Казахстан защитил аграриев перед ВТО

Казахстан защитил аграриев перед ВТО

В прошлую среду власти наконец-то рассказали о некоторых условиях, на которых Казахстан вступил в ВТО. Продолжавшиеся 19 лет переговоры особенно осложнились в последние пять лет. По словам министра РК по делам экономической интеграции Жанар Айтжановой, сложность переговорного процесса заключалась в том, что Казахстан одновременно являлся членом ТС и с 1 января 2015 года членом Евразийского экономического союза. «Мы проводили самостоятельные переговоры по вступлению Казахстана в ВТО. Сложность нашего переговорного процесса состояла в том, что нам одновременно нужно было согласовывать наши обязательства по данным вопросам с нашими партнерами по ЕАЭС», — подчеркнула г-жа Айтжанова.

Казахстанские переговорщики отстояли интересы страны по четырем основным направлениям: сельское хозяйство, системные вопросы, доступ на рынки товаров и услуг. Так, переговоры по доступу на рынок товаров и услуг представители Казахстана вели с 30 государствами — членами ВТО. С каждой страной — членом ВТО необходимо было проводить до 10–12 раундов переговоров для того, чтобы подписать двусторонние протоколы. Доклад по вступлению Казахстана в ВТО содержит 36 глав, начиная с валютной политики, заканчивая защитой интеллектуальной собственности, которые регламентируют обязательства Казахстана. Из них по 14 главам вопросы переданы в компетенцию ЕАЭС. В результате в 50 законов Казахстана и 10 соглашений ТС и ЕАЭС были внесены необходимые изменения.

Поскольку порядка 40% населения Казахстана проживает в сельской местности, иными словами, их благополучие зависит от достижений в сельском хозяйстве, приоритет в переговорах был отдан этой отрасли. «Для нас был важен не сам процесс вступления, а условия, с которыми мы будем вступать в ВТО. Наш результат переговорного процесса — отстоять возможность оказывать господдержку сельскому хозяйству в размере 8,5% от валовой стоимости сельскохозяйственной продукции. Нужно отметить, что таких результатов с момента создания ВТО добились Китай и Казахстан»,— подчеркнула г-жа Айтжанова. Отметим, что 8,5% поддержки предусмотрены в рамках «желтой корзины». Для сравнения, Россия, Украина, Киргизия, Молдова, Хорватия, Грузия по итогам переговоров получили право на оказание государственной поддержки «желтой корзины» только 5%. По правилам ВТО эти 8,5% теоретически могут увеличиться в два раза: без привязки к продукту на сумму, равную 8,5% от валовой стоимости продукции сельского хозяйства, и в привязке к конкретному продукту на сумму, равную 8,5% от валовой стоимости данного продукта. Эти условия приняты бессрочно.

По словам министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова, объем валовой продукции сельского хозяйства за 2014 год составил примерно 2,6 трлн тенге. То есть если умножить эту цифру на 17%, то сумма финансовой помощи в прошлом году составила бы 2,5 млрд долларов. При этом следует отметить, что объемы государственной поддержки в рамках «зеленой корзины» можно оказывать без каких-либо ограничений. В «зеленую корзину» входят расходы на науку, консалтинг, ветеринарию, фитосанитарию, инфраструктурные проекты, социальное обеспечение и иные меры, не влияющие на конечную стоимость продукции. Они не подлежат сокращению. Г-н Мамытбеков даже высказал опасения по поводу достигнутых результатов: «Я боюсь, что у нас даже не хватит денег, чтобы субсидировать в таком объеме, в котором мы договорились в рамках переговоров по ВТО».

О других мерах господдержки в рамках ВТО детально не было сказано. Известно, что переговорщики смогли получить переходный период до 2021 года по обязательствам недропользователей, которые должны в закупках достигать определенного уровня казсодержания. Государство намерено выработать косвенную помощь при субсидировании казахстанского экспорта. Импорт подержанных автомобилей решили ограничить через техрегламент и экологические требования. В отношении поддержки отечественной промышленности г-жа Айтжанова отметила, что отказа от мер господдержки не планируется, но некоторые меры поддержки, которые не соответствуют правилам ВТО, будут приведены в соответствие с ними, а также будут использоваться альтернативные механизмы господдержки. В частности льготы для промышленных предприятий в рамках СЭЗ и режима свободного склада будут распространены на всю территорию Казахстана, а по мерам поддержки для предприятий по промышленной сборке, которые работают в отрасли машиностроения, достигнуты договоренности о переходных периодах.

В целом Казахстан обязался снизить после вступления в ВТО импортные пошлины по 3,5 тыс. наименований товаров. Следует отметить, что часть переговоров была завершена до 2009 года, то есть до создания ТС, поэтому пошлины будут у Казахстана ниже, чем в ЕАЭС. Тем не менее страна взяла на себя обязательство в течение четырех лет гармонизировать тарифы ЕАЭС и ВТО.

 

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом