От соцреализма до деконструкции

Музей искусств им. А. Кастеева в конце августа и сентябре подготовил для алматинцев и гостей города сразу несколько культурных событий

От соцреализма до деконструкции

С 27 августа по 20 сентября 2015 года можно посетить персональную выставку казахстанских художников Елены и Виктора Воробьевых «Художник спит». Она продолжает цикл монографических показов современных художников Центральной Азии, организованный галереей современного искусства Aspan Gallery. Художники работают вместе более 20 лет, обращаясь к различным техникам и жанрам: фотографии, видео, инсталляции и перформансу. В результате на свет появляются многослойные, часто ироничные произведения, посвященные постсоветской реальности, постоянным переменам и их воздействию на повседневную жизнь. Воробьевы — участники международных биеннале: Венецианского, Киевского, Сиднейского, Стамбульского и других. В Казахстане их творчество представлено столь широко впервые — 25 крупномасштабных проектов, включая инсталляции «Художник спит» (1996), «Базар» (1990–2006) и «Казахстан. Голубой период» (2002–2005).

Проект Кати Школьник «Генетический код утраченного времени» подготовлен совместно с Artwin Gallery и открылся в музее в рамках фестиваля современного искусства Artbat Fest. Его кураторы — Виталий Пацюков и Мариана Гогова. Как пояснил Виталий Пацюков, проект Кати Школьник рассматривает историю как парадоксальную динамическую систему, постоянно переживающую катастрофы. Ее образность моделируется не только в форме процесса, в непрерывности движения, но и в ситуации замирания, пауз, сдвигов и эволюционных смещений, напоминающих феномены сна. Замедляя свое развитие, останавливаясь, история в концепции Школьник попадает в иные системы координат. Технология деконструкции, разработанная французским философом Жаком Деррида, становится основным методом творческих энергий художницы. Она исследует легендарное здание Наркомфина, построенное в 1930 году по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса как модель социалистического быта, как часть матрицы идеального общества, где все коммуникации сводятся в единое, подчиняясь гармонии «города Солнца». В своей инсталляции г-жа Школьник анализирует инфляцию идеалов, социокультурный кризис и метафору Казимира Малевича «победа над Солнцем». Конструктивистская структура в оптике Кати Школьник походит на космический корабль пришельцев, вернувшийся из будущего, или древний храм забытых культур. Инсталляция Школьник манифестирует парадоксальный мир анархической свободы, супрематическое пространство, о котором мечтал русский авангард и в реалиях которого, как говорил К. Малевич, «царствует лень» и торжествует гармония естественной бесполезности, отметил куратор.

Параллельно с перечисленными проектами в музее проходит выставка «Шедевры частной коллекции», где экспонируются живописные полотна и скульптуры знаковых художников Казахстана. Коллекция принадлежит бизнесмену и меценату Нурлану Смагулову, она собиралась в течение последних двадцати лет. В рамках экспозиции представлены как знаковые художники, создавшие свои произведения с 30‑х годов ХХ века, так и авангардные представители современного искусства Казахстана. На выставке можно увидеть акварели Абылхана Кастеева и Кулахмета Ходжикова, высококлассные произведения Сабура Мамбеева и Молдахмета Кенбаева, Айши Галимбаевой и Сахи Романова, а также Кенжебая Дуйсенбаева, Дулата Алиева, Ерболата Тулепбаева и многих других. Особое место в коллекции занимают художники-шестидесятники. Среди них Салихитдин Айтбаев и Шаймардан Сариев, Абдрашит Сыдыханов, Токболат Тогызбаев и Бахтияр Табиев. Многие работы казахстанских мастеров привезены из других стран, выкуплены на аукционах Sotheby’s и Christie’s или у семей художников, живущих за границей.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?