Топливо малых форм

АО «Конденсат» завершило очередной этап строительства малотоннажной установки (МТУ) по производству моторных топлив К-5. В конце сентября начнутся пуско-наладочные работы

Топливо малых форм

Увеличить глубину переработки, улучшить качество продукции, снизить промышленные выбросы – такие цели владельцы АО «Конденсат» поставили перед собой еще в конце 90-х, когда заработала первая очередь малотоннажного завода. В первые годы работы  предприятие занималось исключительно переработкой нестабильного газового конденсата с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения и производило дизельное топливо и другие нефтепродукты При этом дизтопливо в основном направлялось на внутренний рынок, а остальная продукция экспортировалась. В связи с требованием ЕАЭС производить топливо стандартов Евро-4, Евро-5 в 2012 году компания начала модернизацию действующего завода, введенного в 1998 году.

В 2012 г. специалисты АО «Конденсат»  представили бизнес-план «Первый пусковой комплекс второй очереди строительства МТУ для производства моторных топлив экологического класса 5». Прошли общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду. На этих общественных слушаниях в Аксае поднимался вопрос о получении сырья с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения, поскольку оно завозилось с других месторождений Казахстана и России. На этом фоне особенно важно было получить максимально эффективный проект. 

«Одинаковых НПЗ не бывает – и по выпуску продукции и по использованию сырья» - заметил директор строительства второй очереди  Александр Маючий.  Проектная мощность действующей установки составляет около 600 тыс. тонн сырья в год. Проект предусматривает увеличение глубины переработки сырья до 90% с возможностью наращивания объемов переработки.

«Проектная мощность производства моторного топлива на базе существующего нефтеперерабатывающего комплекса составит: бензина АИ-92 – 114 тысяч тонн, АИ-95 – 86 тысяч тонн в год. Более того, предприятие планирует наладить выпуск «фракции газойлевой прямогонной» (сырье для установок гидроочистки дизельного топлива) – до 198 тысяч тонн в год. Вакуумного газойля, то есть сырья для производства масел – 104 тысячи тонны ежегодно. Гудрона – сырья для производства битума – 75 тысяч тонн в год», – пояснила пуководитель проектной дирекции БРК Банка развития Казахстана Сандугаш Кенжебаева

Руководство компании заказало блочно-модульную установки,  когда  модули и блоки собираются в заводских условиях, транспортируются и готовыми устанавливаются на площадке.

Генеральный проектировщик - казахстанский филиал компании «Северодонецкий ОРГХИМ»  выбрали поставщиком  оборудования  американскую компанию «Ventech Fabricanion Services LLC.

«При строительстве действующего завода оборудование поставляли канадские партнеры, общестроительные работы зданий вели чешские подрядчики, а монтаж и пуско-наладочные работы проводили израильские специалисты», – добавил генеральный директор АО «Конденсат» Фарид Бахтиозин.  

Капзатраты в проект оцениваются в 200 млн долларов. Большую часть средств на  модернизацию «Конденсат» планировал привлечь в БВУ или на рынке облигаций. В июле 2014 г. АО «Конденсат» зарегистрировало облигации на сумму 5 млрд тенге, которые получили листинг на Казахстанской фондовой бирже. Но бумаги пока не были проданы инвесторам, и компания имеет право продать их в будущем.

В начале июня 2015 года Банк развития Казахстана (БРК), предоставил финансирование второй очереди МТУ на АО Конденсат. По условиям договора,  БРК обязался  предоставить  60% необходимых средств на 6 лет. Соответствующее кредитное соглашение было подписано между БРК и АО «Конденсат» 02 июня нынешнего года. «Заемные средства БРК будут направлены на приобретение оборудования, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы» - говорится в Соглашении. «Проект начали  финансировать за счет собственных средств, но благодаря поддержке БРК, сможем реализовать проект в намеченные сроки. Мы уже получили первый транш» - заметил генеральный директор АО «Конденсат» Фарид Бахтиозин.

 Банк уже профинансировал приобретение основного технологического оборудования из США у компании Ventech и планирует осуществить финансирование остальной части проекта», - объяснила руководитель проектной дирекции БРК Сандугаш Кенжебаева.

Ни капли на ветер

«Вторая очередь состоит из блока риформинга нафты, блока гидроочистки нафты, секции изомеризации, блока аминовой очистки и секции по производству серы», – пояснил директор строительства второй очереди Александр Маючий.

Новые стандарты производства потребовали реконструкции действующих объектов общезаводского хозяйства. Строится новая котельная для выработки пара высокого и среднего давления,  большая электроподстанция, азотная станция, новая воздушная компрессорная станция. Есть блок оборотного водоснабжения, в секции аминоочистки будут очищаться газы от сероводорода, чистый газ пойдет  на топливные нужды завода, полностью закрывая его технологические потребности.

«По технологии базовый бензин будет выходить класса К5 с октановым числом 92. При его изготовлении планируем вообще не использовать присадки.  А для получения АИ-95 будет применяться  компаундирование на нефтебазе в Аксае, будем добавлять МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир).  Для этого на нефтебазе провели реконструкцию: отремонтировали действующие три резервуара на 2 тысячи кубометров, построили новый блок рекуперации паров для бензинов с эффективностью очистки 99,45 процентов» - пояснил Руководитель группы подготовки проектов АО «Конденсат» Александр Карпов. Два  регенерируемых адсорбента датского производства  позволяют гарантировать полноценную очистку и долговременную работу.

На гидроочистке и риформинге нафты использованы французские катализаторы. На изомеризации использованы британские катализаторы, для них пришлось приобрести лицензию на технологию изомеризации бензина у компании «UOP LIMITED».

Строящийся завод имеет потенциал для увеличения мощности, возможности для реконструкции. «Все упирается в поставки сырья. Экономика проекта считалась исходя из текущих возможностей  (переработки 600 тыс. тонн сырья – прим. ред.). Увеличение мощности установки улучшит экономику в любом случае» - отметил гендиректор  Фарид Бахтиозин.

 

В пять раз дешевле «Клауса»

Строительство второй очереди разбито на этапы. Сначала устанавливается «бензиновая часть», запуск которой планируется в конце текущего года. Затем настанет черед строительства секции вакуумной перегонки, которая позволит увеличить  извлечение светлых нефтепродуктов. Проектные работы выполнила Российская компания ООО «Нефтехиминжиниринг» г.Белгород и уже закуплена большая часть основного технологического оборудования. 

В «Конденсате» вместо дорогой и громоздкой системы «Клаус» для очистки серосодержащих газов решили применить совместную разработку ученых из института Катализа (Новосибирск) и Волжского НИИ углеводородного сырья. Это  компактная модульная установка, которая дает тот же результат, что и «Клаус», но стоит в 5 раз дешевле. Причем сможем варьировать форму – жидкую или комовую серу в зависимости от спроса на рынке Потенциальный покупатель, самый близкий к нам -  Новоменделеевский  завод в Татарстане».  – сообщил Руководитель группы подготовки проектов АО «Конденсат» Александр Карпов. Казахстанский завод станет третьим пользователем этой технологии. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики