Стройки в онлайне

Что именно заказывали строительные компании в онлайне, с кем торговали, какие прогнозы можно сделать уже сейчас, исследовал специально для «Эксперта» международный центр интернет-торговли Allbiz

Стройки в онлайне

Отечественный е-commerce до сих пор ассоциируется с техникой, одеждой, продуктами или мебелью. А если речь идет о строительстве, то с обоями, плиткой, окнами и элементами декора. Такие ассоциации справедливы для сегмента В2С, где бизнес продает потребителям.

В сегменте В2В другие заказчики: они покупают стройматериалы не для ремонта у себя дома, а для масштабных работ, поэтому запросы у них другие и объемы заказов куда более значительные. 

Не для онлайна?

На сегодня рынок стройматериалов и стройтехники — самый популярный. Он обошел два других рынка-лидера: продуктовый и аграрный.

Более того, с начала лета ТОП-100 самых популярных товаров более чем на треть заполнен стройматериалами, стройтехникой и строительным оборудованием. То есть из тысяч других товаров, представленных на Allbiz, стройматериалы искали в разы чаще: в 6 раз чаще, чем одежду и обувь, и в 2 раза чаще, чем продукты и напитки. А ведь эти категории считаются основой e-commerce.

Спрос на четыре сезона

Нынешний спрос на стройматериалы, безусловно, подогрет сезонностью. Начиная с весны и вплоть до конца лета, этот рынок переживает подъем. Так продолжается год от года, и в этом нет ничего необычного, а потому не указывает на какой-то новый тренд.

Другое дело — спрос на оборудование для производства стройматериалов, на машины для бетонных, земляных и дорожных работ. Он указывает на устойчивый восходящий тренд на рынке строительства, который не ограничится одним сезоном. Прагматичный бизнес не стал бы вкладывать в перспективу, закупая дорогостоящее оборудование, если бы не рассчитывал на дальнейший рост заказов.

Тут не должен вводить в заблуждение тот факт, что спрос на оборудование или строительные машины не сопоставим по объемам со спросом на готовые материалы: не могут кирпичи продаваться меньше, чем оборудование для их изготовления.

Торговый расклад

Казахстанский бизнес, освоивший онлайн, осваивает и новые торговые векторы, не зацикливаясь на внутреннем рынке. На Allbiz каждый пятый заказ — иностранный.

Обращаются не только казахстанские бизнесмены за границу, но и из-за границы обращаются к представителям Казахстана. Следовательно, отечественному бизнесу есть что предложить миру. Во внешней торговле на строительном рынке доля экспорта за рубеж достигает 40%.

Россия для Казахстана важный партнер (доля в экспорте — 42%, в импорте — 45%), но всё же далеко не единственный.

И даже странами СНГ торговля не ограничивается. Есть Израиль, на который приходится 7% экспортных запросов (больше, чем у Украины или Кыргызстана). Есть Турция, Франция и даже далекие США. Любопытный факт: в этом году из-за океана в Казахстан пришло больше заказов, чем из союзной Беларуси.

Казахстан экспортирует не только сырье или готовые материалы, но и оборудование для производства, стройтехнику, дорожную технику, изолирующие материалы, элементы декора. Структура торговли весьма разнообразна. А с целым рядом стран, включая Израиль, Францию, Испанию и Болгарию, доля экспортных заказов (то есть то, что мы поставляем им) превышает долю импортных.

Пока объем международной торговли невелик, но у него есть потенциал для роста. Его можно реализовать не только с ближайшими соседями, но и на азиатских и западных рынках. Не только за счет наращивания импорта, но и за счет увеличения наших поставок за рубеж.

Собранная Allbiz статистика показывает, что есть все предпосылки дальнейшего роста рынка строительства в онлайне. Казахстанский e-commerce еще очень далек от насыщения. Господдержка подстегивает темпы роста (для сравнения: в 2014-м объем рынка e-commerce достигает 2 млрд долл. против 0,8 млрд долл., в 2013-м, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, АКИТ).

Опыт участников Allbiz подтверждает, что новые технологии и выход в онлайн дают не только дополнительные импульсы к росту, но и указывают на точки выхода на рынки других стран. Освоение рынков СНГ, Азии и Запада уже началось, и весьма успешно.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня