Вариации на тему семьи

Появление наставников в детских домах — это инициатива, которая должна изменить систему воспитания сирот

Вариации на тему семьи

Детские учреждения интернатного типа (ДУИТ) во многих странах признаны несостоятельными, потому что дети-сироты выходят из них плохо социализированными. Самая большая проблема, как отмечают многие эксперты, — это невольное воспитание иждивенческого отношения к жизни у детей и полное отсутствие самостоятельности. У бывших детдомовцев низкий уровень жизненных навыков, им сложно самостоятельно преодолевать трудности, возникают психологические барьеры при общении с другими людьми, они подвержены влиянию криминальных структур и мошенников.

Инициативная группа из представителей неправительственного сектора и бизнес-структур еще в январе 2013 года создала общественное движение «Ребенок должен жить в семье». Общественное движение предлагает закрыть ДУИТ и превратить часть из них в центры поддержки семьи, состоящие из социального патроната — услуг по оказанию помощи кризисным семьям (профилактика разрушения семьи и передачи ребенка в детский дом) и института профессиональной патронатной семьи — формы временного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Еще один проект движения — «Наставничество», который реализуется с ноября прошлого года в нескольких детских домах Алматы, Астаны и в скором времени запустится в Караганде. По замыслам авторов проекта, наставник помогает ребенку поверить в себя и развить уверенность в собственных силах, способствует созданию условий, при которых появляется возможность лучше узнать себя, осознать цели жизни и научиться брать на себя ответственность за их осуществление. Западные исследователи выяснили, что более преуспели в жизни люди, у которых были опытные наставники. У этих людей лучше сложилась карьера, они чувствовали большую удовлетворенность жизнью и профессией.

«Эксперт Казахстан» поговорил с организаторами проекта, которые подробно рассказали о том, с какими проблемами им приходится сталкиваться в ходе реализации проекта, и поделились его первыми результатами.

Детям — семью

Директор фонда «Дара» и соучредитель проекта «Наставничество» Мадина Бакиева уверена, что любой детский дом не подходит для полноценного развития ребенка.

— Почему ваш фонд занимается реализацией проекта «Наставничество»?

— Совместно с активистами общественного движения «Ребенок должен жить в семье» мы поставили цель: реформировать всю систему содержания детей-сирот и упрощения процедуры усыновления. Мы исходим из того, что детский дом, каким бы замечательным он ни был, все равно не место для развития и взросления ребенка. Место ребенка — в семье. Поэтому совместно с депутатскими группами, уполномоченными органами и другими инициативными сторонами мы работаем над законодательством, входим в рабочие группы, но это очень длительный процесс: на продвижение одной поправки порой уходит несколько лет.

Детям прежде всего нужна забота, личное внимание, социальные и бытовые навыки, которых они не получают из-за отсутствия семьи

А дети в это время продолжают находиться в детских домах. Поэтому мы решили, что помогать им нужно уже сейчас. И помогать не подарками и конфетами, а иным способом. Мы исходим из того, что детям прежде всего нужна забота, личное внимание, социальные и бытовые навыки, которых они не получают из-за отсутствия семьи. Мотивация, вера в собственные силы, упорство, надежда, правильные жизненные ориентиры, навыки управления своими внутренними ресурсами — это непростые задачи, пожалуй, для всех подростков, но воспитанникам детских домов решать их значительно труднее. Другая проблема еще и в том, что система детских домов, в которой дети ежедневно находятся, отличается от обычного жизненного уклада. Это государственные учреждения, которые живут по определенным стандартам и правилам, подходящим для казенных организаций. Начиная с того, что все приобретается через госзаказ, и заканчивая питанием в столовой — это все никак не похоже на ежедневную бытовую жизнь в семьях. Поэтому ребенок, воспитанный в этом микрокосмосе, зачастую не готов в свои 16–17 лет к новой жизни за пределами детского дома. Это особенно трудно, когда рядом нет взрослого и в первую очередь родителей, которые могут подсказать, направить, поддержать в период первой самостоятельности. И именно для того, чтобы дети получили внимание и поддержку, которую обычно получают дети в семьях, мы с движением «Ребенок должен жить в семье» и инициировали проект «Наставничество». Главная его цель — подготовить детей к самостоятельной жизни, дать им поддержку взрослых, помочь решить свои внутренние вопросы.

— Проект придумали вы сами или подобный опыт имеется в других странах?

— Проекты по наставничеству и социализации детей-сирот успешно внедряются во многих странах. Правда, в большинстве этих стран уже нет детских учреждений интернатного типа. Нашим основным партнером является американская организация Kidsave, которая уже несколько десятилетий внедряет формы наставничества детей-сирот в США и других странах, в том числе России. В США внедрение наставничества идет в плотной связке с развитием фостерных (приемных) семей, и потому результаты программы очень хорошие. Большой процент усыновленных взрослых детей, высокие показатели роста эмоционального благополучия, успеваемости среди детей. Мы также внимательно изучаем опыт украинских коллег — проекта «Одна надежда». Эти проекты помогают нам в разработке методологии. Коллеги из Kidsave помогают нам, но многие элементы проекта мы разрабатываем самостоятельно, руководствуясь практикой и местными особенностями как менталитета, так и законодательства.

— Расскажите подробно о методологии проекта.

— Проект «Наставничество» работает в трех направлениях. Первый — наставничество над детьми 8–14 лет. С детьми младше 8 лет наставничество не ведется, так как в силу возраста им очень трудно объяснить разницу между наставником, усыновителем или спонсором. В большинстве случаев малыш будет надеяться, что это новая мама или папа. Конечно, в проект приходят наставники, которые изначально уже задумываются об усыновлении или удочерении, но это необязательное условие для наставничества. Наставничество — это прекрасная модель для подготовки к роли усыновителя, особенно если речь идет о большом ребенке, подростке. У детей старше 8–10 лет уже есть необходимый уровень осознанности, когда можно объяснить, что у людей есть разные роли в отношениях, бывают родители, а бывают наставники.

Проект привлекает волонтеров, желающих помогать детям в детских домах, но помогать эффективно. Волонтеры становятся наставниками, общаются с детьми, дружат, помогают советами и участвуют в подготовке ребенка к взрослой жизни. Для того чтобы такая дружба сформировалась, разработана определенная методология. Сначала организовываются большие, коллективные встречи, куда впервые приглашаются потенциальные наставники и дети. Чтобы у детей не было чувства соревнования или конкуренции, мы обеспечиваем чуть большее количество взрослых. На этих встречах потенциальные наставники и дети знакомятся друг с другом в игровой неформальной обстановке. Ведь чтобы дружба зародилась, нужна какая-то симпатия, общие интересы. Такие большие встречи идут несколько раз, в результате чего появляются пары «наставник — ребенок». После серии малых встреч, в которых ребенок уже участвует вместе со своим наставником, начинается индивидуальная работа. Надо отметить, что прежде чем наставник начинает индивидуальное общение с ребенком, он обязательно проходит психологическое тестирование и обучение в школе наставников. В школе наставники подробно изучают особенности общения с детьми этого возраста и получают советы о том, как построить эффективное общение.

Встречи наставников и детей сначала происходят внутри детского дома, а после сбора необходимых документов с органами опеки и детским домом подписывается «гостевой договор», и встречи могут проходить за пределами детского дома. Это очень важная часть, так как именно за пределами детского дома наставники имеют возможность помочь ребенку увидеть реальную жизнь и задуматься о необходимых навыках. Наставники не только посещают с детьми музеи, выставки, какие-то образовательные учреждения, но и элементарно учат совершать покупки в магазине, готовить полезные блюда, знакомят со своими профессиями, интересами.

Наставничество — это не просто дружба, это ответственная работа, где одного желания бывает недостаточно. Дети, находящиеся в подростковом периоде, задают непростые вопросы, они ищут помощи и совета не только с выбором профессии, но и по своим личным вопросам: взаимоотношения со сверстниками, учеба, родственники, будущее — многое из того, что волнует их каждый день. Чтобы эта работа шла и наставники не теряли энтузиазма, проект выстраивает службу сопровождения, привлекает опытных психологов и других специалистов. Один раз в месяц наставники имеют возможность посещать Клуб наставников, где они делятся своим опытом и получают советы специалистов.

Второе направление — коучинг, который работает с детьми старше 14 лет. Коуч — это личный тренер, который помогает решать личные задачи и выстраивает навыки достижения целей. Коуч мотивирует, учит эффективно использовать время, способности, выстраивать коммуникации с другими людьми. Подростки старше 14 лет часто страдают от недостатка мотивации, от некой лени, причины которой могут скрываться в глубоких психологических переживаниях. По отчетам коучей отмечается, что дети быстро устают, часто жалуются на усталость. По мнению психологов, такая системная усталость у подростка часто происходит из-за психологических проблем: все силы уходят на переживание, например, обиды на родителей или другие жизненные трагедии, и сил на реализацию своих планов (учебы, спорта) может практически не оставаться. Поэтому помимо коучей в проекте работают психологи. С некоторыми детьми работают индивидуально, с остальными в формате групповой арт-терапии.

— Как бизнес может помочь в реализации проекта?

— Для этого есть третье важное направление — корпоративное наставничество. Компании тоже могут быть наставниками. В противовес распространенным праздничным акциям и одноразовым мероприятиям, которые никак не помогают детям в их судьбе, а лишь укрепляют иждивенческое отношение, проект предлагает помочь ребенку с образованием, профессией, поиском наставника, который будет с ним рядом, даже когда все о нем уже забудут. У компаний есть возможность финансово помочь, а можно также взять шефство над группой детей или одним ребенком: устроить стажировку, дать стипендию. И не просто устроить, а помогать социализироваться в компании, помочь получить полезные навыки.

— Поделитесь, пожалуйста, первыми результатами проекта.

— Сейчас проект уже активно работает в двух детских домах в Алматы и детском доме города Астаны. Идет постоянный набор наставников, проводится их регулярное обучение и сопровождение. Всего в рамках проекта прошел обучение и подготовлен 91 наставник в двух городах. Более 30 пар «наставник — ребенок» уже работают в индивидуальном формате. Половина из них оформила «гостевые договоры», чтобы общаться за пределами детского дома.

Что касается коучинга, то с нами сейчас сотрудничают 14 коучей, которые помогают 28 детям старшего возраста. Пока потребность в коуч-волонтерах и психологах остается высокой, так как не все желающие дети получили возможность работать с ними. Мы также планируем расширять корпоративное наставничество. На днях совместно с Новым экономическим университетом запустили стипендиальную программу для детей-сирот. Желающие спонсоры могут внести вклад в образование, а университет при этом оплатит половину стоимости обучения и предоставит общежитие. Проект также поддерживает АО «Сбербанк» — предоставляет помещение для проведения ежеквартальных Школ наставничества. Отель «Ритц Карлтон» проводит для наставников и детей мастер-классы. Это  отличные примеры эффективной помощи, и я думаю, об этом надо говорить, чтобы другие компании тоже присоединялись к этой работе и перестали уже толпами носить б/у одежду или конфеты в детские дома. Помощь должна быть адекватна нуждам ее получателя, иначе от нее больше вреда, чем пользы.

— Какие у вас дальнейшие планы?

— Наш проект в основном волонтерский. На самом деле вся внутренняя работа реализуется небольшой группой энтузиастов без какого-либо масштабного финансирования. Это не было проблемой в начале, но сейчас, когда мы уже рекрутировали более 100 наставников и работаем в двух городах, мы переходим на этап, когда нужны оплачиваемые координаторы, которые могли бы вести всю эту работу более системно. Для этого наша основная задача сейчас — поиск финансирования для поддержки самого проекта. Вторая задача — привлечение грамотных специалистов, так как вопросов возникает очень много. Например, столкнулись с тем, что детям нужна помощь в развитии эмоционального интеллекта, у них много сложностей с выражением чувств и эмоций, с осознанием их. В ближайшее время будем обучать наставников приемам развития эмоционального интеллекта у детей. На прошлой неделе по нашей просьбе Агентство бизнес-решений «Step&Grow» провело для наставников и воспитателей детского дома тренинг по навыкам родительского коучинга. То есть спектр требуемых специалистов очень широкий.

— Планируете ли вы расширять географию проекта?

— Да, еще одна более глобальная задача — расширение географии проекта. Мы получаем много заявок и просьб из регионов, чтобы там инициировать наставничество. Наша цель — чтобы наставничество развивалось повсеместно, но необходимо, чтобы качество и методология проекта при этом были обеспечены. Поэтому в вопросе расширения мы двигаемся пока поступательно. Запустили недавно Астану, на подходе Караганда и далее, возможно, Атырау. Для запуска в регионах нам нужны сильные местные партнеры, имеющие опыт работы с детьми в детских домах, а также поддержка администрации детского дома и местной исполнительной власти. Все три компонента не везде присутствуют, но со временем, мы думаем, наставничество как форма поддержки детей-сирот будет доступна везде. Сейчас благодаря поддержке Фонда первого президента РК мы готовим специальное методическое пособие для координаторов проекта, а также учебник «Школа наставников», чтобы в других городах организации или волонтерские команды могли запустить такой проект самостоятельно. Также в конце года мы подготовим свои рекомендации для комитета по охране прав детей МОН РК и комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента РК по вопросам наставничества и гостевой семьи, которые, в свою очередь, внесут их в готовящийся законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Устаревшая система

Член общественного движения «Ребенок должен жить в семье», соучредитель проекта «Наставничество» и наставник нескольких детей из детского дома Сауле Кагарова говорит о том, что наряду с внедрением проекта необходимо совершенствовать законодательство.

— Какие трудности во взаимоотношениях «наставник — ребенок» вы наблюдаете?

— Взрослые боятся навредить ребенку, не знают, куда с ним ходить, о чем разговаривать и как строить дружеские отношения. Еще одна проблема — у взрослых сразу появляется желание вознаградить ребенка, что-то ему купить или подарить. Мы же своим наставникам говорим о том, что им нужен друг, который придет с пустыми руками, но подарит самое важное — время и свой опыт, будет учить полезным навыкам.

Я тоже стала наставником 15‑летней девочки из детского дома. Сейчас я ее взяла в свою семью на две недели. Мы учимся с ней варить макароны, жарить яичницу, резать овощи — такие элементарные навыки, которые пригодятся ей в дальнейшей жизни. Кроме того, ей через три года выходить из детского дома, и я поставила цель для себя — помочь ребенку определиться в жизни с профессией. Просто всех в этом возрасте кидает от одной крайности в другую, даже с моими родными детьми такое происходило, не говоря уже о детях, оставшихся без попечения и поддержки родителей. Сейчас же моя подопечная в результате нашего общения стала больше уважать и ценить себя. Я ей говорю, что у нее красивые волосы, что она талантлива — и это правда. Эти слова в этом возрасте девочкам очень нужны. Она стала больше улыбаться, рассказывать про какие-то свои мечты и желания. Если сначала мы очень много молчали, то сейчас она больше разговаривает и делится тем, что ей приснилось, что хочет делать в будущем.

Еще у меня из частного детского дома «Ковчег» есть подопечные дети 12 и 10 лет. С ними я общаюсь уже полтора года, но заметила, что только сейчас они начали действительно раскрываться, вести себя со мной иначе.

— С какими целями приходят к вам наставники?

— К нам приходят совершенно разные наставники: и молодые, и зрелые. Те, кто не соответствует возрастному цензу, могут участвовать как волонтеры или координаторы проекта, их помощь нам очень нужна. А люди более опытные, которые имеют какой-то жизненный опыт, приходят непосредственно в наставничество.

Многие наставники приходят с мыслями усыновить ребенка, правда, при этом боятся усыновлять больших из-за возможных сложностей во взаимоотношениях. Как раз через наш проект они могут познакомиться с детьми, посмотреть, как они ведут себя за пределами детского дома, лучше узнать и себя, и ребенка. Например, через наставничество в детском доме «Ковчег» уже две семьи усыновили детей 12, 14 и 10 лет. Это уже достаточно взрослые дети, которых обычно усыновители не рассматривают. Но как раз благодаря общению в рамках наставничества взрослые смогли пообщаться с ними, узнать и полюбить — это и помогло решиться на усыновление.

— Каких результатов вам бы хотелось добиться?

— Мы бы хотели, чтобы этот проект стал реализовываться во всех городах Казахстана. Одна из наших задач — это совершенствование законодательства. Сегодня «гостевые договоры», с помощью которых можно брать ребенка в гости на выходные или каникулы (выходить за пределы детского дома), не закреплены законодательно. Они оформлены в качестве методических рекомендаций для детских домов. Но необходимо законодательно закрепить такую форму, как гостевая семья, для развития таких проектов, как «Наставничество», а также как своего рода переходный этап к опеке или усыновлению. За полгода работы проекта мы также поняли, что нам нужно в Кодекс о браке и семье вводить не только такое понятие, как «гостевая семья», но и «наставничество». Потому что оформление гостевой семьи – более сложный процесс в смысле необходимых документов — в частности, акт обследования жилья. Но ведь, во-первых, не у всех желающих быть наставниками есть собственное жилье, а во-вторых, не все наставники могут или хотят брать ребенка домой с ночевкой, некоторые хотят брать его на несколько часов, водить на разные кружки и секции, но законодательство не позволяет им это делать.

— Как к идее проекта отнеслись уполномоченные органы, ведь в их адрес поступает масса критики.

— Они осознают проблемы, с которыми дети сталкиваются в детских домах, и оказывают нам поддержку в нашей инициативе. Также большую поддержку мы наблюдаем со стороны руководства детских домов, в которых работаем. Без их поддержки вряд ли нам бы удалось осуществить те шаги, которые мы уже предприняли. Я увидела, что там работают компетентные люди, которые заботятся и хотят помочь детям. Просто система интернатных учреждений уже устарела и изжила сама себя. Как бы воспитатели ни хотели изменить жизнь детей к лучшему, сами учреждения не дают возможности получить те навыки, которые нужны для дальнейшей успешной жизни. Одна моя коллега хорошо сформулировала мысль: основная проблема выпускников детских домов в том, что они долгое время живут в социализме, а потом попадают в капиталистическую систему, где нужна единоличная ответственность и другие обязанности. У меня есть много знакомых из детских домов, но именно старшего поколения, которые сделали успешную карьеру, но сейчас таких примеров меньше, потому что изменились условия жизни.

— Получается, что вы хотите в целом реформировать систему поддержки детей-сирот в РК?

— Мы выступаем не просто за развитие в стране усыновления и других альтернативных форм семейного устройства, наша глобальная цель — реформирование системы социальной защиты и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Реформа, главным образом, предусматривает внедрение эффективной системы профилактики социального сиротства, с тем чтобы семьям в кризисе оказывалась необходимая социальная и психологическая помощь для реабилитации и сохранения семьи. Важно, чтобы ребенок в детский дом не попал. Статистика показывает, что порядка 2–3 тысяч детей в год попадают в детский дом именно из таких семей, а мировой опыт в свою очередь доказывает, что 40–50 процентов семей поддаются реабилитации, надо только грамотно организовать этот процесс. Конечно же, мы ратуем и за то, чтобы в стране развивалась система подготовки и сопровождения/поддержки приемных родителей. Это очень важно, чтобы, во-первых, увеличить количество усыновителей, а во-вторых, предотвратить возвраты детей в детские дома. Кстати говоря, в нашем проекте «Наставничество» мы как раз и отрабатываем систему подготовки и сопровождения. Этот опыт можно адаптировать и использовать для подготовки опекунов, усыновителей, фостерных семей как в школах приемных родителей, так и в службах поддержки семьи.

Статьи по теме:
Казахстан

Романтика натюрморта и пейзажа

В Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева проходят интереснейшие выставки

Спецвыпуск

Неоцененные возможности

Замедление экономики сказалось на доходах оценочных компаний: совокупная выручка организаций, участвовавших в ренкинге RAEX-2015, увеличилась всего на 0,6%. Это самая низкая динамика после кризиса 2010 года

Спецвыпуск

Помогите советом

Консалтинговые компании в полной мере сталкиваются с двоякой природой экономического кризиса, имея дело как с клиентами, которые урезают все расходы для выживания, так и с теми, кто инвестирует в преобразования и эффективность

Спецвыпуск

Там дружат дебет с кредитом

Нишевые направления бизнеса могли бы стать драйвером роста для аудиторско-консалтинговых компаний в условиях падения выручки от основного вида деятельности