Топливо малых форм

АО «Конденсат» завершило очередной этап строительства малотоннажной установки (МТУ) по производству моторных топлив К-5. В конце сентября начнутся пуско-наладочные работы

Топливо малых форм

Увеличить глубину переработки, улучшить качество продукции, снизить промышленные выбросы – такие цели владельцы АО «Конденсат» поставили перед собой еще в конце 90-х, когда заработала первая очередь малотоннажного завода. В первые годы работы  предприятие занималось исключительно переработкой нестабильного газового конденсата с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения и производило дизельное топливо и другие нефтепродукты При этом дизтопливо в основном направлялось на внутренний рынок, а остальная продукция экспортировалась. В связи с требованием ЕАЭС производить топливо стандартов Евро-4, Евро-5 в 2012 году компания начала модернизацию действующего завода, введенного в 1998 году.

В 2012 г. специалисты АО «Конденсат»  представили бизнес-план «Первый пусковой комплекс второй очереди строительства МТУ для производства моторных топлив экологического класса 5». Прошли общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду. На этих общественных слушаниях в Аксае поднимался вопрос о получении сырья с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения, поскольку оно завозилось с других месторождений Казахстана и России. На этом фоне особенно важно было получить максимально эффективный проект. 

«Одинаковых НПЗ не бывает – и по выпуску продукции и по использованию сырья» - заметил директор строительства второй очереди  Александр Маючий.  Проектная мощность действующей установки составляет около 600 тыс. тонн сырья в год. Проект предусматривает увеличение глубины переработки сырья до 90% с возможностью наращивания объемов переработки.

«Проектная мощность производства моторного топлива на базе существующего нефтеперерабатывающего комплекса составит: бензина АИ-92 – 114 тысяч тонн, АИ-95 – 86 тысяч тонн в год. Более того, предприятие планирует наладить выпуск «фракции газойлевой прямогонной» (сырье для установок гидроочистки дизельного топлива) – до 198 тысяч тонн в год. Вакуумного газойля, то есть сырья для производства масел – 104 тысячи тонны ежегодно. Гудрона – сырья для производства битума – 75 тысяч тонн в год», – пояснила пуководитель проектной дирекции БРК Банка развития Казахстана Сандугаш Кенжебаева

Руководство компании заказало блочно-модульную установки,  когда  модули и блоки собираются в заводских условиях, транспортируются и готовыми устанавливаются на площадке.

Генеральный проектировщик - казахстанский филиал компании «Северодонецкий ОРГХИМ»  выбрали поставщиком  оборудования  американскую компанию «Ventech Fabricanion Services LLC.

«При строительстве действующего завода оборудование поставляли канадские партнеры, общестроительные работы зданий вели чешские подрядчики, а монтаж и пуско-наладочные работы проводили израильские специалисты», – добавил генеральный директор АО «Конденсат» Фарид Бахтиозин.  

Капзатраты в проект оцениваются в 200 млн долларов. Большую часть средств на  модернизацию «Конденсат» планировал привлечь в БВУ или на рынке облигаций. В июле 2014 г. АО «Конденсат» зарегистрировало облигации на сумму 5 млрд тенге, которые получили листинг на Казахстанской фондовой бирже. Но бумаги пока не были проданы инвесторам, и компания имеет право продать их в будущем.

В начале июня 2015 года Банк развития Казахстана (БРК), предоставил финансирование второй очереди МТУ на АО Конденсат. По условиям договора,  БРК обязался  предоставить  60% необходимых средств на 6 лет. Соответствующее кредитное соглашение было подписано между БРК и АО «Конденсат» 02 июня нынешнего года. «Заемные средства БРК будут направлены на приобретение оборудования, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы» - говорится в Соглашении. «Проект начали  финансировать за счет собственных средств, но благодаря поддержке БРК, сможем реализовать проект в намеченные сроки. Мы уже получили первый транш» - заметил генеральный директор АО «Конденсат» Фарид Бахтиозин.

 Банк уже профинансировал приобретение основного технологического оборудования из США у компании Ventech и планирует осуществить финансирование остальной части проекта», - объяснила руководитель проектной дирекции БРК Сандугаш Кенжебаева.

Ни капли на ветер

«Вторая очередь состоит из блока риформинга нафты, блока гидроочистки нафты, секции изомеризации, блока аминовой очистки и секции по производству серы», – пояснил директор строительства второй очереди Александр Маючий.

Новые стандарты производства потребовали реконструкции действующих объектов общезаводского хозяйства. Строится новая котельная для выработки пара высокого и среднего давления,  большая электроподстанция, азотная станция, новая воздушная компрессорная станция. Есть блок оборотного водоснабжения, в секции аминоочистки будут очищаться газы от сероводорода, чистый газ пойдет  на топливные нужды завода, полностью закрывая его технологические потребности.

«По технологии базовый бензин будет выходить класса К5 с октановым числом 92. При его изготовлении планируем вообще не использовать присадки.  А для получения АИ-95 будет применяться  компаундирование на нефтебазе в Аксае, будем добавлять МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир).  Для этого на нефтебазе провели реконструкцию: отремонтировали действующие три резервуара на 2 тысячи кубометров, построили новый блок рекуперации паров для бензинов с эффективностью очистки 99,45 процентов» - пояснил Руководитель группы подготовки проектов АО «Конденсат» Александр Карпов. Два  регенерируемых адсорбента датского производства  позволяют гарантировать полноценную очистку и долговременную работу.

На гидроочистке и риформинге нафты использованы французские катализаторы. На изомеризации использованы британские катализаторы, для них пришлось приобрести лицензию на технологию изомеризации бензина у компании «UOP LIMITED».

Строящийся завод имеет потенциал для увеличения мощности, возможности для реконструкции. «Все упирается в поставки сырья. Экономика проекта считалась исходя из текущих возможностей  (переработки 600 тыс. тонн сырья – прим. ред.). Увеличение мощности установки улучшит экономику в любом случае» - отметил гендиректор  Фарид Бахтиозин.

 

В пять раз дешевле «Клауса»

Строительство второй очереди разбито на этапы. Сначала устанавливается «бензиновая часть», запуск которой планируется в конце текущего года. Затем настанет черед строительства секции вакуумной перегонки, которая позволит увеличить  извлечение светлых нефтепродуктов. Проектные работы выполнила Российская компания ООО «Нефтехиминжиниринг» г.Белгород и уже закуплена большая часть основного технологического оборудования. 

В «Конденсате» вместо дорогой и громоздкой системы «Клаус» для очистки серосодержащих газов решили применить совместную разработку ученых из института Катализа (Новосибирск) и Волжского НИИ углеводородного сырья. Это  компактная модульная установка, которая дает тот же результат, что и «Клаус», но стоит в 5 раз дешевле. Причем сможем варьировать форму – жидкую или комовую серу в зависимости от спроса на рынке Потенциальный покупатель, самый близкий к нам -  Новоменделеевский  завод в Татарстане».  – сообщил Руководитель группы подготовки проектов АО «Конденсат» Александр Карпов. Казахстанский завод станет третьим пользователем этой технологии. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее