Стройки в онлайне

Что именно заказывали строительные компании в онлайне, с кем торговали, какие прогнозы можно сделать уже сейчас, исследовал специально для «Эксперта» международный центр интернет-торговли Allbiz

Стройки в онлайне

Отечественный е-commerce до сих пор ассоциируется с техникой, одеждой, продуктами или мебелью. А если речь идет о строительстве, то с обоями, плиткой, окнами и элементами декора. Такие ассоциации справедливы для сегмента В2С, где бизнес продает потребителям.

В сегменте В2В другие заказчики: они покупают стройматериалы не для ремонта у себя дома, а для масштабных работ, поэтому запросы у них другие и объемы заказов куда более значительные. 

Не для онлайна?

На сегодня рынок стройматериалов и стройтехники — самый популярный. Он обошел два других рынка-лидера: продуктовый и аграрный.

Более того, с начала лета ТОП-100 самых популярных товаров более чем на треть заполнен стройматериалами, стройтехникой и строительным оборудованием. То есть из тысяч других товаров, представленных на Allbiz, стройматериалы искали в разы чаще: в 6 раз чаще, чем одежду и обувь, и в 2 раза чаще, чем продукты и напитки. А ведь эти категории считаются основой e-commerce.

Спрос на четыре сезона

Нынешний спрос на стройматериалы, безусловно, подогрет сезонностью. Начиная с весны и вплоть до конца лета, этот рынок переживает подъем. Так продолжается год от года, и в этом нет ничего необычного, а потому не указывает на какой-то новый тренд.

Другое дело — спрос на оборудование для производства стройматериалов, на машины для бетонных, земляных и дорожных работ. Он указывает на устойчивый восходящий тренд на рынке строительства, который не ограничится одним сезоном. Прагматичный бизнес не стал бы вкладывать в перспективу, закупая дорогостоящее оборудование, если бы не рассчитывал на дальнейший рост заказов.

Тут не должен вводить в заблуждение тот факт, что спрос на оборудование или строительные машины не сопоставим по объемам со спросом на готовые материалы: не могут кирпичи продаваться меньше, чем оборудование для их изготовления.

Торговый расклад

Казахстанский бизнес, освоивший онлайн, осваивает и новые торговые векторы, не зацикливаясь на внутреннем рынке. На Allbiz каждый пятый заказ — иностранный.

Обращаются не только казахстанские бизнесмены за границу, но и из-за границы обращаются к представителям Казахстана. Следовательно, отечественному бизнесу есть что предложить миру. Во внешней торговле на строительном рынке доля экспорта за рубеж достигает 40%.

Россия для Казахстана важный партнер (доля в экспорте — 42%, в импорте — 45%), но всё же далеко не единственный.

И даже странами СНГ торговля не ограничивается. Есть Израиль, на который приходится 7% экспортных запросов (больше, чем у Украины или Кыргызстана). Есть Турция, Франция и даже далекие США. Любопытный факт: в этом году из-за океана в Казахстан пришло больше заказов, чем из союзной Беларуси.

Казахстан экспортирует не только сырье или готовые материалы, но и оборудование для производства, стройтехнику, дорожную технику, изолирующие материалы, элементы декора. Структура торговли весьма разнообразна. А с целым рядом стран, включая Израиль, Францию, Испанию и Болгарию, доля экспортных заказов (то есть то, что мы поставляем им) превышает долю импортных.

Пока объем международной торговли невелик, но у него есть потенциал для роста. Его можно реализовать не только с ближайшими соседями, но и на азиатских и западных рынках. Не только за счет наращивания импорта, но и за счет увеличения наших поставок за рубеж.

Собранная Allbiz статистика показывает, что есть все предпосылки дальнейшего роста рынка строительства в онлайне. Казахстанский e-commerce еще очень далек от насыщения. Господдержка подстегивает темпы роста (для сравнения: в 2014-м объем рынка e-commerce достигает 2 млрд долл. против 0,8 млрд долл., в 2013-м, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, АКИТ).

Опыт участников Allbiz подтверждает, что новые технологии и выход в онлайн дают не только дополнительные импульсы к росту, но и указывают на точки выхода на рынки других стран. Освоение рынков СНГ, Азии и Запада уже началось, и весьма успешно.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?