Европа будет жить по средствам

Европейским странам придется экономить на всем
Европейским странам придется экономить на всем

Cтраны еврозоны решили вернуться к истокам создания экономического и валютного союза, вспомнив, что изначально предполагалась конвергенция экономических показателей. Маастрихтские соглашения, подписанные в 1992 году, трансформировали Европейский союз в еврозону, сформировав институты надгосударственного регулирования в лице Европейского центрального банка и Европейской системы центральных банков и установив экономические требования для стран-участниц.

Согласно этим требованиям темпы инфляции не должны были превышать 1,5% среднего показателя трех стран с наименьшим уровнем инфляции; бюджетный дефицит к ВВП не должен превышать 3%, государственный долг допустим в пределах 60% ВВП.

Странам с более слабой экономикой, таким как Греция, Испания, Италия, Португалия, было комфортно за спиной более сильных держав — Германии и Франции, когда невысокая стоимость денег и сильный евро давали возможность брать в долг и нести огромные социальные обязательства. Экономия, финансовая дисциплина, жизнь по средствам перестали восприниматься нормальными условиями формирования бюджета. В итоге в 2009 году в Греции дефицит бюджета составил 15,4% ВВП, государственный долг —115,1% ВВП; в Португалии дефицит бюджета был на уровне 9,4% ВВП, а госдолг — 76,8% ВВП; в Испании — 11,2% и 53,2%, в Италии — 5,3% и 115,8% соответственно.

Теперь страны ЕС и еврозоны договорились усилить координацию экономической политики и фискальной дисциплины. На прошедшем в Брюсселе саммите ЕС 23 страны из 27 согласились присоединиться к новому межправительственному соглашению, согласно которому будут созданы новые фискальные правила в еврозоне. «Бюджет стран должен быть сбалансированным. Этот принцип можно считать соблюденным, если годовой структурный дефицит не превышает 0,5% номинального ВВП. Страны с госдолгом значительно ниже 60% ВВП могут иметь больший дефицит. Такое правило будет внесено в национальные законодательные системы стран-участниц союза на конституционном или эквивалентном уровне. Это правило будет содержать механизм автоматической коррекции», — говорится в принятом главами государств документе.

При этом, как следует из документа, потолок по уровню госдолга в 3% также остается, однако за его нарушение теперь будут предусматриваться автоматические санкции, если только саммит ЕС квалифицированным большинством решит не вводить их.

Данные требования были инициированы Францией и Германией, которые открыто заявляли о желании продавить внесение существенных изменений в договора о ЕС, предполагающие ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств и объемом госдолга стран—членов ЕС или же заключение нового договора между 17 странами зоны евро и всеми теми, кто пожелает присоединиться к этому союзу.

Пока неясно, с какого периода новый максимальный уровень дефицита вступит в силу. В бюджетных планах на 2012 год почти все государства еврозоны заложили дефицит значительно выше отметки в полпроцента.

В Брюсселе не удалось согласовать новый союзный договор, предоставляющий властям больше прав в регулировании экономики. Великобритания уже заняла жесткую позицию по этому вопросу. Британцы не хотят нести ответственность за долговую и денежную политику стран еврозоны и требуют для себя права вето на любое решение ЕС, касающееся финансового регулирования. Против документа выступила также Венгрия. Чехия и Швеция приняли решение проконсультироваться со своими законодательными органами, прежде чем поддержать договор.

Новые соглашения должны спасти разваливающуюся на глазах еврозону, успокоить инвесторов и дать Европе шанс и дальше совместно строить единый европейский дом. Проблема в том, что брать на себя ответственность за нерадивых соседей хотят не все страны.

Сейчас тема новой ответственности и новых соглашений — хороший козырь для популизма отдельных европейских политиков, считающих, что такой вариант развития событий «забьет последний гвоздь в крышку общеевропейского гроба».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее