Денег не будет

Редакционная статья

Денег не будет

В Казахстане с 20 августа «обменный курс тенге будет формироваться на основе рыночного спроса и предложения с учетом фундаментальных внутренних и внешних макроэкономических факторов», — так заявил в минувший четверг премьер-министр РК Карим Масимов.

Что случилось: государство признало, что ему не под силу нести всю тяжесть экономических проблем и полностью защищать от них своих граждан.

Причина — отсутствие денег и, что более страшно, отсутствие обозримых перспектив их заработать. По словам президента, на которые ссылается сайт Акорды, Казахстану придется адаптироваться к ценам на нефть на уровне 30–40 долларов за баррель. Такие цены могут сохраняться пять лет и более. Доходы будут минимальны. По словам президента РК, бюджет 2015 года недополучит 264 млрд тенге.

Заработать больших денег на приватизации у властей РК не получилось. Глава Министерства национальной экономики Ерболат Досаев заявил, что в сентябре будет принят очередной перечень из 181 предприятия для приватизации, но будут ли они куплены в нынешних условиях — большой вопрос.

Занимать деньги на внешнем рынке, когда собственная валюта неустойчива, а госдоходы падают, опасно. Правительство уже нарастило внешний долг за полтора года (с 1 января 2014 года до 1 июля 2015 года) вдвое: с 0,78 трлн тенге (5,1 млрд долларов) до 1,43 трлн тенге (7,7 млрд долларов). 21 августа стало известно, что Азиатский банк развития одобрил заем для РК на 1 млрд долларов. Внутренний долг тоже растет: с 3,6 трлн тенге по данным на 1 января 2014 года до 4,26 трлн тенге на 1 июля 2015 года.

В условиях резкого сокращения доходов казахстанское правительство оказалось вынуждено в первую очередь поддерживать тех, кто генерирует львиную долю поступлений в бюджет и рабочих мест — сырьевые компании и несырьевых экспортеров. Если они перестанут зарабатывать, перестанут поступать деньги в бюджет, не будет доходов у вспомогательных производств и сервисов и далее по цепи распределения денег. Для их поддержки государство отпустило курс национальной валюты, меняет схему начисления экспортной таможенной пошлины, снижает НДПИ, вводит поправки в Трудовой кодекс, снижая обязательства работодателя перед своими работниками.

Когда государство сократит расходы и перестанет быть донором всего казахстанского бизнеса, тому придется выживать самостоятельно. Оптимизировать затраты, искать новые рынки сбыта, а главное — крайне много думать.

Государству придется решать сложнейшую задачу. Надо и курс отпустить, и доходы людей сохранить (подъем зарплат, идея сохранить размеры депозитов в пересчете на новый курс), и инфляцию не разогнать. Государству тоже придется крайне много думать. Бизнесмен, допустивший ошибку, может поплатиться своим бизнесом, цена ошибок власти гораздо масштабнее.

Чтобы не было просчетов, нужны компетентность и информированность. В кризис важно досконально понимать, о чем говорят данные — о настроениях в обществе, о положении дел в компаниях, тенденциях на мировых рынках (в том числе труда), внешнеполитической ситуации.

Аналитика стоит дорого, несомненно. Но ведь непродуманные действия — еще дороже.

Читайте тему номера: Аудит промахов

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики