Налоговое наводнение

Подъем ставки НДПИ на подземную воду сделает казахстанских производителей вод, соков и пива неконкуретноспособными на своем же рынке

Налоговое наводнение

Производители минеральных вод, безалкогольных напитков и соков и представители пивоваренной отрасли Казахстана заявляют, что перед ними стоит реальная угроза закрытия большей части предприятий. Причина - инициатива налоговых органов, которые хотят пересмотреть несколько статей налогового кодекса и изменить ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на подземную воду для всех категорий производителей.

Налоговики предлагают уставновить ставку НДПИ в размере 1 МРП за 1 тонну добытой подземной воды. Такая ставка, как утверждает исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Алия Мамытбаева, по факту приведет к увеличению налога для производителей безалкогольных напитков и вод в среднем в 500 раз, а для производителей пива - более чем в 1000 раз. В результате, прогнозируют производители пищевой отрасли, казахстанская продукция подорожает для конечного потребителя на 25%.

Вопрос пересмотра ставки НДПИ на подземную воду остро стоит с прошлого года, когда налоговые органы решили, что налогоплательщики, добывающие  и продающие подземную воду, исчисляют налоги неправильно, поскольку исходят не из цены фактической реализации воды, а из себестоимости ее подъема на поверхность.

Как сказано в Разъяснении Комитета государственных доходов Министерства финансов РК в связи в вопросом о налогообложении недропользователей, добывающих подземные воды, “основным доводом, на основании которого они  (производители - “ЭК”) отказываются применять действующую законную методику расчета налога на добычу полезных ископаемых, является уверенность в том, что если добытую подземную воду пропустить через фильтрационное оборудование и разлить в бутылки, то данная вода перестает быть добытой подземной водой и превращается в совершенно другой продукт – бутилированную питьевую воду. То есть производители бутилированной воды пытаются уверить в том, что вода в бутылку попадает не из недр, а возникает каким-то другим образом в цехах розлива воды”.

Производители против такого подхода активно возражали, справедливо аргументируя тем, что в стоимость бутылки с водой входят еще и стоимость упаковки, зарплата работников предприятия, налоги, затраты на маректинг и тд, поэтому понятно нежелание производителей рассчитывать ставку НДПИ исходя из цены фактической реализации воды.

Опять же, согласно разъяснению МинФина, в настоящее время производители минеральных вод уплачивают налог на добычу полезных ископаемых в размере порядка 2-3 тиына с 1 литра добытой воды, а налоговая служба вменяет недропользователям, осуществляющим добычу подземных вод, к уплате сумму в размере 10 процентов от средней цены реализации, то есть около 3 тенге за 1 литр. Кстати, по данным производителей, стоимость самой воды в литровой бутылке воды составляет как раз 2-3 тенге. Налоговые органы уже выставили претензии производителям  по пересчету налоговых платежей за прошлые периоды. Суммы доначислений - с учетом пени - превышают даже годовой объем реализации компаний-производителей безалкогольных напитков и соков.  

В настоящее время отечественный рынок воды и безалкогольных напитков обеспечен на 80% продукцией отечественных производителей. На пивоваренном рынке отечественное пиво также составляет порядка 80%. Если ставки НДПИ вырастут, отечественная продукция потеряет свою конкурентоспособность, и казахстанский рынок будет замещен импортным товаром, утверждают производители.

Сейчас представители отрасли уверены: в текущей ситуации надо отозвать законопроект и проанализировать эффект от изменения ставки налога на подземную воду, а кроме того, создать комиссию из числа уполномоченных государственных органов, экспертов в области контроля и регулирования производства и оборота безалкогольных напитков и производителей пищевой промышленности. Налоговый же комитет просят отозвать уведомления о доначислении НДПИ за предыдущие 5 лет.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

В государственной разработке

Центр электронной коммерции обладает уникальными компетенциями для создания информационных систем странового масштаба

Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки