Полчаса от дома до работы

Астана, как центр Астанинской агломерации, направила силы на создание комфортной и безопасной транспортной системы

Полчаса от дома до работы

Успешное развитие агломераций во многом зависит от решения транспортных проблем. Пока человек не будет знать, что меньше чем за час он доберется до центра города, он не поселится на окраине и в пригороде. Для агломерации нужна заранее разработанная транспортная система, чтобы люди понимали, что есть конкретное расписание, транспорт ходит без задержек, есть сеть ночных маршрутов.

Социологи и экономисты еще с конца ХIХ века проводили замеры, с помощью которых хотели выяснить, сколько времени люди готовы тратить на перемещения по городу от точки А в точку Б. Они пришли к любопытному выводу: на регулярные пешеходные перемещения люди тратили одинаковое время — в среднем примерно 12 минут в день и столько же ─ на ежедневные поездки на транспорте; всего около 30 минут. Таким образом, вне зависимости от размеров города, человек так устроен, что оптимизирует маршруты своего передвижения так, чтобы весь путь занимал не больше получаса. Сейчас же наши города стали стремительно расширяться, а развитие транспорта за этим процессом не поспевает. В результате сегодня во многих крупных городах Казахстана люди тратят на поездку до места работы не оптимальные 30, а все 60 минут.

Если местные жители и гости города будут знать, что они смогут добраться из одной точки в другую быстро, комфортно и безопасно, то со временем они предпочтут оставлять личное авто в гаражах и дворах

Вывод простой: единственный эффективный способ минимизировать время, затраченное на дорогу, — развитие и отладка работы общественного транспорта. Большинство чиновников обычно к скорости непременно добавляют комфорт. Но на деле это вторичная задача. Если автобус оборудовать мягкими креслами, wi-fi и телевизорами, но путь от работы до дома в нем будет занимать два часа, вряд ли это подвигнет автомобилистов отказаться от личных колес. «Чем надежнее работает система управления, информирования, электронные технологии, чем безопаснее и удобнее общественный транспорт, тем больше люди станут выбирать автобусы, легкорельсовые поезда и другое. Если местные жители и гости города будут знать, что они смогут добраться из одной точки в другую быстро, комфортно и безопасно, то со временем они предпочтут оставлять личное авто в гаражах и дворах», — поясняют представители компании TOO «Астана LRT», занимающиеся развитием общественного транспорта в Астане. С ними же «Эксперту Казахстан» удалось поговорить о том, как они собираются превращать городской транспорт в столице в привлекательное и удобное средство передвижения.

Новый подход

— Как вы оценили бы сегодняшнее состояние общественного транспорта в Астане и насколько хорошо город приспособлен к его использованию?

— Сейчас общественный транспорт Астаны проходит период модернизации. Делается это по нескольким причинам. Первая — неудобная маршрутная сеть. В Астане действуют 52 маршрута, большинство из них либо слишком длинные, либо дублируют друг друга. Из-за этого люди теряют много времени на перемещения. Вторая причина — старые автобусы. Они изношены, требуют больших финансовых вкладов на содержание, в часы пик автобусы забиты, что приводит к снижению уровня комфорта. Третий момент — острый дефицит кадров. Ежегодно в адрес водителей и кондукторов поступает свыше двух с половиной тысяч жалоб. Люди утверждают, что они не соблюдают правила этикета, грубят и порой неправильно рассчитывают оплату за проезд. Четвертая причина — отсутствие дорожной инфраструктуры. Где-то нет покрытия, не предусмотрены развязки, площадки для разворота, очень узкие улицы. Пятая причина — старая организационная система управления и пробелы в нормативно-правовой сфере.

— Что вы делаете для развития общественного транспорта в столице?

— Чтобы тщательно проработать слабые моменты и перенять опыт в сфере общественного транспорта, мы пригласили международных консультантов «TYPSA» и «SYSTRA». Именно они дали важные рекомендации по созданию центра квалификации, по системе управления, по созданию интеллектуальной транспортной системы, по медиаосвещению и многое другое. Все это было учтено. Поэтому сейчас в «Астана ЛРТ» ведется активная работа по строительству легкорельсового транспорта, внедрению выделенных полос для общественного транспорта, внедрению систем электронной оплаты проезда, диспетчеризации, автоматического составления расписания движения и графиков работы водителей. Все это сделает общественный транспорт качественнее и удобнее для жителей и гостей столицы.

— Какой вид общественного транспорта, на ваш взгляд, лучше всего подходит для Астаны?

— Любые линейные системы транспорта находят свою нишу и свое место в транспортной структуре города, вне зависимости от его масштабов, размеров, количества населения. Отдельный вопрос — в какой среде находится определенный вид общественного транспорта. Астана в этом смысле не стала исключением. Здесь также важны все виды общественного транспорта. Поэтому было принято решение одновременно развивать как пассажирские автобусы, так и внедрить систему легкорельсового транспорта.

Перевернуть представления

— Как на сегодняшний день обстоят дела с внедрением систем ЛРТ?

— На сегодняшний день в Астане идет активная работа по реализации системы легкорельсового транспорта. В мае этого года мы подписали рамочное соглашение с консорциумом китайских компаний. На данный момент ведется разработка предпроектной документации. Но уже сейчас с полной уверенностью можно говорить о том, что система ЛРТ перевернет представления людей об общественном транспорте в лучшую сторону. Многие всерьез задумаются над тем, чтобы отказаться от личных автомобилей. Потому что ЛРТ не только самый безопасный, но и самый комфортный для людей общественный транспорт. Каждый подвижной состав и каждая станция закрытого типа будут оснащены современными технологиями кондиционирования, отопления, вентиляции, видеонаблюдения, пожаротушения, электронной оплаты проезда и многим другим. Будут созданы условия как для мам с маленькими детьми и колясками, так и для людей с ограниченными физическими возможностями. По 18 станциям закрытого типа будут курсировать 19 единиц подвижного состава. Маршрут первой очереди ЛРТ протяженностью 22,4 км соединит Международный аэропорт Астаны, Многофункциональный центр Абу-Даби плаза, Международный выставочный центр ЭКСПО-2017 и Новый железнодорожный вокзал. Ну а депо расположится в районе Международного аэропорта Астаны. Мы надеемся, что с появлением ЛРТ люди откажутся от стереотипов, что общественный транспорт априори не может быть комфортным. Что касается проекта скоростных автобусов, сейчас ожидается решение правительства РК о дальнейшей реализации.

— Какой из крупных европейских городов, успешно справившихся с проблемами дорожного движения, наиболее типологически близок к Астане? В какой мере такие методы могут быть применены в столице?

— Из европейских городов можно отметить Барселону, Амстердам и Лондон. Наиболее типологически близкими городами можно считать Сингапур и Дубай. Все вышеперечисленные города применяют одинаковые принципы работы в решении проблем дорожного движения и общественного транспорта. Поэтому, несмотря на большое количество жителей и туристов, там, как правило, отсутствуют автомобильные пробки. А все потому, что в вышеперечисленных городах действуют современные инструменты, такие как интеллектуальная транспортная система управления, система общественного транспорта, транспортное планирование зон застройки, правильная планировка улично-дорожной сети и многое другое. Все это сейчас поэтапно реализуется и в Астане.

— Какие у вас есть планы по дальнейшему развитию общественного транспорта в Астане?

— Мы ставим перед собой очень масштабные и амбициозные планы. Главная цель, которую мы преследуем, — это модернизировать общественный транспорт Астаны так, чтобы он в первую очередь был удобен для людей. Мы проводим трудоемкие анализы, изучаем зарубежный опыт, учитываем пожелания и замечания жителей столицы. Сейчас идет активная работа по развитию транспортной инфраструктуры. Формируется новая структура управления, внедряется интеллектуальная транспортная система, запускается система транспортного контроля, прорабатываются и вносятся поправки в нормативно-правовые базы. Также идет активная работа по строительству новых автобусных парков, создание специальных разворотных площадок для большегрузных автобусов, выделение отдельной полосы для общественного транспорта, замена остановок на новые остановочные павильоны, почти в сотне из которых предусмотрена система отопления и кондиционирования. Большое внимание мы уделяем обновлению подвижных составов. Жители и гости столицы уже оценили по достоинству первую партию автобусов нового поколения марки «Ивеко». В скором времени в Астану прибудут следующие партии, а все старые автобусы будут выведены из маршрутных линий. Но обновив пассажирский транспорт, нельзя не учесть сервисное обслуживание. На сегодняшний день свыше тысячи водителей автобусов и кондукторов прошли обучение в Центре квалификации. Заметьте, это единственное учреждение в Казахстане, где помимо технических знаний их учат стрессоустойчивости, культуре общения и правильному поведению. Также мы разработали стандарты в области общественного транспорта. Детально изучается информация по принципам работы с такси. Несмотря на многочисленные скептические отзывы, мы верим, что сумеем повысить имидж и узнаваемость Астаны.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?