От бедности к условной обеспеченности

От внедрения предлагаемого Министерством здравоохранения и соцразвития РК варианта многоуровневого формирования пенсий выиграет прежде всего государственный бюджет

От бедности к условной обеспеченности

В прошлом году была принята Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года. Основная цель документа — «обеспечить адекватность пенсионных выплат для достойного уровня жизни в пенсионном возрасте». «Достойный уровень» в мире принято измерять коэффициентом замещения, который по рекомендации Международной организации труда (МОТ) не должен быть ниже 40% прежнего заработка. Казахстан, как утверждают Национальный банк и МЗСР, эту рекомендацию выполняет. По статистическим данным, средний месячный размер назначенной пенсии составляет около 30% среднемесячной зарплаты по стране. Очевидно, цифры даны без учета базовой пенсии (в 2015 году согласно закону о бюджете — 11 182 тенге), а также выплат из пенсионного фонда.

Не скатиться за черту бедности

Но правительство сегодня в большей степени озабочено не увеличением коэффициента замещения до уровня развитых стран (например, в Швеции этот показатель выше 68%), а сохранением достигнутого уровня. И для этого есть серьезные причины. В Казахстане наряду с накопительной пенсионной системой (НПС) пока действует солидарная система, причем эта часть пока превалирует в пенсионных выплатах, поскольку НПС действует с 1998 года, а пенсионного возраста достигают люди, начавшие работать в 70‑е годы прошлого века. Напомним, на выплаты из солидарной системы имеют право те, кто отработал не менее полугода до 1 января 1998 года, но стопроцентную солидарную пенсию получают мужчины и женщины, чей трудовой стаж на эту дату составил не менее 25 и 20 лет соответственно. С течением времени солидарная часть будет сокращаться, а роль накопительной возрастет. Но в какой-то момент на пенсию начнут выходить работники, у которых будут низкие солидарные пенсии и которые не успеют накопить достаточных средств в НПС, и тогда коэффициент замещения «провиснет». Как мы подсчитали, в конце июня 2015 года на каждом индивидуальном пенсионном счете (ИПС) накопилось около 520 тыс. тенге. Правда, нужно учитывать, что количество ИПС в ЕНПФ превышает численность экономически активного населения и в полтора раза больше количества наемных работников. Поэтому цифра, конечно, некорректная, но другими данными мы не располагаем.

Решить проблему достойного уровня жизни пенсионеров можно несколькими путями, в том числе глубинной перестройкой отношения населения к своему пенсионному будущему; воспитанием законопослушности, налоговой и платежной дисциплины; вовлечением граждан в систему страхования, а также через экономическое развитие и, соответственно, увеличение заработной платы, большую стрессоустойчивость экономики к кризисам. Именно так шли к обеспеченной старости в развитых странах. Но это длинный путь, занимающий десятки лет. На выходе из долгосрочных программ развития («Казахстан-2050», «Нурлы жол»), возможно, все эти качественные изменения реализуются. А пока правительство решило сосредоточиться на количественных показателях, то есть воспользоваться опытом других стран по увеличению размера пенсий и заодно сократить расходы бюджета на выплату пенсий. «В целом анализ мирового опыта показывает, что наиболее эффективными и финансово устойчивыми системами пенсионного обеспечения являются многоуровневые модели, сочетающие как распределительный, так и накопительный принципы функционирования», — говорится в Концепции модернизации ПС, и правительство идет именно в этом направлении.

Условно-накопительная компонента (УНК) пенсии, предложенная Концепцией и вошедшая в проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам пенсионного обеспечения», явно позаимствована из шведской модели, но в Швеции она является основной и формируется из взносов, составляющих 16% от заработной платы. Это распределительная часть: пенсии состоявшимся пенсионерам выплачиваются за счет взносов нынешних плательщиков. Еще 2,5% от зарплаты аккумулируются на индивидуальном накопительном счете. Таким образом, пенсионная система Швеции по сути представляет собой преимущественно солидарную систему. В Казахстане с внедрением в 2018 году УНК также будет происходить перераспределение средств внутри пенсионной системы, что позволит сэкономить бюджетные средства на пенсионное обеспечение.

Безадресные накопления

УНК — дополнительный источник увеличения пенсионных накоплений к уже существующим. К первоначальным обязательным пенсионным взносам в размере 10% от доходов и добровольным отчислениям самих граждан, а также работодателей в пользу работников в 2014 году прибавились обязательные профессиональные взносы в пользу работников, занятых на вредном производстве, в размере 5% от фонда заработной платы.

Условно-накопительная компонента также формируется за счет 5‑процентных отчислений работодателя в ЕНПФ. Формирование УНК, как говорилось выше, начнется с 2018 года, а первые выплаты за счет этих взносов планируются с 2023‑го, причем максимальный размер выплат ограничен двумя прожиточными минимумами (в 2015 году ПМ — 21 364 тенге). Выплачивать пенсии за счет УНК будут только тем пенсионерам, за которых работодатель платил взносы не менее пяти лет, если срок был меньше, то деньги не выплачиваются, а остаются в системе.

Особенность УНК в том, что эти деньги накапливаются не на ИПС, как обязательные взносы, а на условно-накопительных счетах в ЕНПФ; выплачиваются пожизненно, не наследуются, а перераспределяются в дальнейшем между оставшимися участниками системы. На эти взносы не распространяется государственная гарантия по индексации на уровень инфляции. Управление полностью осуществляется Национальным банком. Эти деньги не могут быть переданы в страховые компании по договору аннуитета, потому что не являются собственностью самого будущего пенсионера.

Все эти ограничения вызывают множество вопросов, особенно у работодателей и компаний по страхованию жизни (КСЖ). Первые недовольны увеличением финансовой нагрузки: отчисления в условно-накопительную систему можно рассматривать как дополнительный социальный налог. Государство, с одной стороны, улучшает условия ведения бизнеса, снижает ставки налогов, с другой — ухудшает. Бизнес-сообщество предрекает возврат к зарплатам в конвертах, сокращение рабочих мест и даже банкротство предприятий. В какой-то мере опасения эти небезосновательны. Профвзносы за работников вредных производств отнесены на вычеты при налогообложении, поэтому не увеличивают затраты предприятий, а расходы по уплате взносов по УНК (или обязательные пенсионные взносы работодателя — ОПВР) будут входить в себестоимость продукции, что снизит прибыль. По словам главы МЗСР Тамары Дуйсеновой, в результате уменьшения налогооблагаемой базы бюджет недополучит 64 млрд тенге.

Страховщики возмущены тем, что государственный ЕНПФ, выплачивая УНК, подменяет КСЖ. «Представленная схема функционирования обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР) имеет элементы страхования жизни при сборе и пенсионного аннуитета при выплате, но в значительно усеченном (ухудшенном) варианте. Она ограничивает будущего пенсионера не только в сумме выплат, но и в праве наследования. Фактически представленная схема является симбиозом аннуитетного страхования и солидарной пенсионной системы. Таким образом, государство входит в конкурентную среду, где работают компании по страхованию жизни. В случае принятия законопроекта в представленном варианте деятельности компаний по страхованию жизни будет нанесен серьезный урон, так как покупка пенсионных аннуитетов у КСЖ станет нецелесообразной», — это цитата из письма Ассоциации финансистов Казахстана премьер-министру Кариму Масимову. АФК считает, что законопроект в части использования ОПВР нарушает права граждан.

Ассоциация предлагает исключить ограничения на пенсионные выплаты за счет ОПВР по срокам и сумме; предоставить право гражданам переводить эти накопления в КСЖ для страхования жизни и последующего приобретения аннуитета, а также разрешить наследование этих денег. Резюмируя, можно сказать, что АФК предлагает не выделять УНК из накопительной части пенсии.

В ответе, подписанном заместителем председателя Национального банка Диной Галиевой, говорится, что УНК имеет социальную направленность, что выражается в принципе перераспределения средств от одних участников системы к другим. Поэтому важно определить единого администратора в лице ЕНПФ по примеру государственного фонда социального страхования. «Пенсионные накопления на стадии формирования за счет данного вида взносов не могут являться коммерческим продуктом, так как система предусматривает перераспределение в рамках всего страхового пула», — сказано в письменном ответе Нацбанка. Предложения АФК были отвергнуты как нецелесообразные.

Латка на бюджет

За заявленной целью внедрения УНК — увеличением пенсионных выплат — можно увидеть не менее важные задачи: формирование солидарной части пенсии и снижение нагрузки на бюджет по пенсионному обеспечению огромного числа граждан, которые не перечисляют обязательные пенсионные взносы или перечисляют минимальную сумму. В частности это большая часть самозанятых, количество которых приблизилось к 2,5 млн человек. Думаем, это несправедливо: поддерживать за счет взносов нынешних работодателей тех, кто сегодня работает на себя.

Мы попытались посчитать, сколько денег будет перечислено в ЕНПФ за счет ОПВР в 2018 году. Начиная с 2010 года среднемесячная зарплата ежегодно прибавляла в среднем 12%, но, учитывая замедление темпов прироста, особенно с начала 2015 года, предположим, что в следующие три года динамика останется на уровне 2014 года, то есть сумма ежегодно будет увеличиваться на 7%. Отталкиваясь от показателя 2014 года (120 455 тенге), можно подсчитать, что в 2018 году размер средней зарплаты составит 147,7 тыс. тенге.

Численность наемных работников (именно за эту категорию будут выплачиваться ОПВР) из года в года растет в среднем на 3%, значит, в 2018 году их будет 6,875 млн человек. 5% от 147,7 тыс. тенге — 7 384 тенге. Умножаем полученную цифру на число работников, получаем около 51 млрд тенге в месяц, 612 млрд в год. Это больше половины суммы дефицита бюджета в 2014 году (1,086 трлн).

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?