Действовать решительно

В условиях отраслевого спада компания-лидер казахстанской автоиндустрии осваивает новые рынки сбыта, день за днем приближая запуск крупнейшего производства в истории республиканского машиностроения

Действовать решительно

Падение рыночной активности в цивилизованном сегменте казахстанской автоиндустрии ускорилось — по итогам шести месяцев официальные участники рынка продали 52 043 легковых и легких коммерческих автомобиля, что на 30% ниже этого же показателя годичной давности.

Спад в отрасли наметился в мае 2014 года на фоне изменения курса тенге. Однако уже осенью прошлого года основным фактором рыночного кризиса стал параллельный импорт новых и подержанных автомобилей с территории России. По данным «БИПЭК АВТО Казахстан», в первой половине текущего года по теневым каналам было ввезено и поставлено на учет свыше 150 тысяч легковых автомобилей. 26 мая 2015 года приказом Министерства по инвестициям и развитию РК был введен запрет на ввоз из стран–членов ЕАЭС автомобилей, не отвечающих требованиям стандарта Euro-4 и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Благодаря этому решению импорт технически небезопасных автомобилей сократился, однако объемы «серого» ввоза техники из стран Евразийского союза пока сохраняются на высоком уровне. Так, по итогам июня 2015 года на долю стихийного импорта пришлось 46% легковых авто, поставленных на учет в органах дорожной полиции. «Рассчитываем, что правительству удастся вывести оставшийся поток импорта из “тени”, ведь за счет этого прозрачная налогооблагаемая база в авторетейле удвоится»,— комментирует ситуацию генеральный директор «БИПЭК АВТО Казахстан» Игорь Потапов.

Лидер рынка — Granta

Доминирующую позицию на казахстанском авторынке сохраняет за собой холдинг «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО». Результат деятельности компании за первые шесть месяцев 2015 года — 27 015 реализованных автомобилей на сумму 58,6 млрд тенге (316,4 млн долларов), или 52% новых легковых и коммерческих автомобилей, реализованных в стране (см. график).

Со значительным отрывом от других лидеров казахстанского авторетейла список предпочтений отечественных покупателей вновь возглавила LADA. На ее счету — 16 813 автомобилей тольяттинской и усть-каменогорской сборки (см. таблицу). АВТОВАЗ продолжает укреплять положение абсолютного лидера на рынке Казахстана. По итогам первого полугодия 2015 года, каждый третий клиент отечественных автосалонов (32,3% всех покупателей новых легковых автомобилей, включая LCV) предпочел марку LADA. В аналогичном периоде 2014 г. её рыночная доля составляла 30,4%. Наиболее популярным предложением LADA остается семейство Granta — в первом полугодии 2015 года этот автомобиль выбрали 5 402 покупателя.

В десятку моделей–фаворитов рынка автомобилей республики вошли также Largus — 4 022, Priora — 3 680, Lada Kalina — 2 310 и Lada 4x4 — 1 354 проданных автомобилей соответственно. Стоит отметить повышенный интерес казахстанских покупателей к универсалу Lada Largus и семейству моделей Kalina. Спрос обеспечил этим продуктам рост продаж на 35% и 18% соответственно (по отношению к результатам сбыта в первом полугодии 2014 г.).

Наряду с появлением новых предложений (LADA Granta, укомплектованной АКПП, обновленной Priora и кроссовера на базе LADA Kalina), решающую роль в укреплении позиций бренда на рынке Казахстана сыграло ослабление курса российского рубля. Продукция АВТОВАЗа, выпускаемая, главным образом, из российских компонентов, приобрела дополнительную конкурентоспособность за счет доступной стоимости, не чувствительной к колебаниям курсов иностранных валют. Тенговые цены на модельный ряд LADA в 2015 году были значительно снижены, что позволило марке нарастить рыночную долю, невзирая на общий спад потребительской активности. 25 сентября на АВТОВАЗе состоится запуск производства нового флагмана LADA — седана Vesta. Автомобиль станет первым в плеяде революционных продуктов LADA, разработанных при участии инженеров Renault-Nissan. Старт продаж новинки в Казахстане ожидается в конце 2015 года.

Поклонники марки KIA c начала года приобрели 5 852 автомобиля, что вновь обеспечило ей место в тройке самых востребованных брендов на рынке республики. Сбыт казахстанского бестселлера KIA — модели Rio — в январе-июне 2015 года вырос на 4%, до отметки 3641 единицы. Седан и хэтчбэк Rio — в пятерке самых покупаемых казахстанцами автомобилей. Бестселлерами корейского бренда по итогам января-июня 2015 года стали также кроссоверы KIA Sportage — 717, KIA Cerato — 541 и KIA Sorento — 483 проданных автомобиля соответственно. Лидером по темпам роста продаж выступил бизнес-седан KIA Optima. Спрос на модель вырос по сравнению с прошлогодним значением в 2,5 раза.

Бренды Chevrolet и Skoda также сохранили место в первой десятке фаворитов сегмента легковых авто. На линейку Renault и UAZ пришлось 783 и 768 автомобилей, реализованных в филиалах «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» соответственно.

Прирастать Сибирью

Центральным событием отчетного полугодия стал выход первой казахстанской компании на автомобильный рынок Евразийского союза. В 2015 году ГК «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» приступила к сбыту и послепродажному сервису автомобилей Lada в крупнейших городах Сибири и Урала: Барнауле, Ишиме, Кемерово, Новокузнецке, Новосибирске, Омске, Тобольске, Тюмени, Челябинске и Шадринске. К 32 точкам присутствия в Казахстане холдинг прирастил 14 собственных филиалов в 10 регионах России.

Продажи холдинга в открывшихся российских филиалах уже превысили суммарный сбыт компании в приграничных Северо-Казахстанской и Костанайской областях Казахстана. По словам председателя совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» Анатолия Балушкина, в обозримой перспективе холдинг расширит собственную сбытовую инфраструктуру на российском рынке до 21 автоцентра.

Контрактная территория сбыта, предоставленная группе «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» российским партнером в лице АВТОВАЗа, в сумме насчитывает более 51 млн жителей в Казахстане и азиатской части России. «Как минимум два обстоятельства обязывают казахстанских производителей действовать сегодня более решительно. Это охлаждение мировых рынков сырья и присоединение республики к ВТО. Очевидно, что запуск промышленных проектов в недобывающем секторе и выход на внешние рынки придется осуществлять в более сжатые сроки, чем ожидалось. Отечественной экономике необходимы новые точки роста с опорой на экспорт. Нужны уже сегодня. И наша команда к этому вызову готова», — уверен Анатолий Балушкин.

Вкладом компании в развитие несырьевой экономики станет строительство крупнейшего (даже с учетом советского периода) объекта в истории казахстанского машиностроения: 262 тысячи квадратных метров производственных и вспомогательных площадей на территории в 523 гектара. Не далее чем в июне на площадке будущего автопроизводства полного цикла были установлены первые две тысячи свай основания цеха сборки. Рядом разместятся мощности сварки и окраски кузова, а также технопарк по выпуску автокомпонентов. С выходом на проектную мощность новый промышленный объект позволит создать 12 тысяч новых рабочих мест и увеличить ВВП республики на сумму 1,1 млрд долларов. Генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержан Мандиев отмечает: «На текущем этапе наша группа вложила в проект 47 млн долларов. Но это лишь первый этап инвестиций. Общий объем капиталовложений в мощности сварки, окраски и сборки составит 840 млн долларов. Еще 630 млн долларов потребует создание технопарка по производству автокомпонентов. Следующей фазой реализации проекта в 2015–2016 гг. станет приобретение технологического оборудования».

С запуском строящихся мощностей полного цикла в г. Усть-Каменогорске холдинг обеспечит снабжение жителей Сибири и Уральского региона автомобилями казахстанского производства, уровень локализации которых достигнет 50%. Ежегодно порядка 70 из 120 тысяч автомобилей, запланированных к выпуску на новом конвейере, будет поставляться на рынок России.

«Серый» импорт ослабил автопром

Наиболее ощутимый удар «серого» импорта в январе-июне 2015 года приняли на себя автопроизводители: выпуск продукции легкового автопрома республики сократился на 55,5%, составив 7 868 автомобилей. 59% выпущенных на территории Казахстана легковых и легких коммерческих автомобилей были произведены на усть-каменогорских мощностях. Работа «АЗИЯ АВТО» обеспечила 8% выпуска продукции всех машиностроительных предприятий страны (вклад завода составил 21,2 млрд тенге).

На автомобили, сошедшие с усть-каменогорского конвейера, пришлось 60% суммарных продаж легковых и легких коммерческих авто казахстанского производства: 5 326 единиц на сумму 18,4 млрд тенге.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?