Конструктивное ожидание

Практически все, кто сталкивался с институтами развития, работающими в Казахстане, указывают на такую их слабую сторону, как слишком долгое рассмотрение заявок. Однако говорит ли это о неэффективности этих институтов или продолжительное время рассмотрения заявок все же связано со спецификой их работы?

Конструктивное ожидание

Когда клиенты Банка развития Казахстана или Европейского банка реконструкции и развития говорят о том, что решение о финансировании можно было бы принимать и побыстрее, в качестве базы для сравнения они берут обычно коммерческие банки, с которыми они до этого имели дело. Однако если присмотреться получше, можно увидеть, что коммерческий банк отличается от банка развития.

Коммерческие банки стремятся выдавать кредиты как можно скорее и выстраивают свои внутренние процедуры соответствующим образом. Задача коммерческого фининститута состоит в том, чтобы при наименьшем штате, то есть при наивысшей производительности труда, пропустить через себя наибольшее число заявок, отфильтровав с рынка самые выгодные варианты по соотношению риска к доходности. Процесс выдачи займов в банках развития выглядит иначе. Их интересует далеко не только возврат выданных средств с процентами. Банк развития занимает скорее мультипликативное воздействие, которое проект может оказать на экономику — республиканскую или региональную. Его интересуют такие вещи,­ как выправление отраслевого баланса в стране, увеличение экспорта и прочие развивающие эффекты.

Однако сам по себе проект может быть недостаточно хорошо подготовлен. Коммерческий банк в этой ситуации обычно без лишних размышлений отказывает. Банк развития, оценивая потенциальное воздействие на экономику, может помочь компании улучшить проект. Причем это относится не только к отечественным институтам. Например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) работает во многих странах и давно. Его бизнес-процессы хорошо отлажены и процедуры прекрасно отработаны. Однако рассмотрение заявок на финансирование и здесь длится далеко не месяц. Для такого рода кредитных институтов важно видеть, что за проект они финансируют и какое социальное и экономическое значение он будет иметь.

Говоря с госорганами

Банк развития Казахстана — один из основных финансовых институтов развития, работающих в стране, и у него в портфеле также есть проекты, на примере которых можно наблюдать особенности работы такого рода кредитных организаций с заемщиком. Показателен случай выдачи займа Международному аэропорту Актау, который длился три года. Многие коммерческие банки явно посчитали бы это непозволительной роскошью. Так что стоит посмотреть подробнее, что происходило в течение этого времени.

Переговоры с БРК по финансированию инвестиционного проекта аэропорта начались еще в 2008 году — тогда речь шла о строительстве нового пассажирского терминала и реконструкции взлетно-посадочной полосы. Проект сразу понравился банку. Ключевое значение для него имел тот факт, что аэропорт является важным инфраструктурным объектом. «Стратегически выгодное расположение города Актау создает значительные конкурентные преимущества по участию в транспортном коридоре Север—Юг, обслуживающем транзитные грузопотоки из стран Персидского залива. Мы ожидаем от реализации проекта существенного мультипликативного эффекта», — отмечает управляющий директор БРК Даулетхан Килыбаев. Потенциальные кредиторы проекта увидели, что с их помощью в Мангистауском регионе возникнет мультимодальный транспортный центр, являющийся частью стратегического транспортного коридора между Западной Европой и Юго-Восточной Азией, который свяжет воедино авиационные, морские, железнодорожные и автомобильные пути сообщения.

Однако выдать кредит сразу, не устранив ряд рисков и юридических вопросов, было невозможно. Поскольку аэропорт является стратегическим объектом, необходимо было пройти процедуры ­согласования с различными государственными органами. Одновременно велась работа с рядом министерств, отвечающих как за инфраструктуру для гражданской авиации, так и за экономическое развитие. К тому времени, как были получены все разрешения, пассажирский терминал уже был введен в эксплуатацию собственными силами доверительного управляющего, и, соответственно, изменились параметры проекта: сумма, срок, ставка, валюта займа.

Этот случай показывает: когда речь идет о стратегических инфраструктурных проектах или просто о новых проектах строительства — согласование с профильными министерствами, ведомствами и акиматом обычно очень длительный и сложный процесс. Количество документов может исчисляться сотнями. В этом аспекте банки развития в мировой практике часто выступают посредниками при взаимодействии с госорганами. С одной стороны, это финансовый институт, с другой — госорган. Наличие банка развития в данном случае может не только повлиять на решение чиновников, но и заметно ускорить все процессы. К слову, банки развития и в Европе, и в Китае, как правило, изначально создавались с целью увеличения мобильности в принятии инвестиционных решений государством — об этом прямо говорится в их мандатах. Одновременно такие банки являются своего рода центром, осуществляющим аналитику по проектному финансированию для государственных органов. Это, конечно, накладывает на них ответственность за глубину проработки­ каждого проекта.

Все по плану

Пока ожидались решения профильных ведомств, стороны не теряли времени зря. Они активно совершенствовали проект аэропорта — БРК давал свои замечания, управляющие аэропорта вносили корректировки. Заемщики большей частью вполне способны написать бизнес-план и собрать определенный пакет документов. Но достаточно ли этого, чтобы банк развития смог принять положительное заключение о выдаче кредита, если речь идет о стратегически значимом объекте? Нет, поскольку не менее, а порой и более важна предварительная проработка деталей реализации. Надо точно понимать, как задуманное будет осуществляться на практике. У заемщика, чтобы реализовать проект на необходимом уровне, должна быть высокая финансовая дисциплина в компании (в том числе чтобы эффективно осуществлять мониторинг по денежным средствам), отлаженный оперативный менеджмент, экспертиза и т.д.

В случае с аэропортом отдельной бизнес-задачей была разработка технического паспорта проекта, поскольку требовалось принятие сложных инженерных решений. БРК как основной кредитор осуществлял тщательный мониторинг на каждом этапе проводимых работ. В банке отмечают, что много времени и сил было затрачено именно на подготовительной стадии. «Сертификаты соответствия и техническая спецификация закупаемых материалов и оборудования, уровень квалификации персонала, устранение замечаний со стороны профильных ведомств — кредитные аналитики банка вникали во все нюансы и детали проекта, — говорит Даулетхан Килыбаев. — Мы понимали, что в реализации такого масштабного и технически сложного проекта мелочей не бывает. Зато, как стало понятно уже на этапе реализации, столь тщательный подход на нулевой стадии позволил минимизировать многие риски и в дальнейшем двигаться в рамках установленных сроков». Банк делал замечания по технической и юридической части, требовал более подробной проработки расходной части и будущих доходов и так далее. В результате удалось не только хорошо расписать весь проект и процесс его реализации, но и устранить имеющиеся недостатки. Это гарантировало, что реконструкция будет вестись без каких-либо сбоев. В частности для мониторинга и управления затратами по проекту по совету БРК была задействована специализированная консалтинговая компания.

«Долговременная работа с банком принесла свои плюсы, был проведен полный мониторинг как технического состояния аэропорта, так и уровня управления», — отмечает председатель совета директоров аэропорта Нурлан Досаев.

В результате воздушная гавань Актау нарастила поток внутренних и международных рейсов. Ежегодный рост пассажиропотока сегодня составляет в среднем 25%. Увеличилась пропускная способность и появилась возможность принимать воздушные суда любых типов, что предполагает привлечение международных авиаперевозчиков. При этом в аэропорту отмечают, что в будущем здесь планируется и строительство логистического парка. Но это только одна из возможностей, сейчас специалисты ведут технико-экономическое исследование рынка для запуска новых проектов. Сегодня аэропорт Актау занимает третье место в РК по количеству и объему перевозок после аэропортов Алматы и Астаны. В нем обслуживается более двух десятков отечественных и зарубежных авиакомпаний. В октябре текущего года здесь совершил посадку самый большой в мире самолет Ан-225 («Мрия»).

Договор банковского займа на сумму 38,6 млн долларов был подписан между БРК и аэропортом Актау только в сентябре 2011 года, после чего прошел первый транш. В БРК признают, что процесс действительно был долгим. Однако три года не были потрачены впустую. Банк помог тогда еще потенциальному заемщику ускоренно получить ряд согласований от госорганов, его рекомендации позволили усовершенствовать проект. А сегодня, когда проект стал удовлетворять критериям БРК и банк выдал кредит аэропорту, перед последним открываются еще большие перспективы.

«С открытием финансирования работы ведутся оперативно и под строгим наблюдением банка при участии консалтинговых компаний, проводящих мониторинг финансирования от лица банка», — говорит­ г-н Досаев.

Под жестким контролем

«Действительно, некоторые наши заемщики жалуются, что рассмотрение заявок на финансирование проектов в БРК — это долгая история, — рассказывает Даулетхан Килыбаев. — Но эти так называемые “проволочки” происходят не просто так. БРК является государственным институтом развития, поэтому рассмотрение заявок, выплата промежуточных траншей по уже одобренным проектам, изменение условий финансирования — реализация каждого такого этапа требует соблюдения массы процедур. К нам, как к государственному банку и институту развития, выдвигаются жесткие требования со стороны контролирующих органов. К тому же, как видно из примера с реализацией проекта по модернизации Актауского аэропорта, кредитные аналитики прорабатывают проект всесторонне, улучшая его и указывая на слабые места, поскольку создание нового производства или сложного объекта априори предполагает высокие проектные и финансовые риски. При этом коммерческие банки сегодня охотно рефинансируют проекты БРК, что также свидетельствует об их качественной предварительной проработке».

Банки развития в качестве финансовых институтов берут на себя специфические риски по сложным проектам, от которых коммерческие банки обычно отказываются.­ Как видно, это во многом и приводит к тому, что процесс работы над каждым проектом здесь более длителен и сложен. Однако банк развития гораздо больше коммерческого института заинтересован в том, чтобы проект был реализован без сбоев и на должном уровне и чтобы заявленные перспективы реализовались. Эти цели требуют большего соучастия и большего вовлечения банкиров в проект. Однако в конце концов партнерские отношения несут выгоду обеим­ сторонам.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики