Инерция замедляется

Рынок консалтинга вырос на падающей экономике, в 2015 году повторить результат вряд ли удастся

Инерция замедляется

В 2014 году консалтинговые компании, участвующие в рэнкинге, проведенном рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА Казахстан»), показали максимальную совокупную выручку за последние четыре года — 6,8 млрд тенге, увеличившись по сравнению с прошлым годом в 2,8 раза. Это притом что спрос на консалтинговые услуги обычно увязывают с активностью экономики, а в 2014 году она, напротив, замедлилась. Судя по всему, консалтинговые компании «доедали» бюджеты, полученные в начале года, и рынок двигался по инерции.

«В 2014 году на фоне ухудшения общей геополитической ситуации и мировой экономики спрос на консалтинговые услуги снизился. По сравнению с предыдущим годом у нас произошло небольшое увеличение объема предоставляемых услуг, но потенциальные проекты не были реализованы из-за сокращения бюджета у потенциальных заказчиков», — прокомментировали ситуацию в Центре исследований прикладной экономики. В 2015 году государство корректирует расходы по некоторым госпрограммам, и вероятность проседания услуг консалтинга более чем очевидна.

Смена лидера

Скачок в доходах в 2014 году обусловлен субъективным фактором — большим контрактом одной из компаний, которая в итоге и возглавила рейтинг. Но даже без учета результатов лидера прирост выручки участников рэнкинга в 2014 году составил 33%, что ниже результата 2013 года (рост тогда достиг 49%), однако выше итогов двух предыдущих лет. На сохранение динамики повлияло удержание большинством участников рэнкинга рыночных позиций. За исключением трех компаний, участники консалтингового рынка нарастили доходы и тем самым сохранили совокупный объем рынка на уровне прошлых лет.

Важнейшей тенденцией в консалтинге в РК стало изменение структуры спроса. В 2013 году доли выручки по видам консалтинга ранжировались следующим образом: на юридический консалтинг пришлось 23%, на налоговый — 20%, на финансовый — 19% и 14% на IT-консалтинг. В 2014 году ситуация кардинально изменилась.

Юридические услуги сохранили принципиальное лидерство, собрав 3,7 млрд тенге, или 54,8% общей выручки. Однако без учета вклада лидера доходы сегмента оказались скромнее: 95,8 млн тенге против 549,4 млн тенге годом ранее. Как и ранее, популярность юридическому консалтингу обеспечивали текущие потребности бизнеса. В законодательство регулярно вносились поправки, которые требовали разъяснений профессионалов.

В частности, летом 2014 года был внесен блок изменений в налоговый и земельный кодексы, а также в ряд законов, регулирующих инвестиционный климат и уточняющих права и обязанности инвесторов, а также механизм взаимодействия между ними и госорганами РК. Учитывая высокий интерес внутренних и внешних инвесторов к экономике Казахстана, юристы обеспечили себя большим объемом работы.

Однако наиболее качественный рост показал IT-консалтинг, вырвавшийся на вторую позицию. Здесь объем выручки вырос до 1,3 млрд тенге против 126,3 млн тенге годом ранее, обеспечив 19,3% в общем доходе компаний-участниц рэнкинга. Фактически именно IT-консалтинг и стал объективным лидером рынка.

Спрос на IT-решения продиктован общемировой тенденцией: проникновением телекоммуникационных технологий в различные сектора экономики. Мир активно осваивает конвергенцию рынков: сращивание ретейла и интернета, объединение интересов банков, финансовых компаний и сотовых операторов, использование возможностей поисковых систем в обработке запросов клиентов, а социальных сетей — в изучении профиля участника с определением корзины индивидуального потребления, а также мобильный скоринг: обработанную информацию по клиентам для бизнеса. Речь идет, по сути, о консолидации огромных баз данных в единое информационное пространство. Также ключевым становится вопрос защиты персональной информации и баз данных, что также способствует развитию технологий.

В Казахстане формирование IT-индустрии только складывается. Первой «ласточкой» стала электронная коммерция: покупка товаров, заказ такси и авиабилетов, купонный сервис пользуются высоким потребительским спросом. По экспертным оценкам, в 2014 году рынок онлайн-коммерции оценивался в 500 млн долларов и в текущем году продолжит свой рост.

Интерес к IT проявили и банкиры. Работа банков с огромными клиентскими базами провоцирует спрос на консалтинговые услуги в области Big Data. Банкиры хотят минимизировать кредитные и операционные риски, им также нужны различные приложения для гаджетов, чтобы повысить лояльность клиентов. Поэтому можно предположить, что этот сегмент свой рост продолжит.

В 2014 году в IT-консалтинге основной объем доходов по-прежнему формировало управленческое консультирование: выручка участников рэнкинга в этой сфере составила 950 млн тенге. Вдвое меньше клиенты заплатили за услуги IT в области разработки и системной интеграции — 364,4 млн тенге. Динамика сектора составила 350% и 190% соответственно.

Слабое звено с перспективами на будущее

Более умеренными темпами в 2014 году менялись доходы участников рэнкинга от услуг налогового и финансового консалтинга. Сопоставимые доходы от налоговых консультаций выросли по сравнению с 2013 годом на 23%, до 585,5 млн тенге, получив долю в 8,8% в общем объеме выручки. Спрос на налоговый консалтинг формировали потребности налогоплательщиков. Изменения в налоговом законодательстве требуют разъяснений для правильного определения налогооблагаемой базы, поэтому спрос на юридический консалтинг остается стабильно высоким.

Финансовый консалтинг за прошедший год по динамике роста обогнал налоги, выручка компаний в этом сегменте увеличилась на 25%, однако в абсолютном выражении доход был ниже — 567 млн тенге, или 8,3% в общем объеме выручки. Слабые результаты сложились в стратегическом планировании, управлении персоналом, в услугах в области организации производства и оказания услуг.

Сопоставимые доходы от стратегического планирования увеличились со 142,4 до 185 млн тенге, однако их доля в общем объеме реализации остается крайне низкой — 2,7%. Доля выручки от HR-консультирования еще меньше — 1,8%, с объемом в 121,6 млн тенге. И совсем мизерные доходы получены по оказанию услуг в области организации производства и оказания услуг: объем выручки составил 23,1 млн тенге, или 0,3% в совокупных доходах.

Неразвитость отдельных направлений консалтинга участники рэнкинга объясняют системными проблемами.

Из-за того, что спрос формируют, главным образом, госорганы и квазигосударственные компании, перечень предлагаемых услуг остается узким, квалифицированные кадры по-прежнему в дефиците. Из-за низкого спроса и небольшого рынка инвесторы не стремятся вкладывать деньги в его развитие.

«Экономический эффект, который может дать консалтинг в зависимости от его направления, недооценен. Основной спрос формируют компании с иностранным участием, стремящиеся к максимальной прозрачности ведения бизнеса. Остается недооцененным управленческий консалтинг: к услугам консалтинговых компаний прибегают, когда уже столкнулись с какими-либо угрозами бизнесу», — полагают в компании «МинТакс».

Действительно, заказчик управленческого консалтинга — преимущественно крупный бизнес. МСБ чаще интересуется аудитом и налоговым консультированием, управленческий консалтинг его мало интересует: управленческие решения принимает владелец — операционный директор. Тем не менее участники опроса оптимистично оценивают перспективы стратегического консалтинга. В «МинТакс» уверены, что на фоне кризиса может повыситься востребованность исследований по повышению эффективности бизнеса.

«В нынешних условиях логично ждать повышения заинтересованности бизнеса в стратегическом консалтинге, поскольку функционирование предприятия в условиях высокой неопределенности является очень рискованным шагом со стороны владельцев бизнеса. Также важно понимать, что не в каждом предприятии есть специалисты, которые могут на требуемом уровне спрогнозировать показатели, от которых зависит деятельность компании, поэтому, чтобы принять корректные управленческие решения, необходима помощь специалистов», — отмечают в исследовательском центре «Юпитер».

«Спрос на услуги по стратегическому консалтингу в 2014 году был со стороны государственного и квазигосударственного секторов. Наша компания реализовала ряд проектов по стратегическому консалтингу по разработке нового законодательства, дала предложения по развитию некоторых отраслей промышленности, — рассказывают в Центре исследований прикладной экономики. — По нашему мнению, спрос должен вырасти из-за меняющейся геополитической обстановки, сокращения деловой активности на внутреннем рынке, вступления Казахстана в ВТО, а также старта трансформации группы ФНБ “Самрук-Казына”, что подталкивает спрос в сторону новых направлений».

Время для новых лиц

В 2014 году сразу три компании по объему выручки превысили показатель предыдущего лидера рэнкинга — компании «Бейкер Тили» в 523,6 млн тенге. Нынешний лидер рэнкинга — консалтинговая группа «Болашак» — заработал 3,6 млрд тенге. Годовой прирост выручки составил 600,9%, так что компания переместилась на верхнюю строчку рейтинга со второй позиции (2013 год). Консалтинговая группа проводит научные и практические экспертизы, консультации по международному и национальному праву, поэтому весь объем выручки пришелся на юридический консалтинг.

Второе место в рэнкинге у компании «Филиал ООО “Парма-Телеком”» из Актау. В 2013 году компания не принимала участия в рэнкинге, зато в 2012 году заняла 1‑е место. Ее годовая выручка увеличилась по сравнению с 2013 годом на 10,3%, до 673 млн тенге. Деятельность компании полностью сконцентрирована на IT-управленческом консалтинге.

Третий результат — 637 млн тенге выручки, прирост 21,7% — у компании BDO Kazakhstan, также новичка рэнкинга. Компания строит универсальный бизнес и предлагает клиентам услуги в области аудита, налогообложения и права, финансового консультирования, бизнес-консультирования и системной интеграции.

Четвертая позиция у компании «МинТакс» с объемом выручки в 327 млн тенге против 325 млн по итогам 2013 года (третье место). 90% дохода компания получила от налогового консультирования, 10% — от юридических услуг.

Пятерку крупнейших по объему доходов компаний — участниц рейтинга занимает ExSolCom, ранее не принимавшая участия в рэнкинге. Объем реализации составил 302,6 млн тенге, сфера деятельности — IT-системная интеграция.

Подводя итоги 2014 года, можно отметить, что спад в экономике не повлиял кардинально на рынок консалтинга, он продолжал развиваться стабильно благодаря отдельным секторам экономики, загружающим консалтинг заказами. В частности, в 2014 году спрос был вызван модернизацией крупных производств и реализацией проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), потребовавших ресурсов в IT и в юриспруденции.

Что касается перспектив 2015 года, то, по мнению компаний, вполне ожидаемо падение спроса на консалтинг из-за падения цен на нефть: падение экспортной выручки сократит финансовые возможности основного заказчика — государства. Премьер-министр Карим Масимов уже указал, что в ближайшие 3–5 лет страна будет жить в эпоху низких цен на ресурсы. Государственный бюджет в ближайшие три года окажется под давлением, что потребует пересмотра некоторых программ и бюджетных расходов.

Кроме того, очевидно, что консалтинг развивается с неким лагом к итогам экономической деятельности. За счет «тучных» лет компании выделяют бюджеты на следующий год, давая консалтинговым компаниям заработать в период сжатия экономики. Но если показатели экономики будут сокращаться в течение длительного времени, возможность пользоваться услугами консультантов сожмется.

Тем не менее рынок не теряет оптимизма. «Учитывая экономические тенденции, следует ожидать вовлечение среднего и крупного бизнеса в ряды пользователей услугами отечественного консалтинга, поскольку перед предприятиями становятся вопросы, решение которых не может быть стандартным или взятым из прошлого опыта», — считают в исследовательском центре “Юпитер”. — Современные вызовы требуют современных решений и ресурсный потенциал отечественного консалтинга способен обеспечить бизнес такими решениями».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее