Открытие вторых путей разгрузит дорогу

Замедление роста экономики в Европе и Китае, падение российской валюты, уменьшение добычи угля, железных руд и нефтепереработки — все это в совокупности оказало существенное влияние на экономику Казахстана

Открытие вторых путей разгрузит дорогу

В поисках путей для диверсификации экономики, позволяющих стране не зависеть от ситуаций, связанных с добычей и ценами на сырье, государство предлагает использовать свое географическое положение между экономическими центрами Европы и Юго-Восточной Азии и сформировать устойчивое транзитное сообщение между Европой и Азией по территории Казахстана. Для этого уже сегодня решаются вопросы развития соответствующей транспортной инфраструктуры и новых логистических объектов.

Восточный сосед Казахстана Китай активно развивает свои западные регионы, которым вследствие удаленности от моря необходимы рынки сбыта в Европе и Средней Азии. Учитывая это, сухопутный маршрут через территорию Казахстана здесь имеет явные преимущества ввиду своей близости. Это хороший шанс для развития транзитных перевозок между Китаем и странами Европы, которые способны вносить существенный вклад в бюджет страны. Не случайно одним из важнейших направлений своего развития Казахстан выбрал логистику и создание инфраструктуры для облегчения процесса транзита — это и строительство новых автомобильных магистралей и железнодорожных линий, транспортно-логистических центров по всей стране и за ее пределами, расширение морского порта Актау. ТОО «Компания “Жол жөндеуші”» является одним из предприятий, принимающих активное участие во многих транспортных проектах страны, имеет за спиной опыт осуществления таких проектов, как строительство железнодорожных линий Жетыген — Коргас, Аркалык — Шубарколь, Жезказган — Бейнеу. Также на его счету реконструкция участка Алматы — Капшагай, автодороги Алматы — Усть-Каменогорск и автодороги Астана — Караганда — Балхаш — Алматы коридора Центр — Юг, автодороги граница РФ (на Екатеринбург) — Алматы, Сухого порта в Специальной экономической зоне «Хоргос — Восточные ворота» и нового вокзального комплекса в Астане. Одним из текущих проектов компании является строительство второго электрифицированного пути на участке Алматы-1 — Шу. О ходе реализации проекта мы поговорили с управляющим директором дивизиона по капитальному ремонту ТОО «Компания “Жол жөндеуші”» Галымжаном Нурабаевым. 

— Галымжан Канаевич, строительство второго железнодорожного пути на участке Алматы-1 — Шу — это разумная инвестиция со стороны заказчика проекта АО «НК “Қазақстан темір жолы”». Расскажите, пожалуйста, какие работы будет проводить ТОО «Компания “Жол жөндеуші”» в рамках этого проекта?

— Для начала отмечу, что реализация проекта по строительству вторых железнодорожных путей на участке Алматы-1 — Шу с их электрификацией протяженностью в 110,7 км проходит в рамках экономической политики «Нұрлы жол». Проект внесет вклад в развитие транзитного потенциала республики, повышение эффективности перевозочного процесса, сокращение времени следования грузовых поездов на данном участке.

Как вы знаете, движение поездов по существующей линии Алматы-1 — Шу протяженностью 306 километров с каждым годом становится все более интенсивным. Сегодня здесь проходит большое количество контейнерных грузов из Китая с двух пограничных станций — Достык и Алтынколь, данная линия обеспечивает пропуск 17 пар грузовых поездов и 26 пассажирских, в том числе 6 поездов «Тұлпар-Тальго». Разгрузить данное направление позволит строительство вторых путей, ввод в эксплуатацию которых ожидается в 2017 году. ТОО «Компания “Жол жөндеуші”» в проекте строительства является генеральным подрядчиком и выступает в консорциуме с компанией «Теміржол жөндеу».

В целом отмечу, что с вводом в эксплуатацию вторых путей появится возможность увеличить пропускную способность участка более чем в три раза — с 25 млн тонн до 80 млн тонн, а время следования грузовых поездов сократить в два раза. В ходе реализации проекта запланировано строительство более 110,7 км главных и 30 км станционных путей, возведение 92 инженерных сооружений, 22 железнодорожных мостов и 2 путепроводов. Общая стоимость проекта составляет 38,4 млрд тенге. Курировать проект будет наш Дивизион по капитальному ремонту. Основным исполнителем же станет филиал компании — Южная дирекция по ремонту пути, объединяющая наши путевые машинные станции в Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях. Подготовка к проекту, приемка всех материалов верхнего строения пути, зашивка рельсошпальной решетки будут осуществляться на базе нашего филиала — Путевая машинная станция «Жетыген» (ПМС Жетыген).

Нами запланировано возведение верхнего строения пути, налаживание систем сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи, контактных проводов, энергетического хозяйства, а также строительство путепроводов, труб и мостов. Все материалы для строительства поставят отечественные товаропроизводители. Так, щебень для земляного полотна под будущий путь будет поставлять наш филиал — Жоламанский щебеночный завод. Рельсы, которые на прежних наших проектах мы закупали в России и Украине, изготовит новый Актюбинский рельсобалочный завод. Лишь только те материалы, производство которых не ведется в Казахстане, будут завозиться из-за рубежа.

— Какова текущая ситуация на строительстве? И какие работы будут проведены до конца текущего года?

— В текущем году ведутся подготовительные работы, которые к концу года будут завершены. Мы подготовили базу в ПМС Жетыген, щебеночный завод в Жоламане. В рамках проекта был проведен геологический отвод земли, геолого-разведывательные работы общераспространенных полезных ископаемых на 18 карьеров. Компания определила генерального подрядчика по разработке проектно-сметной документации в лице ТОО «НИИ ТК». Также на сегодняшний день ведутся работы по срезке земляного полотна. Выполнена срезка плодородно-растительного слоя на 12-м участке, производится работа на 13-м участке. Всего же очищено 35910 квадратных метров.

На станциях Чильбастау, Жайлау, Кызылтау выполнен демонтаж входного светофора с комплектующими, демонтаж релейного и батарейного шкафов, дроссель-трансформатора, сигнальных точек автоблокировки, осуществлен перенос входного светофора и сигнальных точек автоблокировки. Произведена установка и перенос мачт светофоров автоблокировки.

В текущем году нами запланирован и закуп необходимых материалов верхнего строения пути — шпал, рельсов, скреплений, щебня, а также систем сигнализации, централизации, блокировки и связи, кабелей, трансформаторов, подстанций, опор и светофоров.

— Скажите, будет ли приостанавливаться движение на основном пути для строительства?

— Движение по основному пути во время строительства прерываться не будет. Работы будут вестись параллельно с движением поездов по основному пути. На карте существующий путь обозначен черной линией, красным же цветом помечен проектируемый путь. На линии Алматы-1 — Шу существуют двухпутные участки, то есть на участках, помеченных черным цветом, имеются два пути, красные участки дороги — однопутные. Еще во времена СССР работа по строительству вторых путей здесь велась, однако не была завершена до конца в связи с распадом Союза. Именно здесь на участке в 110,7 км от станции Алматы-1 до станции Кемер мы и планируем прокладку вторых путей.

— Галымжан Канаевич, ведь проведение подобных работ связано с определенными опасностями и рисками. Строителям придется работать в условиях сохранения напряженного графика движения поездов по одной из важнейших в стране магистралей.

— Безусловно. Мы, конечно же, будем соблюдать технологию производственных работ. Большое внимание будет уделено вопросам охраны труда, техники безопасности. Ведь, как вы знаете, железная дорога относится к объектам повышенного травматизма. Энергоемкое производство компании, а также большое количество технологического оборудования, путевых и специализированных машин и механизмов требует повышенного внимания к этим вопросам. Поэтому мы всегда стараемся прилагать все усилия для улучшения показателей по охране труда и безопасности, которые наряду с выполнением производственных и финансовых показателей являются для компании важным направлением.

— Действительно, за спиной у компании множество проектов. В чем главное отличие нынешнего строительства вторых путей на участке Алматы-1 — Шу? И насколько сложен проект?

— Как я уже отмечал, главным отличием этого проекта является то, что во время строительства новой дороги движение поездов останавливаться не будет, а оно здесь, как я уже отмечал, очень интенсивное. Рядом с проходящими поездами нам придется вести работу по отсыпке земляного полотна, укладке рельсошпальной решетки, труб, строительству мостов. Это весьма сложный и кропотливый процесс, связанный с определенными трудностями и рисками. Однако в целом, я уверен, для нашей компании они преодолимы. Ведь опыт и навыки наших работников всегда были одними из наших главных преимуществ.

Помимо таких крупных проектов, как строительство новых дорог, наша компания ежегодно осуществляет капитальный ремонт железных дорог по всей стране, то есть берется какой-либо участок дороги, на нем закрывается движение поездов и за период в 6–8 часов наши строители осуществляют ремонтные путевые работы.

— Спасибо, Галымжан Канаевич, за интервью! Желаем вам успехов в вашем нелегком труде и успешных проектов компании!

* Корреспондент журнала «Транс-Экспресс Казакстан».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности