Удойная сила

Чтобы обеспечить сырьем производство детского питания, в компании «Амиран» построили собственную высокотехнологичную молочную ферму

«Я за своей женой так не ухаживаю, как он за этими коровами!» — так глава компании «Амиран» Руслан Юн говорит о голландце Менне Йеллема. Йеллема — из фризов (народ на севере Голландии) и большой специалист по коровам голштино-фризской породы. Иностранный специалист курирует работу сельхоздепартамента компании — ТОО «Амиран-Агро».

Завод «Амиран» — производитель молочной продукции (в том числе единственный в Казахстане производитель детского лечебно-профилактического питания) из натурального цельного молока. Для производства детского питания необходимо молоко высшего и первого сортов, а с сырьем такого качества на местном рынке проблемы. Приходилось завозить молоко из Киргизии, но поставки из соседней страны были нестабильны, завод стоял без сырья, и «Амиран» решил построить собственный сельскохозяйственный комплекс. Теперь в «Амиране» под контролем весь процесс — от заготовки экологически чистых кормов до выпуска и последующей переработки молока.

Коровы нежные, зарубежные

Для получения молока высокого качества были закуплены коровы голштино-фризской породы. Менне Йеллема готов говорить о них бесконечно: «Голштино-фризская порода выведена в Голландии, но именно эти коровы приехали сюда из Канады. В Канаде похожий климат — зимы могут быть очень холодными, а лето жарким. Так же, как здесь, в Казахстане. Коровы здесь уже почти год, и можно сказать, что прижились, адаптировались к местным условиям. Почти все, кроме двух, отелились». Удой первотелок в среднем — 28–29 литров в сутки, у чемпионки — 49 литров. Каждый день 780 коров дают в сумме примерно 21 тонну молока. Таких показателей, уверены в «Амиране», больше нет ни на одной ферме в Казахстане.

Группу журналистов ведут на экскурсию в доильный зал. Коров не смущают вспышки фотокамер — животные дисциплинированно заходят в доильный зал и после дойки так же дисциплинированно уходят. «Мы их специально учим этому, но буквально неделя — и они уже сами знают, куда идти. Коров доят три раза в день, первая дойка у нас в пять утра, следующая, обеденная, в час дня, и третья — в девять часов вечера. От первой до последней коровы интервал 8 часов, и за это время корова успевает и поесть, и полежать, и попить…» — объясняет менеджер доильного зала Бахтияр Марасулов. Этих коров не то что бить — на них даже кричать нельзя, добавляет он. «Они нежные, даже спят на матрасах». Проследовав за коровами из доильного зала в коровники, можно убедиться лично — в 40‑градусную жару в коровнике комфортнее, чем на улице. Если температура в помещении поднимается выше 19 градусов, здесь открываются так называемые шторы (хотя по функционалу это скорее большие окна) для доступа воздуха. Когда это не помогает, автоматически срабатывают вентиляторы. А уж если не помогают и они, включается водяной туманообразователь — и коровник охлаждает холодный пар. А для коров в жару включают душ. У животных действительно есть собственные лежки — это специальные матрасы, довольно мягкие. «На них коровам хорошо спится»,— отмечает Йеллема. Подстилки изготовлены из переработанного навоза — впервые в Казахстане на ферме установлен реактор по переработке навоза фирмы Bauer, позволяющий не складировать навоз в течение 6 месяцев до вывоза на поля, а сразу перерабатывать. На выходе — подстилка для коровы («Она как опилки, но лучше»,— сравнивает Руслан Юн) и удобрения, которые вывозятся на поля сельскохозяйственного комплекса.

Все свое

В жару одна корова в день выпивает 125 литров воды, выделяет около 30 килограммов навоза и потребляет 24 килограмма кукурузного силоса, три с половиной килограмма пшеничного сена, пять килограммов ячменя, три килограмма сои и необходимые премикисы и минералы. « Это специально все сбалансированно именно для того количества и качества молока, которое они дают. Нам нужно производить не просто очень много молока, нам нужно производить молоко очень высокого качества для завода детского питания»,— комментирует Менне Йеллема. Все корма — своего производства, сразу за фермой — почти две тысячи гектаров поливных земель, засеянных кукурузой (257 гектаров), люцерной (451 гектар), соей (532 гектара), пшеницей (150 гектаров), ячменем (450 гектаров). Кукуруза, соя и люцерна содержат много белка и необходимы для получения качественного молока, пшеница и ячмень — для получения концентрированного корма и увеличения надоев. На полях работает современная сельхозтехника от John Deere. «Эти трактора предназначены не просто для уборки — в то же время идет очистка зерна, проверяется влажность зерна и оно измельчается. То есть первую обработку делает сама техника»,— рассказывает управляющий фермой «Амиран-Агро» Жанкелды Абжаппаров. Затраты на приобретение сельхозтехники в «Амиране» считают высокими — 700 млн тенге, но оправданными, поскольку требования к кормам для молочного стада очень жесткие, и ряд культур необходимо убирать в строго определенное время и очень сжатые сроки, чтобы они сохранили все свои питательные свойства, а не превратились, как говорят в компании, в простую «жвачку». На полях «Амиран-Агро» — дождевальные машины, которые работают в автоматическом режиме и управляются одним оператором. Всю необходимую информацию о состоянии почвы можно узнать с пульта управления — на полях стоят станции с влагомерами. На вопрос об использовании удобрений управляющий фермой отвечает: «У нас основная задача — детское питание, поэтому с химией не работаем, на поле работаем с органическими удобрениями. Собственный навоз скота после переработки идет сюда на поле, когда убираем зерно — солома размельченная остается на поле как органическое удобрение».

Удой первотелок в среднем - 28-29 литров в сутки, у чемпионки - 49 литров

На полях и ферме работают около 100 человек, в том числе специалисты, которых на конкурсной основе отобрали из студентов Казахского аграрного университета и обучили на подобных фермах за границей — в Канаде, Голландии, России. Так как работа требует постоянного присутствия на ферме, для сотрудников здесь построены двухэтажные коттеджи, квартиры в которых сразу обеспечены всем необходимым — от стиральной машины до кухонного гарнитура.

Грань рентабельности

Общий объем инвестиций в завод по производству детского молочного питания и молочную ферму, по информации Руслана Юна,— 47,3 млн долларов. «Что из себя представляет наш бизнес? Это не бизнес, а благотворительность. Детское питание продавать крайне невыгодно из-за короткого срока хранения, притом что цены мы поддерживаем на уровне или ниже других производителей молочной продукции, у которой срок хранения 25 дней. У нас социальный продукт, он должен быть доступным… Если бы мы детское питание только делали и ввозили молоко из Киргизии и перерабатывали на детское питание, как и сейчас, десять с половиной тонн — срок окупаемости проекта был бы лет 50»,— объяснил г-н Юн. Именно для того, чтобы ускорить возврат инвестиций, перед Менне Йеллема стоит задача выйти на 25 тонн ежесуточного надоя. 10 тонн молока по-прежнему будут уходить на производство детского молочного питания и еще 15 тонн — в виде молока. В таком случае, уверен Юн, окупиться проект должен в течение 10–15 лет. «Сегодня с 10 тонн молока, из которого делаем детское питание, мы получаем всего лишь 6 миллионов тенге в месяц, потому что держим цены. Если эти же 10 тысяч литров продавать по 300 тенге литр 30 дней, то получится 90 миллионов тенге»,— рассчитал глава «Амирана». Натуральное молоко от «Амирана» в стеклянной таре уже пошло в продажу, и, как говорит генеральный директор ТОО «Завод Казахской академии питания “Амиран”» Алла Пак, объемы производства растут, как и спрос на этот продукт. Несмотря на то что цена в розницу — 360–380 тенге (себестоимость тары — 97 тенге, стеклянная бутылка из Украины, крышка — из Беларуси). По словам Анны Пак, именно стеклянная бутылка в качестве упаковки выбрана по просьбе потребителей. Стеклянные бутылки можно сдать обратно в торговом центре «Амиран» за 30 тенге для повторного использования, но более трех раз бутылку использовать не будут, объясняет директор завода.

Первоначально весь объем своей продукции «Амиран» планировал продавать только в своем торговом центре в Алматы, но опять же по просьбам потребителей, которым сложно было ездить сюда по пробкам, пошел в сети. Сейчас продукция компании представлена практически во всех основных торговых сетях Алматы, и по-прежнему остается актуальным вопрос закупок продукции завода бюджетными учреждениями (см. «Как отдать лучшее детям?»).

«Что дает бюджет? Во-первых, дети могли бы получать продукцию на 20 процентов дешевле, чем мы сейчас продаем, то есть без торговой надбавки. Во-вторых, мы бы не фасовали продукт в маленькие 200‑граммовые упаковки, в садик и школу мы могли бы привезти просто целый бидон. То есть получается, что до 30 процентов мы сможем снизить цену. Мы хотим, чтобы детский продукт был доступен, и он будет гораздо более доступен, если его будет забирать бюджет», — резюмирует Руслан Юн.

Как отдать лучшее детям?

Руслан Юн, председатель совета директоров компании «Амиран», по специальности — горный инженер, а по роду деятельности в прошлом — один из топ-менеджеров корпорации «Казахмыс», рассказал, почему принял решение инвестировать в производство детского питания: «Ключевую роль в этом сыграл президент Казахской академии питания Торегельды Шарманов, написавший мне большое письмо, где обрисовал ужасную картину с детским питанием в Казахстане. Он рассказал о том, что дети в самом раннем возрасте уже имеют аллергии, а в 5–6 лет — сахарный диабет и так далее. И причина в том, что в детские организмы с едой попадают консерванты. Как он мне объяснил, наш организм не может переработать такую пищу без остатка, и в результате происходит зашлаковывание организма, снижение иммунитета…

Естественно, я задал вопрос: “Что мы будем делать с продуктом, произведенным без консервантов, если у него срок хранения — три дня?” Ведь у всей молочной продукции, которая была на рынке, минимальный срок хранения — 30 дней. Но Торегельды Шарманов сказал, что со сбытом проблем не будет, всю продукцию заберет бюджет — садики и школы. И вот это утверждение оказалось неверным, до сих пор бюджет не берет ни одного грамма нашего продукта. Мы вынуждены держать 80 торговых точек в Алматы, и я вам скажу — первые два-три месяца работы завода по производству детского питания мы практически всю продукцию или выбрасывали в канализацию, или отдавали фермам. Потом уже потребители оценили наш продукт, и сейчас мы каждые сутки 10 тысяч литров молока перерабатываем на детское питание. Наши продукты, помимо того, что сделаны из высококачественного цельного натурального молока, не содержат химдобавок и консервантов, уникальны и ценны еще и тем, что в них присутствуют выращенные на заводе по технологии Казахской академии питания бифидобактерии, усиливающие потенциал микрофлоры желудка при перерабатывании консервантов и химических добавок, что помогает избежать зашлаковывания организма.

И почему мы не можем уже года три включить наш продукт в список госзакупок — это большой вопрос. Столько инструкций написано вокруг того, как попасть в список госзакупок, что не пробиться. Три сенатора по моей просьбе занимались этим вопросом — и безрезультатно. Поэтому мы поняли — на бюджет надеяться нечего».

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня