Техника молодежи

Редакционная статья

Техника молодежи

В Казахстане об электронном правительстве много начали говорить в середине двухтысячных. Однако тогда, похоже, мало кто представлял, что это, собственно, значит. Госорганы в первую очередь озаботились созданием баз данных. Документы, которые прежде хранились на персональных компьютерах в виде табличек Excel или, в лучшем случае, на сервере организации, стали перетекать в электронные хранилища. К хранилищам открылся доступ — с разными правами для разных пользователей — всех департаментов самих ведомств и других госорганов. Появилась возможность поиска информации, что также крайне облегчило жизнь чиновникам и ускорило их работу. Все это было полезно и прогрессивно. Однако не затрагивало сути — собственно деятельности госучреждений. Того, как они работают.

Госорганы до сих пор функционируют примерно так же, как и двадцать лет назад. Люди, побывавшие винтиками этой бюрократической системы, созданной, по сути, еще при СССР, часто даже восхищаются тем фактом, что столь огромный механизм каким-то образом выполняет свои функции. Многие до сих пор убеждены, что раз все как-то крутится, то лучше, как часто шутят программисты, ничего не трогать.

Однако мир меняется. Как верно заметил в своем интервью генеральный директор «SAP Казахстан» Ник Малоун, люди больше не готовы ждать неделями справку, высиживая в приемных. И государственная машина должна подстраиваться под них, а не наоборот. Иначе это очень плохо кончится. У эволюции явно есть свои плюсы по сравнению с революцией.

Первым, кто решился изменить внутренние процессы, похоже, становится Министерство финансов, которое не только внедряет у себя решение SAP на аппаратной платформе Oracle, но и параллельно, что совершенно правильно, проводит административную реформу. Нужно понимать, что требуется определенное мужество, чтобы пойти на такие фундаментальные изменения. Даже когда в средней компании внедряется ERP-система — а министерство намерено сделать примерно то же — ее начинает лихорадить. Иногда это заканчивается тем, что часть сотрудников уходит, не будучи способной воспринять новое, начать работать иначе. В случае же министерства речь идет не о среднем предприятии, а об огромной организации, от самочувствия которой зависит вся страна.

Впрочем, Минфину не впервой. Он уже имеет определенный опыт трансформаций. Два года назад он уже изменил один ключевой процесс, изменил жизнь практически всей государственной машины. Речь идет о государственных закупках. С 1 января 2010 года госучреждения могут осуществлять любые приобретения методом ценовых предложений только через портал goszakup.gov.kz.

Мелкие чиновники в регионах явно не были счастливы от нововведений. Однако сегодня и они оценили удобство пользования ими. При этом для коррупционеров переход на электронные торги стал стеной, которую они не могут преодолеть. Трудно совершать кражи под светом прожекторов. То есть, конечно, можно, но велика вероятность засветиться. Стал известен случай, когда аким сельского округа приобрел за тринадцать миллионов тенге автомобиль, объясняя это тем, что в селе, которым он руководит, нет дорог. Больше того, там нет не только дорог — там нет чистой воды. Этот представитель исполнительной власти, или, пожалуй, даже исполнительный властелин местного масштаба, очевидно, хотел списать через несколько лет эту машину по бросовой цене. А до того наслаждаться богатством, не являясь собственником богатств. Однако все это вскрылось. И стало уроком для других. И вскрылось оно потому, что произошли перемены в работе госаппарата. Но почему это произошло? Просто госзакупки стали осуществляться с помощью сайта. Кто бы мог узнать об этом факте раньше, когда данному чиновнику достаточно было опубликовать свою заявку в районной газете мелкими буквами — и покупать все, что его душе угодно. Один лишь комитет финансового контроля, продолжатель дела ОБХСС, мог выловить расхитителя национальной собственности. Но этого комитета на всех явно не хватало.

Конечно, когда происходил переход на электронные закупки, проявилась масса недостатков новой системы. Но недостатки можно устранить. Это не повод для того, чтобы отказываться от развития. С внедрением «е-Минфина», можно не сомневаться, произойдет то же самое. Огрехи будут неизбежно — создание такой огромной системы без них обойтись не может. Однако польза окажется очевидной для всех.

Риски велики. Однако переживаемая Минфином трансформация должна привести к качественному скачку. В результате министерство станет другим. В частности, изменится стиль взаимоотношений между ним и гражданином. И когда это произойдет, люди, почувствовав всю прелесть изменений, начнут требовать того же от других госорганов. Да и сами чиновники из иных ведомств, глядя на Минфин, будут подвигать свое руководство к преобразованиям у себя.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?