Европа будет жить по средствам

Европейским странам придется экономить на всем
Европейским странам придется экономить на всем

Cтраны еврозоны решили вернуться к истокам создания экономического и валютного союза, вспомнив, что изначально предполагалась конвергенция экономических показателей. Маастрихтские соглашения, подписанные в 1992 году, трансформировали Европейский союз в еврозону, сформировав институты надгосударственного регулирования в лице Европейского центрального банка и Европейской системы центральных банков и установив экономические требования для стран-участниц.

Согласно этим требованиям темпы инфляции не должны были превышать 1,5% среднего показателя трех стран с наименьшим уровнем инфляции; бюджетный дефицит к ВВП не должен превышать 3%, государственный долг допустим в пределах 60% ВВП.

Странам с более слабой экономикой, таким как Греция, Испания, Италия, Португалия, было комфортно за спиной более сильных держав — Германии и Франции, когда невысокая стоимость денег и сильный евро давали возможность брать в долг и нести огромные социальные обязательства. Экономия, финансовая дисциплина, жизнь по средствам перестали восприниматься нормальными условиями формирования бюджета. В итоге в 2009 году в Греции дефицит бюджета составил 15,4% ВВП, государственный долг —115,1% ВВП; в Португалии дефицит бюджета был на уровне 9,4% ВВП, а госдолг — 76,8% ВВП; в Испании — 11,2% и 53,2%, в Италии — 5,3% и 115,8% соответственно.

Теперь страны ЕС и еврозоны договорились усилить координацию экономической политики и фискальной дисциплины. На прошедшем в Брюсселе саммите ЕС 23 страны из 27 согласились присоединиться к новому межправительственному соглашению, согласно которому будут созданы новые фискальные правила в еврозоне. «Бюджет стран должен быть сбалансированным. Этот принцип можно считать соблюденным, если годовой структурный дефицит не превышает 0,5% номинального ВВП. Страны с госдолгом значительно ниже 60% ВВП могут иметь больший дефицит. Такое правило будет внесено в национальные законодательные системы стран-участниц союза на конституционном или эквивалентном уровне. Это правило будет содержать механизм автоматической коррекции», — говорится в принятом главами государств документе.

При этом, как следует из документа, потолок по уровню госдолга в 3% также остается, однако за его нарушение теперь будут предусматриваться автоматические санкции, если только саммит ЕС квалифицированным большинством решит не вводить их.

Данные требования были инициированы Францией и Германией, которые открыто заявляли о желании продавить внесение существенных изменений в договора о ЕС, предполагающие ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств и объемом госдолга стран—членов ЕС или же заключение нового договора между 17 странами зоны евро и всеми теми, кто пожелает присоединиться к этому союзу.

Пока неясно, с какого периода новый максимальный уровень дефицита вступит в силу. В бюджетных планах на 2012 год почти все государства еврозоны заложили дефицит значительно выше отметки в полпроцента.

В Брюсселе не удалось согласовать новый союзный договор, предоставляющий властям больше прав в регулировании экономики. Великобритания уже заняла жесткую позицию по этому вопросу. Британцы не хотят нести ответственность за долговую и денежную политику стран еврозоны и требуют для себя права вето на любое решение ЕС, касающееся финансового регулирования. Против документа выступила также Венгрия. Чехия и Швеция приняли решение проконсультироваться со своими законодательными органами, прежде чем поддержать договор.

Новые соглашения должны спасти разваливающуюся на глазах еврозону, успокоить инвесторов и дать Европе шанс и дальше совместно строить единый европейский дом. Проблема в том, что брать на себя ответственность за нерадивых соседей хотят не все страны.

Сейчас тема новой ответственности и новых соглашений — хороший козырь для популизма отдельных европейских политиков, считающих, что такой вариант развития событий «забьет последний гвоздь в крышку общеевропейского гроба».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики