Приметы чемпиона

В стране определили пул компаний, призванных стать национальными чемпионами. Однако критерии отбора кандидатов и подходы к культивации новой породы казахстанской бизнес-элиты пока вызывают множество вопросов

Приметы чемпиона

В конце прошлого года представители бизнеса, экспертного сообщества и квазигосударственного сектора спорили о характеристиках национального чемпиона. Разговор чаще шел о вторичных признаках: можно ли считать государственную компанию национальным чемпионом или только частник может быть им; национальный чемпион Казахстана — это уже мировой игрок или же локальный лидер с потенциалом дальнейшего роста; выращивают ли национального чемпиона искусственно или таковым компания становится в жесткой рыночной борьбе?

Но ведь важно другое. Национальный чемпион, во-первых, должен менять состояние отрасли. Во-вторых, должен импортировать новые технологии и расширять арсенал компетенций. Увидев качественный рост, за ним подтянутся другие представители отрасли. Нарастив мышцы на национальной арене, он представит интересы страны на международном рынке.

Мало кто может похвастаться таким потенциалом, разве что государственные компании, причем только сырьевого сектора. Об этом как раз высказался Президент страны Нурсултан Назарбаев в рамках Дня индустриализации. «Пока этого чемпиона что-то не видно на горизонте,— сказал он. — Покажите мне этого чемпиона, за которым последуют другие».

История одного дилера

Пищевая промышленность, производство строительных материалов и машиностроение, по мнению главы государства, имеют высокий потенциал для развития отечественного бизнеса, создания конкурентоспособной продукции и выхода на внешние рынки. По его словам, на сегодняшний день в обрабатывающей промышленности готовятся к реализации 22 новых проекта с участием иностранного инвестора. «Идет работа по ряду крупных системообразующих проектов. Так, совместно с альянсом “Рено-Ниссан” запускается строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов»,— Президент акцентировал внимание на проекте, который реализует автомобильный холдинг «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» и альянс «Renault-Nissan-АВТОВАЗ».

Внимание главы государства к инициативе двух крупнейших автомобильных компаний России и Казахстана не случайно. Проект стал самой масштабной иллюстрацией перспектив, открывшихся перед казахстанским бизнесом благодаря идеям евразийской интеграции.

Впрочем, опыт БИПЭКа интересен далеко не только в контексте российско-казахстанского партнерства.

История главного игрока отечественной автоиндустрии, холдинга «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» — self-made в чистом виде. Анатолий Балушкин, основатель компании, начинает бизнес в 1992 году с вагонных поставок автомобилей из России. К 2001 году компания представлена в крупнейших городах Казахстана и выступает эксклюзивным импортером автомобилей LADA и Škoda. Величественный дух советской промышленности, витающий в Восточном Казахстане, не давал покоя бипэковцам. Они долго лелеяли мечту перейти от торговли к созданию собственного производства. И вот в 2003 году компания открывает первый в стране автосборочный завод, выпускающий внедорожник LADA 4×4. Производственное подразделение названо «АЗИЯ АВТО», а компания обретает характерные черты вертикально интегрированного холдинга.

Последующие инвестиции в производство в течение десятилетия превысили 102 млн долларов. Расширяя линейку и внедряя новые компетенции, устькаменогорцы в 2005 году налаживают у себя сборку Škoda, через два года — линейку Chevrolet, а в 2009 году запускают производство автомобилей корейской марки KIA. Следуя за ростом производства, заводчане расширяют финансовый арсенал. В 2006 году тогда еще Агентство финансового надзора регистрирует первый выпуск облигаций «АЗИЯ АВТО» на сумму 3 млрд тенге. В 2007 году компания инвестирует 50 млн долларов в запуск линий по сборке трех моделей Chevrolet. Чтобы собрать необходимую сумму, компания успешно проходит процедуру листинга на казахстанской фондовой бирже, а также заключает ряд соглашений с банками по привлечению новых займов.

Инвестиции себя оправдывают: в 2013 году объемы выпуска на усть-каменогорском конвейере превыcили 30-тысячную отметку. Хотя в Казахстане уже действуют пять автопроизводителей, на счету «АЗИЯ АВТО» более 77% выпуска легкового автопрома и свыше 13% машиностроительной отрасли.

Отдельно нужно отметить показатель производительности труда — один из важнейших индикаторов в индустриализации. В минувшем году производительность по добавленной стоимости составила 196 тыс. долларов на работника. Для сравнения, целевой индикатор в рамках первой пятилетки в машиностроении — 52 тыс. долларов. Налицо без малого 4‑кратная разница. Что касается лояльности потребителя, то и здесь показатели ошеломляющие. Объемы реализации после падения во время банковского кризиса быстро восстановились. И за пять лет выросли в 13 раз.

Прагматизм

Сегодня руководители автомобильного холдинга утверждают, что секрет успеха заключается в прагматизме. «Ни одного тенге мы не вложили в пусть красивые, но хоть в чем-то сомнительные идеи,— рассказывает экс-глава “АЗИЯ АВТО”, ныне руководитель строящегося завода полного цикла «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержан Мандиев. — Произвести на конвейере можно что угодно, включая «Бентли». Однако весь вопрос в том, что востребовано, что нужно потребителю. Только продукция, пользующаяся спросом, позволит окупать инвестиции и двигаться вперед. Поэтому основной акцент компания делает на массовых продуктах».

Что касается производственного менеджмента «АЗИЯ АВТО», он покоится на трех китах: стандарты управления качеством ISO, модели организации, диктуемые технологическими партнерами, и принципы «бережливого производства». Именно так назвали американские ученые, исследовавшие успех Toyota, производственную систему японского автогиганта. Тайити Оно — один из создателей этой концепции — выделил семь главных потерь на производстве. По его мнению, потери возникают из-за перепроизводства, ожидания, ненужной транспортировки и перемещения, затоваривания запчастей, лишних этапов обработки и выпуска брака.

Именно эти источники издержек в фокусе особого внимания заводчан. Причем на уровне отдельно взятого работника конвейера. Лучшие из них получают персональное «клеймо качества». Это повышает зарплату на 10 тыс. тенге и обеспечивает более высокий уровень доверия. Еще один пример: любой сотрудник, который предлагает новые методы улучшения работы на любом участке производства, получает 500 тенге. Если же предложение в самом деле подходящее и вводится в оборот, то рационализатора ждет премия в размере 25 тыс. тенге, а то и выше. «Немецкий опыт показывает, что за год подают десятки тысяч малозначимых предложений, но среди них обязательно будет одно-два, которые принесут компании миллионы евро. И мы уже убедились: это работает»,— рассказывает директор по качеству «АЗИЯ АВТО» Сунгат Беркутов. — Все производственные процессы автозавода “АЗИЯ АВТО” интегрированы в глобальные производственные системы его партнеров — корпораций SKODA Auto, General Motors, “АвтоВАЗ”, KIA Motors. Трансфер технологий для нас не модное словосочетание. Это ежедневная практика».

По словам Сунгата Беркутова, в «АЗИЯ АВТО», как и у держателей брендов, работает сложный алгоритм управления качеством. Каждый сотрудник обучается бережливому производству, энергоэффективности. «Аудиторы по качеству, занятые на конвейере “АЗИЯ АВТО”, проходят ежегодную аккредитацию на заводе “Фольксваген” и других заводах-партнерах»,— заключает собеседник.

Кстати, не об этом ли говорил президент в День индустриализации?! По его словам, необходимо уделять особое внимание повышению эффективности и производительности действующих предприятий. «Для этого нужна система бережливого производства»,— отметил глава государства.

Ответственность

Между тем, говоря о чистом прагматизме, руководители автомобильного холдинга немного лукавят. В конце минувшего года «АЗИЯ АВТО» признан победителем в республиканском конкурсе социальной ответственности бизнеса «Парыз». Социальные проекты холдинга — предмет заслуженной гордости.

Компания приобрела обычный детский сад и создала на его базе уникальный центр дошкольного развития, где детей обучают трем языкам. Семьям сотрудников «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» его услуги обходятся в символические 100 тенге в месяц.

Автомобильный холдинг владеет санаторием «Рахмановские ключи», гостиничным комплексом «Порт Фортуна» на живописном берегу Бухтармы и горнолыжным курортом «Нуртау» в окрестностях Усть-Каменогорска. Семейный отдых в корпоративных пансионатах обойдется работнику в 10 раз дешевле, чем обычному клиенту.

Первая бомба

Летом 2011‑го представители холдинга, правительства и местной администрации организовали слушания по проекту создания крупнейшего в стране автопромышленного кластера. Партнером выступил «АвтоВАЗ», к тому моменту перешедший под контроль альянса Renault-Nissan.

В сентябре 2012 года на IX российско-казахстанском форуме межрегионального сотрудничества идея получила одобрение президентов двух стран. Через год заложили первый камень нового завода, получившего название «АЗИЯ АВТО Казахстан».

«В первое десятилетие усть-каменогорского производства объемы отечественного рынка не давали шансов всерьез задуматься о сварке, окраске. 50–100-тысячный рынок совместим лишь с режимом сборки. С начала 2010-х наметился мощный рыночный рост. Он был обеспечен новыми тарифными реалиями, которые принес Таможенный союз. При росте до 300 тысяч единиц в год предпосылки локализации уже не выглядят бумажными замками. А этой цифры рынок вполне может достичь при должном регулировании и классических инструментах развития отрасли»,— объясняет гендиректор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержан Мандиев.

Осенью 2014 года в Атырау в присутствии президентов Казахстана и России глава «АвтоВАЗа» Бу Инге Андерсон и председатель совета директоров «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин пришли к окончательному соглашению. Партнеры объединяют усилия для завоевания рынка Сибирского федерального округа. Через некоторое время публика узнает — устькаменогорцам отдан и рынок Уральского федерального округа. В 2015 году БИПЭК приступил к продажам и обслуживанию Lada в 10 российских городах: Барнауле, Ишиме, Кемерово, Новокузнецке, Новосибирске, Омске, Тобольске, Тюмени, Челябинске и Шадринске.

Партнерами в строительстве нового завода выступили «БИПЭК АВТО» (75% минус 1 акция) и «АвтоВАЗ» (25% плюс 1 акция). В строительство базовых мощностей по сварке, окраске и сборке автомобилей будет инвестировано 840 млн долларов. Еще 630 млн долларов инвестируют в развитие технопарка по производству автокомпонентов будущие партнеры нового завода. Правила ЕАЭС требуют, чтобы уровень локализации автомобиля превышал 50%. Технопарк, где будут производиться сиденья, бензобаки, пластмассовые и композитные детали, резинотехнические изделия, даст нужный уровень локализации. Тем самым казахстанское содержание будет увеличено с нынешних 20–30% до 50% и выше уже в 2018–2019 годах. Новый проект создаст 4 тыс. новых рабочих мест на базовых мощностях и еще 8 тыс. рабочих мест в автокомпонентных производствах.

По оценкам партнеров, в первые семь лет с конвейера нового завода сойдут порядка 500 тыс. автомобилей. Прежде всего модели нового поколения, запускаемые альянсом «Renault-Nissan-АВТОВАЗ»: Lada Vesta и Lada XRay. Г-н Балушкин оценил выход Lada Vesta как событие года. «Это полноценный европейский автомобиль, оснащенный электронными системами безопасности, современным двигателем. Дизайн, которому позавидовали бы многие иностранные бренды. Просторный салон, качественные материалы. Рулевое управление, подвеска — от Renault Megane. Это будет “бомба”!» — говорил г-н Балушкин.

Передача на усть-каменогорский конвейер важнейшей для «АвтоВАЗа» новинки как ни что другое свидетельствует о новом уровне доверия между двумя компаниями, писал тогда «Эксперт Казахстан». «Мы начинаем с поставки комплектующих напрямую, минуя “АвтоВАЗ”. С производителями сидений, бамперов, подушек безопасности. Набор опций обширный. Их не нужно будет везти в Тольятти, потом формировать комплекты и отправлять нам. Это очень важно: делает производство гибче, убирает промежуточные “колени”, организационно заставляет предприятие работать на совершенно другом уровне»,— рассказал журналу Анатолий Балушкин.

Чемпионами становятся

В апреле совет по конкурентоспособности Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» обнародовал список из 15 компаний, которые должны стать национальными чемпионами. Уже в мае национальный управляющий холдинг «Байтерек» опубликовал свой список, куда вошли 32 компании. Любопытно, что холдинг «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» не попал ни в один из них. Напомним формальные критерии, предъявленные к кандидатам: потенциал роста дохода, нацеленность на экспорт или импортозамещение, создание высокооплачиваемых мест, годовой доход не менее 2 млрд тенге, положительная динамика (более 10%) за последние 5 лет, количество рабочих мест не менее 200 человек.

С 2010 по 2014 год доходы БИПЭКа выросли десятикратно, превысив 237 млрд тенге ($1,3 млрд). За этот короткий период крупнейший автопроизводитель страны утвердил за собой статус лидера всей машиностроительной отрасли. Как по объемам выпуска, так и в терминах производительности. По численности коллектив группы приближается к отметке 6 тысяч сотрудников. Плюс 12 тысяч новых рабочих мест обеспечит строящееся производство полного цикла. Первые экспортные поставки техники с конвейера «АЗИЯ АВТО» на рынок России будут налажены уже в этом году. Собственная инфраструктура сбыта и обслуживания казахстанских авто в городах Сибири и Урала уже развернута. Скорый запуск новых усть-каменогорских мощностей станет точкой отсчета в истории новой для Казахстана отрасли — автокомпонентной промышленности. Именно продукция «АЗИЯ АВТО Казахстан» станет крупнейшей статьей несырьевого экспорта страны уже в этом десятилетии.

Словом, отсутствие оглушительного пиара не мешает восточноказахстанцам трансформировать идеи, провозглашенные государственными программами индустриального развития, в реально действующие отраслеобразующие производства. Что, как мы знаем, удается очень немногим отечественным компаниям.

Не это ли определяющая примета национального чемпиона?

Группа Компаний «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО»

Годовой оборот (2014): 237 млрд тенге (1,3 млрд долларов)

Продажи (2014): 84 тыс. автомобилей

Рыночная доля: 53%

Инвестиции (2012–2015): 127 млн долларов

Налоговые платежи в бюджет (2012–2015): 55 млрд тенге

Коллектив: 5,6 тысячи сотрудников в 26 городах РК и 10 городах РФ

Автопромышленный кластер АО «АЗИЯ АВТО Казахстан»

Технологический партнер проекта: альянс Renault-Nissan-AVTOVAZ в лице ОАО «АвтоВАЗ».

Проектная мощность: 120 тыс. автомобилей в год в режиме полного цикла (сварка, окраска) + автокомпоненты для снабжения автомобильного производства и поставок на вторичный рынок.

Период строительства: 2013–2019 гг.

Ключевые рынки сбыта: Казахстан, Россия (Сибирский, Уральский, Дальневосточный федеральный округ).

Объем инвестиций: 840 млн долларов в базовые мощности + 630 млн долларов в технопарк по выпуску автокомпонентов.

Осуществленные инвестиции: 47 млн долларов.

Прогнозируемый социально-экономический эффект: прирост ВВП РК на 1,1 млрд долларов; 12 тысяч новых рабочих мест.

Автосборочный завод «АЗИЯ АВТО»

Производственная линейка: 27 моделей 4 брендов

Технологические партнеры: АвтоВАЗ, Skoda Auto, General Motors, Kia Motors

Производство (2014): 28,8 тыс. автомобилей/113,5 млрд тенге

Доля в легковом автопроме РК (2014): 77,5%

Доля в машиностроении РК (2014): 13%

Валовая производительность труда: 142,8 млн тенге/работника

Производительность по добавленной стоимости (2014): 35,7 млн тенге/работника

Доля казсодержания (2014): 23–31%

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики