Без воды виноватые

Резкий подъем ставки НДПИ на подземную воду сделает казахстанских производителей воды, соков и пива неконкурентоспособными на своем же рынке

Без воды виноватые

Необоснованной и взятой с потолка называют казахстанские производители напитков ставку НДПИ в размере одного МРП за одну тонну подземной воды. Пересмотр ставки НДПИ на фиксированную и именно в таком размере предусматривает подготовленный Минфином РК и внесенный на рассмотрение в мажилис парламента республики проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования». По мнению исполнительного директора Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Алии Мамытбаевой, ставка НДПИ, возросшая до одного МРП за одну тонну добытой подземной воды, приведет к увеличению налога для производителей безалкогольных напитков и вод в среднем в 500 раз, а для производителей пива — более чем в 1000 раз. В результате, прогнозируют производители пищевой отрасли, казахстанская продукция подорожает для конечного потребителя на 25%.

Из огня да в полымя

Вопрос пересмотра ставки НДПИ на подземную воду остро стоит с прошлого года, когда налоговые органы решили, что налогоплательщики, добывающие и продающие подземную воду, исчисляют налоги неправильно, поскольку исходят не из цены фактической реализации воды, а из себестоимости ее подъема на поверхность.

Как сказано в разъяснении комитета государственных доходов Министерства финансов РК в связи с вопросом о налогообложении недропользователей, добывающих подземные воды, «основным доводом, на основании которого они (производители. — «ЭК») отказываются применять действующую законную методику расчета налога на добычу полезных ископаемых, является уверенность в том, что если добытую подземную воду пропустить через фильтрационное оборудование и разлить в бутылки, то данная вода перестает быть добытой подземной водой и превращается в совершенно другой продукт — бутилированную питьевую воду. То есть производители бутилированной воды пытаются уверить в том, что вода в бутылку попадает не из недр, а возникает каким-то другим образом в цехах розлива воды».

Производители против такого подхода активно возражали, аргументируя тем, что в стоимость бутылки с водой входят еще и стоимость упаковки, зарплата работников предприятия, налоги, затраты на маркетинг и т.д. Нежелание производителей рассчитывать ставку НДПИ исходя из цены фактической реализации воды понятно, однако приведенные доводы налоговики проигнорировали, и решение, принятое сначала только в отношении одного производителя — ТОО Dream Technology KZ (на тот момент — владельца бренда «Асем-Ай»), было распространено на всю отрасль. Налоговые органы начали перерассчитывать НДПИ за пять лет исходя из стоимости фактической реализации продукции и выставлять претензии производителям по пересчету налоговых платежей. Суммы доначислений с учетом пени превышают годовые объемы реализации компаний-производителей безалкогольных напитков и соков.

Согласно разъяснению Минфина, в настоящее время производители минеральных вод платят налог на добычу полезных ископаемых в размере порядка 2–3 тиына с 1 литра добытой воды, а налоговая служба вменяет к уплате недропользователям, добывающим подземные воды, сумму в 10,6% от средней цены реализации, то есть около 3 тенге за 1 литр. По данным производителей, стоимость самой воды в литровой бутылке воды составляет как раз 2–3 тенге.

Когда цифры были сопоставлены, ставку НДПИ на подземную воду было решено сделать фиксированной. Это выглядело логично: в таком случае не будет споров по поводу трактовки налогового законодательства между производителями и налоговиками. Однако предлагаемый размер ставки в размере одного МРП — то есть 1982 тенге за тонну — шокировал производителей. Сейчас налог на добычу воды для них, по словам директора ТОО «Golden Rill Trade» (вода «Хрустальная») Константина Юдахина, в среднем составляет 8–10 тенге за кубометр, у некоторых — до 32 тенге, в зависимости от контракта. Ставка того же налога в Германии, приводят для сравнения производители, — 0,07 евро. Откуда взялась цифра в почти две тысячи тенге за тонну, понять не может никто. Производитель воды «Хрустальная» констатирует: «С такой ставкой отсечем потребителя от любой воды, кроме водопроводной… Придется часть бизнеса распустить».

Без воды не туды и не сюды

«Предприятия — производители напитков и соков встанут на грань разорения — так как требуемая сумма на новый НДПИ превышает всю годовую прибыль компании, а требуемая сумма пересчета налога за пять лет однозначно разоряет все предприятия отрасли, даже субъекты крупного бизнеса. И это еще без учета пени за прошедший период», — предрекла Алия Мамытбаева. Цифрами аргументирует и главный бухгалтер ТОО «Обис» (вода «Серебряная», детское питание «Ням») Елена Ральникова: «Ежегодно в бюджет Алматы наша компания, которая 20 лет работает на казахстанском рынке, платит 420–450 млн тенге, налоговая нагрузка до сих пор у нас составляла 12,5 процента. Предложенная ставки НДПИ только по нашей компании увеличит выплаты на 400 млн тенге — то есть в два раза».

Компания «Обис» планировала участвовать в освоении индустриальной зоны Алматы, уже выделен участок земли, проработан бизнес-план, рассматривается проект финансирования по программе «Даму». «Комитет по госдоходам явно не желает, чтобы бизнес-сообщество инвестировало в Казахстане и строило новые заводы, а прямо сейчас и сразу хотят пополнить бюджет, выставляя уведомления по начислению якобы неверно уплаченных налогов с добычи подземной воды за предыдущие пять лет. Размер этих доначислений, с учетом пени и штрафов, по расчетам для компании “Обис”, должен составить шесть миллиардов тенге. А это в два раза больше, чем планируемые нами инвестиции в строительство завода, и в два раза больше, чем весь наш годовой оборот», — пожаловалась главбух «Обиса».

Еще один довод от комитета государственных доходов Министерства финансов РК, почему вода должна быть дорога: «В Казахстане отдельные предприниматели применяют непрогрессивные системы водоочистки питьевой воды, которые приводят к огромным невосстановимым потерям. Так, отдельные недропользователи утверждают, что в ходе очистки воды они сливают в канализацию 50 процентов и более добытой воды. Налоговое законодательство обязывает их уплачивать налог на добычу полезных ископаемых и за эту потерянную воду. Результатом такого хищнического и безалаберного использования ценнейшего природного ресурса является резкое увеличение себестоимости реализуемой воды». Президент Союза пивоваров Казахстана Берик Казбеков не согласен с обвинениями в безалаберности: «Технологическое обоснование процесса пивоварения и самого продукта таково, что вода составляет до 87 процентов состава готового пива. В пивоваренной отрасли расход воды на производство одного литра готовой продукции составляет четыре-пять литров. Это международный стандарт. И даже с учетом современных ресурсосберегающих технологий нам не удастся существенно уменьшить эту цифру. Это технологические расходы, они возникают в том числе по причине регулярной — четыре-пять раз в день — промывки оборудования ради соблюдения санитарных требований, большой объем воды уходит на промыв бутылок и кег, так как ПЭТ для промышленного розлива пива в РК запрещен».

Со своей стороны г-н Казбеков заверил: «Мы поддерживаем шаги правительства по ресурсосбережению и понимаем необходимость унификации и упрощения процедуры расчета и оплаты НДПИ, но призываем регуляторов в лице Министерства финансов и Министерства национальной экономики подойти к вопросу взвешенно и разумно. Предполагаемая поправка в статью 342 Налогового кодекса РК будет иметь катастрофические последствия для пивоваренной отрасли Казахстана. По нашим расчетам, коэффициент налоговой нагрузки увеличится на 37 процентов и будет практически равен нефтегазовому сектору. Оплата за воду в пищевой отрасли, в том числе пивоваренной, возрастет в 1500 раз». Елена Ральникова подтверждает: «Мы согласны, что ставка должна быть фиксированной за каждую тонну добытой подземной воды, но она должна быть обоснованно просчитанной и подъемной для бизнеса безалкогольной продукции с низкой рентабельностью».

Поддержать, а не подтолкнуть

В настоящее время отечественный рынок воды и безалкогольных напитков обеспечен на 80% продукцией отечественных производителей. На пивоваренном рынке отечественное пиво также составляет порядка 80%. Если ставки НДПИ вырастут, отечественная продукция потеряет свою конкурентоспособность и казахстанский рынок будет замещен импортным товаром. «Производители пищевой промышленности Казахстана понесут большие потери, что угрожает отрасли остановкой производства, тотальным сокращением рабочих мест и закрытием предприятий. Рыночные цены предприятий возрастут для конечных потребителей на девять-десять тенге за единицу товара. Отечественные производители пива и безалкогольных напитков окажутся в неравных условиях с импортерами стран Таможенного союза и ЕАЭС, казахстанская продукция станет неконкурентоспособной»,— говорит Берик Казбеков. «Нельзя не учитывать налоговое законодательство наших соседей по содружеству, нельзя позволить, чтобы наши соседи заняли наши полки своими напитками и водой. Нельзя допустить переноса объектов производства в страны, где налогообложение более щадящее, нельзя душить предпринимателей»,— уверена исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Алия Мамытбаева.

Представители отрасли настаивают на том, что в текущей ситуации нужно отозвать законопроект и проанализировать эффект от изменения ставки налога на подземную воду, создать комиссию из представителей уполномоченных государственных органов и экспертов в области контроля и регулирования производства и оборота безалкогольных напитков, а также самих производителей пищевой промышленности. Налоговому же комитету, считают производители напитков, необходимо отозвать уведомления о доначислении НДПИ за предыдущие пять лет.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее