Искусство в натуральных стенах

В Иле-Алатауском национальном природном парке открылась выставка современного искусства. Экспозиция размещена на открытом воздухе прямо на альпийском лугу

Искусство в натуральных стенах

«Восьмая река» стала итогом арт-резиденции: три недели казахстанские художники жили и работали в отеле «Альпийская роза», руководствуясь концепцией проекта «Восьмая река», предложенной куратором Яной Малиновской. «Когда-то плодородные долины Жетысу (Семи рек) представлялись первым исследователям землей обетованной, местом, где можно обрести счастье. Сюда хлынул поток поселенцев. Благодатный край принял всех вне зависимости от веры и национальности. Так человеческая река принесла с собой силу духовную, интеллектуальную, поднявшуюся на поверхность в Алматы, создав культурный город. Восьмая река проявила себя в людях и идеях», — рассказывает Яна.

Проект организован под эгидой проекта ЮНЕСКО «Человек и биосфера» на деньги фонда Сороса. Как пояснила куратор, одна из задач проекта — изменить отношение местного сообщества к природоохранным территориям, научить людей не истощать природные ресурсы, а, сохраняя их, развивать туризм и народные ремесла. Правда, каким образом работы казахстанских художников могут способствовать данной цели — не очень понятно. Но, вероятно, они спровоцируют посетителей задуматься о проблемах экологии. Так, аудиоинсталляция группы the 2VVO (Эльдара Таги и Поздняковой Лены) «Сад цифровых птиц» представляет собой электронную обработку голосов редких и исчезнувших видов птиц Казахстана. Создавая свою работу, художники опирались на теорию и методологию динамических систем. Из разрозненных звуков и фрагментов птичьего пения Эльдар создал при помощи цифровой обработки упорядоченную композицию, подтверждая то, что порядок и смысл привносит наблюдатель, участвуя тем самым в процессе самоорганизации. Лена придумала сопровождающий музыку видеоряд, основанный на изображениях природы.

С концепцией синергетики пытается спорить Зоя Фалькова. В своей работе «Сомнительный симбиоз» она указывает не просто на противоестественность правильных форм для живой природы, но и на их губительное влияние, заимствуя для этого природную метафору «колония паразитов». «Человечество наполнило Землю несвойственной природе геометрией. Просто посмотрите вниз из окна самолета», — призывает художница. Но что мы увидим, если мы посмотрим на Землю из иллюминатора космического корабля?

Инсталляция «Подражание природе» Екатерины Никаноровой настраивает на медитативный лад. Лабиринт зеркал, в котором оказывается наблюдатель, призван гармонизировать отношения человека и окружающего мира. Кривые и расплывчатые отражения растворяют наблюдателя в зеленом пейзаже, а пейзаж — в наблюдателе. «Искусство должно быть функциональным, как архитектура, а сам художник социально ответственным и самоироничным», — уверена г-жа Никанорова.

Также зрители смогут увидеть работы Александра Угая, Алексея Шиндина, Суинбике Сулейменовой, Асель Кадырхановой, Бахыт Бубикановой и Сырлыбека Бекботаева. Выставка продлится до конца сентября.

 

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?