Нефть играет не по правилам

В Казахстане задумались об изменении бюджетного правила

Нефть играет не по правилам

Глава комитета по финансам и бюджету Мажилиса Гульжана Карагусова не исключила возможный переход на однолетний бюджет, потому что «в той нестабильности, которая есть, прогнозировать трехлетний бюджет весьма проблематично. Тем более, сейчас экономические явления, к большому сожалению, не имеют чисто экономической природы, они полностью связаны со спекулятивными движениями…».

Бюджетное правило – инструмент трехлетнего планирования, нацеленный на оптимизацию бюджетных расходов в среднесрочном периоде: расходы определяются, исходя из расчетной цены на нефть, как правило, за несколько предыдущих лет. В случае, когда цены превышают ориентир, излишки денег направляются в Нацфонд.

До последнего времени Минфин при расчете бюджета опирался на бюджетное правило. В бюджет 2015 года изначально была заложена цена нефти в 80 долларов за баррель, что позволяло бы сводить бюджетный дефицит к минимуму. Однако в феврале, когда стало понятно, что нефть так высоко не вырастет, министр национальной экономики Ерболат Досаев сообщил о сценариях развития, в основу которых заложена нефть по 50 долларов за баррель.

При формировании бюджета из расчета цены нефти в 80 долларов за баррель и по курсу доллара, не превышающим 190 тенге, запланированные доходы и расходы отличались от доходов и расходов при более низкой стоимости нефти и старом курсе. В итоге, в феврале, текущий дефицит бюджета на 2015 год повысили с 2,2% до 3%.

Теперь же в параметрах бюджета на 2016 год закладываются ожидания слабого экспорта. Представляя основы макроэкономического прогноза для республиканского бюджета на 2016-2018, Министерство финансов признало, что финансовые возможности бюджета на 2016 сократились по сравнению с утвержденными параметрами в рамках трехлетнего периода 2015-2017 более чем на 850 млрд тенге. Поэтому минфин на следующий год ужимает дефицит до 1,6%, а Нацбанк уже отпустил доллар.

Бюджетные поступления в 2016 году вырастут на 607,4 млрд тенге до 6,6 трл тенге, но их структура изменится: 48% поступлений составят увеличенные трансферты и лишь 44% – классические доходы. Откуда поступят еще 8% доходов, министр финансов Бахыт Султанов не уточнил. Поступления республиканского бюджета в 2017 году составят 7,13 трлн тенге, в 2018 году – 6,9 трлн тенге.  Расходы республиканского бюджета на 2016 год планируются в объеме 7,3 трлн тенге, на 2017 год – 7,7 трлн тенге, на 2018 год – 7,5 трлн тенге.

Как признался глава минфина, ненефтяные доходы сокращаются и начинают частично замещаться трансфертами из Нацфонда. Впрочм, объем трансферта растет не номинально, а за счет пересчета курса тенге/доллар, поскольку трансферт рассчитывался, когда тенге был крепче, но с тех пор неизменно ослабевал. 

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня