Индекс открытости показал закрытость

Индекс открытости местного бюджета по Астане по итогам последнего исследования значительно снизился по сравнению с показателем 2013 года

Индекс открытости показал закрытость

«Индекс открытости местного бюджета для Астаны составил 27,14 баллов из 100 возможных, что значительно меньше, чем средний балл (37,09) для всех изученных 14 областей и городов Астана и Алматы. Астана значительно ухудшила показатель по сравнению с Индексом открытости местного бюджета 2013 года (36,9). Астана в 2013 году заняла 5-е место, а в 2015 году – 14 место», – сообщила эксперт Центра исследований «Сандж» Фатима Джандосова.

Самый высокий показатель открытости бюджета получила Восточно-Казахстанская область – 62,51, в пределах от 42,3 до 44, 6 баллов у Костанайской(42,3), ЮКО (42,7),  Алматинской (43,8), Акмолинской (43,8), СКО (44,6).   От 39,7 баллов до 39,0 заработали Павлодарская, Жамбыльская, Актюбинская области. ЗКО и Атырауская  набрали по 35,8 и 35,6 пунктов соответственно. В районе 27,1-27,3 Карагандинская обл, Мангыстауская и Астана. Замыкают таблицу Алматы и Кызылординская область с 22,1 и 20,5 баллами.

Национальная бюджетная сеть Казахстана во второй раз проводит это исследование. Оценка показывает, насколько полно органы исполнительной и представительской власти  предоставляют общественности информацию о бюджете и своей финансовой деятельности. Исследование открытости местных бюджетов затрагивает все этапы – планирование, рассмотрение, исполнение, отчет по исполнению.

«Наиболее слабым местом является участие общественности в обсуждении проекта бюджета, нет реально действующих механизмов по вовлечению общественности в этот процесс» - говорится в исследовании. По сути, общественности предоставляют уже утвержденный бюджет, зачастую безо всякой аргументации, обоснования тех или иных позиций. «Прорывом» называют эксперты исследовательского центра предоставление общественности уже утвержденного, гражданского бюджета  в  доступной форме, с инфографикой.  

Между тем, маслихаты как органы представительской власти явно не дорабатывают. На этапе рассмотрения и утверждения бюджета в Астане нет доступа к информации о том, как проходит работа постоянных комиссий маслихата по рассмотрению бюджета, нет протоколов, информации о поправках, вносимых  депутатами.

В процессе исполнения бюджета информация об изменениях и уточнениях публикуется. Но без пояснений, без детализации.  Не стало и квартальных отчетов по исполнению бюджетов. В этом году по Астане не было даже годового отчета. Обычно таковой представляется в мае, но на конец июня итоговых данных еще не было.

Хотя и в предыдущих отчетах не было анализа, почему не были освоены выделенные средства,  не были отражены индикаторы, служащие основанием для анализа достигнутых результатов, не было и объяснений, почему расходятся цифры утвержденных и фактически полученных доходов. «Публикуемый доклад акима за отчетный период также не содержит такого анализа. Анализ результатов есть только в  отчетах по исполнению стратегических планов госорганов», - говорится в исследовании.

 Подобная закрытость информации мешает сориентироваться предпринимателям, не дает возможности общественности хоть как-то следить за планированием и исполнением местных бюджетов. В контексте последних административных реформ с передачей полномочий на местный уровень, с передачей контрольных функций в том числе и в области земельных отношений, отстранение общественности от местной власти вызовет отчуждение, противопоставление. А это всегда усложняет отношения между местной властью и гражданами.

Между тем, оценка открытости бюджета определяется  и на республиканском уровне, есть индикаторы  для минфина. По признанию исследователей «Сандж», министерство финансов постоянно работает над улучшением показателей. Подобное стремление может послужить образцом для местных исполнительных органов. 

 

Статьи по теме:
ВВП

Инвестбум, свинченный вручную

Обладая чуть более 4% населения Казахстана и создавая менее 3% республиканского ВВП, Кызылординская область является одним из лидеров по инвестиционной активности и темпам социально-экономических преобразований

Спецвыпуск

В поисках главного

По мере того как годовые отчеты становятся полнее и информативнее, компаниям все важнее выделить и донести до заинтересованных сторон ключевые сообщения

Экономика и финансы

Призрак бедности

Основными последствиями девальвации тенге стали рост инфляции и снижение доходов населения, что негативно отразилось на многих отраслях экономики, связанных с потребительским спросом

Экономика и финансы

Создаем критическую массу

Факторинг может стать эффективным решением ряда проблем с финансированием бизнеса, однако этот сегмент еще должен пройти этап формирования устойчивой базы развития и устранения барьеров для роста