Искусство в натуральных стенах

В Иле-Алатауском национальном природном парке открылась выставка современного искусства. Экспозиция размещена на открытом воздухе прямо на альпийском лугу

Искусство в натуральных стенах

«Восьмая река» стала итогом арт-резиденции: три недели казахстанские художники жили и работали в отеле «Альпийская роза», руководствуясь концепцией проекта «Восьмая река», предложенной куратором Яной Малиновской. «Когда-то плодородные долины Жетысу (Семи рек) представлялись первым исследователям землей обетованной, местом, где можно обрести счастье. Сюда хлынул поток поселенцев. Благодатный край принял всех вне зависимости от веры и национальности. Так человеческая река принесла с собой силу духовную, интеллектуальную, поднявшуюся на поверхность в Алматы, создав культурный город. Восьмая река проявила себя в людях и идеях», — рассказывает Яна.

Проект организован под эгидой проекта ЮНЕСКО «Человек и биосфера» на деньги фонда Сороса. Как пояснила куратор, одна из задач проекта — изменить отношение местного сообщества к природоохранным территориям, научить людей не истощать природные ресурсы, а, сохраняя их, развивать туризм и народные ремесла. Правда, каким образом работы казахстанских художников могут способствовать данной цели — не очень понятно. Но, вероятно, они спровоцируют посетителей задуматься о проблемах экологии. Так, аудиоинсталляция группы the 2VVO (Эльдара Таги и Поздняковой Лены) «Сад цифровых птиц» представляет собой электронную обработку голосов редких и исчезнувших видов птиц Казахстана. Создавая свою работу, художники опирались на теорию и методологию динамических систем. Из разрозненных звуков и фрагментов птичьего пения Эльдар создал при помощи цифровой обработки упорядоченную композицию, подтверждая то, что порядок и смысл привносит наблюдатель, участвуя тем самым в процессе самоорганизации. Лена придумала сопровождающий музыку видеоряд, основанный на изображениях природы.

С концепцией синергетики пытается спорить Зоя Фалькова. В своей работе «Сомнительный симбиоз» она указывает не просто на противоестественность правильных форм для живой природы, но и на их губительное влияние, заимствуя для этого природную метафору «колония паразитов». «Человечество наполнило Землю несвойственной природе геометрией. Просто посмотрите вниз из окна самолета», — призывает художница. Но что мы увидим, если мы посмотрим на Землю из иллюминатора космического корабля?

Инсталляция «Подражание природе» Екатерины Никаноровой настраивает на медитативный лад. Лабиринт зеркал, в котором оказывается наблюдатель, призван гармонизировать отношения человека и окружающего мира. Кривые и расплывчатые отражения растворяют наблюдателя в зеленом пейзаже, а пейзаж — в наблюдателе. «Искусство должно быть функциональным, как архитектура, а сам художник социально ответственным и самоироничным», — уверена г-жа Никанорова.

Также зрители смогут увидеть работы Александра Угая, Алексея Шиндина, Суинбике Сулейменовой, Асель Кадырхановой, Бахыт Бубикановой и Сырлыбека Бекботаева. Выставка продлится до конца сентября.

 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее