Анализ на содержание в искусстве

Кроме «Искусства Казахстана», других книг с анализом современного искусства Казахстана просто нет

Анализ на содержание в искусстве

Редко кто из казахстанских гуманитариев способен на столь мощное осмысление времени и роли культуры в нем. Лишь одна цитата из книги по искусству Казахстана: «Смысл искусства, как и демократии,— не в цели, а в процессе». В этой книге получилось емко обозначить тенденции в изобразительном искусстве Казахстана, точно выявить существующие проблемы. Это не академический опус. Но в работе Валерии Ибраевой есть несомненная фундаментальность, несмотря на то что понимаешь: в первую очередь автор участвовал в создании прихода к публике современного казахстанского искусства. Отсюда большая доля вполне искреннего и личностного отношения к оцениваемому изобразительному материалу.

В итоге читатель получает структурированную арт-историю Казахстана конца 20‑го — начала 21‑го веков: от перестройки до середины двухтысячных. В заголовках книги — арт-тренды: «Матрица социализма на земле кочевников»; «Либерализация и национализм», «Суверенитет в бронзе», «Higt-tech феодализм»; «Критицизм», «Этнофутуризм» и т.д. Предельно точно охарактеризованы образчики официальной культуры — идеологические продукты последнего времени. Тексты, иллюстрации, сам анализ обозначают этапы становления современного искусства. Действительно, внутри самого государства пока не создано единого культурного и даже ментального пространства, которое могло бы сформировать общие «страновые» ценности. На сегодняшний день можно лишь отметить действенное и не всегда позитивное влияние реконструкций мифов далекого и относительно недавнего прошлого на текущую повседневность. Любопытно все это прослеживать вместе с искусствоведом на конкретных примерах. Исследователей заинтересуют доказательные пассажи о внутренней связи советского прошлого и монументалистики периода независимости.

Что очевидно, по мнению Валерии Ибраевой, в официальной казахстанской арт-практике? Упрощение смысла и бесхитростное «изгнание» всякого смысла, заменяемое лжепублицистикой. Все, что проговаривается арт-критиком, хорошо коррелирует с выкладками казахстанских социологов и политологов о «смутном» транзитном времени.

На книгу уже обратили внимание западные исследователи. В ней есть то, что и должно быть в профессиональном искусствоведческом обзоре: информация и оценка, локальный историко-политический контекст. Информация полная, а оценка аргументированная.

Пожалуй, это единственная работа, в которой свою энциклопедическую характеристику получил период казахстанского постмодернизма. Он дан в сопоставлении и противопоставлении официальной монументалистике времен независимости. Но тот этап неофициального искусства, существовавшего как альтернативная традиция, во многом уже завершился. Хорошо, что он оказался зафиксированным в книге.

Конфликт между искусством как безличной идеологической машиной и индивидуальным средством сопротивления ей обретает в книге конкретное человеческое воплощение. Критический арт-дискурс в Казахстане был и состоялся в приснопамятные годы надежд. Подобных образчиков критического мышления мы не найдем в РК ни в научных, ни в публицистических или же образовательных практиках последнего времени.

В медиапространстве 2000‑х годов были концептуально значимыми работы Шай-Зии (фильм «Антибутя»), перфомансы Саида Атабекова и Георгия Трякина-Бухарова, творчество представителей группы «Кызыл трактор», проекты группы «Коксерек». Отдельные сюжеты о лучших визуалистах нашего времени (Сергее Маслове, Ербосыне Мельдибекове, Рустаме Халфине и других) являются единственными источниками об этих художниках.

В те же годы Центр современного искусства Сороса, курируемый Валерией Ибраевой, поддерживал представление алматинцев (и шире — казахстанцев), что они все-таки живут в городе художника Сергея Калмыкова. Центр провел более двадцати выставок андеграундного искусства. Но актуальное искусство и художественный авангард закончились в 2000‑е годы, а их влияние на сегодняшних творцов ничтожно мало. То, что присутствует в современных арт-продуктах как отголоски постмодернизма, имеет вторичный характер и возрождается только ради коммерческой составляющей. Казалось бы, интерактивные интернет-проекты (демократический нет-арт), о которых размышляет критик, расширили возможности современного искусства. Но большинство названных проектов, увы, тоже канули в Лету. Автор книги в возможном прогнозе выживания казахстанских художников объективно пессимистичен: единственный возможный способ — культурная эмиграция.

Сама книга «Искусство Казахстана» содержит конкретные зарисовки постсоветского этапа казахстанского искусства и в ней же — действенное объяснение унылости казахстанского культурного ландшафта наших дней.

Несмотря на кажущуюся хрупкость и субъективность утверждений автора книги, работа Валерии Ибраевой получилась глубокой по анализу и мужественной по гражданской позиции. В таком сочетании трудно еще кого-то упрекнуть.

Ибраева Валерия. Искусство Казахстана. Постсоветский период. — Алматы, 2014. Тираж 500 экз.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности