Бензин в разницу

Правительство отменило госрегулирование цен на бензин АИ 92/93, мотивировав решение ростом курса рубля к тенге (до 3,5). Раньше оно этого не делало даже при курсе в 5 тенге. А при курсе в 3 тенге и вовсе запрещало экспорт топлива из РФ

Бензин в разницу

"Рассмотрев разные варианты и обсудив этот вопрос с участниками рынка, мы остановились на том, что когда у нас нестабильность кура валют, на мировых рынках и у нас, котировки нефти постоянно скачут, мы должны такое ценообразование на нефтепродукты, который носил бы очень гибкий и адаптивный характер. Поэтому правительством было принято решение о том, что в целях исключения дефицита бензина у нас АИ-92/93 на внутреннем рынке отказаться от государственного регулирования», – заявил на брифинге первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев.

Проблема, по словам вице-премьера, - в курсе рубля. "В чем это заключается – при старом курсе, то есть до 20 августа у нас было соотношение рубль к тенге 2,95 и тогда мы спокойно закупали бензин в России. У нас цена была закупочная 97 тенге и мы спокойно у себя продавали по 108 тенге. Но в связи с тем, что у нас перешли на плавающий курс тенге, уже соотношение рубля к тенге резко изменилось, и сегодня если мы собираемся покупать бензин в РФ, то этот бензин нам уже обходится в 120 тенге. При розничной цене 108 тенге. Естественно в убыток себе завозить в страну не будет. Если мы будем так дальше продолжать то в скором времени, даже в конце сентября мы получим большой дефицит в стране", - отметил первый вице-министр.

Можно предположить, что курс рубля не основной фактор, повлиявший на отказ властей от регулирования розничных цен. Для сравнения, в марте был введен временный запрет на ввоз бензина из РФ при курсе 3 тенге за рубль. Эту меру принимали в целях «обеспечения энергетической безопасности, связанной с возможностью остановки крупнейших нефтеперерабатывающих заводов из-за имеющегося профицита нефтепродуктов завозимых из РФ». Является ли определяющей разница в курсе менее, чем в один рубль, – вопрос открытый. Практика предшествующих лет показала, что государство не отказывалось от регулирования розничных цен на ГСМ и при более неблагоприятной конъюнктуре (при курсе рубля к тенге 1 к 5). Скорее всего, здесь речь может идти о сумме факторов – низкая цена не нефть, пересмотр государством своих обязательств, девальвация тенге, которая перемешала карты олигархам.  Ранее представители автозаправочного бизнеса предлагали различные меры, включающие отмену госрегулирования цен  на бензин, повышение цен на бензин и госрегулирование оптовых цен.

 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики