителя «СарыаркаАвтоПром» для поставки компании «Глобалинк Транспортейшн энд ЛоджистиксВорлдвайд». Общая стоимость проекта составляет около 280 миллионов тенге.

— Еще одна важная сделка последнего времени — поставка казахстанских тепловозов серии ТЭ33А компании ЗАО «Азербайджанские железные дороги». Источники, знакомые со сделкой, этот контракт называют историческим. В чем его значение?

— Для нашей компании, более того, для Казахстана это первая сделка международного уровня, связанная с поставками отечественных товаров на экспорт по схеме лизингового финансирования. По договору финансового лизинга «БРК-Лизинг» и Азербайджанских железных дорог астанинский «Локомотив курастыру зауыты» поставит в Азербайджан 10 магистральных тепловозов ТЭ33А серии EVOLUTION. Стоимость сделки — 9 миллиардов тенге. С дипломатической точки зрения, работая в таком формате, мы укрепляем партнерские отношения между Казахстаном и Азербайджаном. И сейчас мы ведем работу с рядом соседних стран с предложением международного финансирования.

Новая стратегия

В соответствии с утвержденной стратегией развития АО «БРК-Лизинг» до 2023 года было определено следующее видение компании:

1. Ведущая лизинговая компания Республики Казахстан, ориентированная на долгосрочное лизинговое финансирование крупных проектов в реализации государственной индустриальной и постиндустриальной политики.

2. Институт, содействующий экспорту/сбыту казахстанской машиностроительной продукции в рамках инструмента лизинга.

3. Ключевой игрок на рынке лизинга Казахстана, как один из наиболее эффективных инвестиционных инструментов в системе институтов развития в сфере промышленности.

4. Институт, содействующий развитию исламского лизингового финансирования.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики