Нефть играет не по правилам

В Казахстане задумались об изменении бюджетного правила

Нефть играет не по правилам

Глава комитета по финансам и бюджету Мажилиса Гульжана Карагусова не исключила возможный переход на однолетний бюджет, потому что «в той нестабильности, которая есть, прогнозировать трехлетний бюджет весьма проблематично. Тем более, сейчас экономические явления, к большому сожалению, не имеют чисто экономической природы, они полностью связаны со спекулятивными движениями…».

Бюджетное правило – инструмент трехлетнего планирования, нацеленный на оптимизацию бюджетных расходов в среднесрочном периоде: расходы определяются, исходя из расчетной цены на нефть, как правило, за несколько предыдущих лет. В случае, когда цены превышают ориентир, излишки денег направляются в Нацфонд.

До последнего времени Минфин при расчете бюджета опирался на бюджетное правило. В бюджет 2015 года изначально была заложена цена нефти в 80 долларов за баррель, что позволяло бы сводить бюджетный дефицит к минимуму. Однако в феврале, когда стало понятно, что нефть так высоко не вырастет, министр национальной экономики Ерболат Досаев сообщил о сценариях развития, в основу которых заложена нефть по 50 долларов за баррель.

При формировании бюджета из расчета цены нефти в 80 долларов за баррель и по курсу доллара, не превышающим 190 тенге, запланированные доходы и расходы отличались от доходов и расходов при более низкой стоимости нефти и старом курсе. В итоге, в феврале, текущий дефицит бюджета на 2015 год повысили с 2,2% до 3%.

Теперь же в параметрах бюджета на 2016 год закладываются ожидания слабого экспорта. Представляя основы макроэкономического прогноза для республиканского бюджета на 2016-2018, Министерство финансов признало, что финансовые возможности бюджета на 2016 сократились по сравнению с утвержденными параметрами в рамках трехлетнего периода 2015-2017 более чем на 850 млрд тенге. Поэтому минфин на следующий год ужимает дефицит до 1,6%, а Нацбанк уже отпустил доллар.

Бюджетные поступления в 2016 году вырастут на 607,4 млрд тенге до 6,6 трл тенге, но их структура изменится: 48% поступлений составят увеличенные трансферты и лишь 44% – классические доходы. Откуда поступят еще 8% доходов, министр финансов Бахыт Султанов не уточнил. Поступления республиканского бюджета в 2017 году составят 7,13 трлн тенге, в 2018 году – 6,9 трлн тенге.  Расходы республиканского бюджета на 2016 год планируются в объеме 7,3 трлн тенге, на 2017 год – 7,7 трлн тенге, на 2018 год – 7,5 трлн тенге.

Как признался глава минфина, ненефтяные доходы сокращаются и начинают частично замещаться трансфертами из Нацфонда. Впрочм, объем трансферта растет не номинально, а за счет пересчета курса тенге/доллар, поскольку трансферт рассчитывался, когда тенге был крепче, но с тех пор неизменно ослабевал. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики