Помочь волонтерам

Эксперты из международной организации уверены, что закон «О волонтерской деятельности» необходим, но требует тщательной доработки

Помочь волонтерам

Правовой консультант по Казахстану Международного центра некоммерческого права (ICNL) Гульмира Кужукеева считает, что принятие закона «О волонтерской деятельности» было бы своевременным, однако для того, чтобы этот документ действительно способствовал продвижению волонтерства и устранил юридические препятствия для их деятельности, необходимо доработать существующий вариант проекта.

— Гульмира, перечислите, пожалуйста, основные проблемы, которые препятствуют развитию волонтерской деятельности в Казахстане.

— Из существующих на сегодня проблем, с которыми сталкиваются волонтеры в Казахстане, можно назвать следующие: слабая осведомленность общественности о волонтерстве и его роли в развитии страны, отсутствие сильной волонтерской культуры и традиций в стране, юридические препятствия, мешающие волонтерской деятельности, а также отсутствие стимулов для участия граждан в волонтерской деятельности, в том числе и в международной волонтерской деятельности.

Эти проблемы встречаются во многих странах мира в том или ином сочетании. В последнее время правительства этих стран, осознавая важность благоприятного правового регулирования волонтерской деятельности, пересматривают свои законы или разрабатывают отдельные законы по волонтерству. Эта тенденция есть и в странах СНГ.

— Приведите, пожалуйста, примеры юридических препятствий.

— В первую очередь, это отсутствие четкого юридического статуса волонтера. В законодательстве РК все чаще появляется упоминание термина «волонтер», «волонтерская деятельность», но при этом содержание этого термина не раскрывается в нормативном акте или раскрывается с точки зрения целей принятия нормативного правового акта (например, добровольный пожарный, добровольные противопожарные формирования; спортивный волонтер, волонтерская деятельность молодежи, волонтер-иммигрант и т.д.). Трудовой кодекс РК вообще «молчит» о таком понятии, как «волонтер». Отсутствие единого подхода по определению статуса «волонтер» в законодательстве РК может привести к тому, что, во-первых, проверяющие государственные органы могут признать работу волонтеров, привлеченных по устному договору, «нелегальным трудом» наемных работников и применить к ним нормы трудового законодательства. Речь идет об обязательном заключении письменного трудового договора, выплате минимальной зарплаты, всех социальных отчислений и так далее. Во-вторых, есть вероятность потери волонтерами определенных льгот и пособий, к примеру, пособия по безработице. В-третьих, возникают проблемы при определении вопроса о том, какие нормы об ответственности (трудовые или гражданские) следует применять в случае нанесения вреда третьим лицам или самому волонтеру в результате волонтерской деятельности и так далее.

— Сегодня активно обсуждается законопроект «О волонтерской деятельности». Многие выступают против принятия этого документа, который, по их мнению, только создаст дополнительные проблемы. С вашей точки зрения, нужен ли нашим волонтерам этот закон и чему он поможет?

— Насколько мне известно, с инициативой принятия данного законопроекта выступила Национальная волонтерская сеть, которую поддержала группа депутатов из фракции партии «Нур Отан». Мнения волонтеров о том, надо ли принимать этот законопроект, разделились. Это ярко проявилось на экспертной площадке «КИПР», которая была организована для обсуждения проекта закона «О волонтерской деятельности» на днях в Алматы. Одни волонтеры высказывалась за принятие документа, другие — против.

Основные аргументы против принятия проекта закона в его нынешнем виде следующие: «этот закон, если будет принят, повлечет за собой серьезные негативные последствия для сферы деятельности волонтеров, для общества в целом, так как создаст массу правовых коллизий, ограничит конституционные права граждан», «этот закон не несет для нас ничего нового, только создает новые обязанности», «нашу деятельность пытаются урегулировать». Большинство участников на экспертной площадке «КИПР» высказались против назначения уполномоченного органа в сфере волонтерской деятельности.

Законодательно урегулировать все мыслимые формы волонтерской деятельности практически невозможно

На наш же взгляд, сама идея принятия закона «О волонтерской деятельности в РК» является прогрессивной и своевременной, она также идет в унисон с мировой тенденцией по этому вопросу. Количество стран, принимающих такие законы, растет, ставя перед собой главные цели: продвижения волонтерства, защиты волонтеров и устранения юридических препятствий для этой деятельности.

В Казахстане волонтеры регулярно сталкиваются с проблемами, поэтому надо их максимально быстро решить. Однако для того, чтобы этот законопроект действительно способствовал продвижению волонтерства и устранил юридические препятствия для деятельности волонтеров, необходимо его существенно доработать.

— Тогда что, по вашему мнению, должно быть отражено в законе?

— Важно, регулируя волонтерскую деятельность, не «перерегулировать» ее, так как это создаст препятствия для волонтерских инициатив и охладит пыл волонтеров. Законодательно урегулировать все мыслимые формы волонтерской деятельности практически невозможно. Поэтому необходимо, чтобы закон оставлял место для дальнейшего развития волонтерства и гарантировал, что регулирование одних форм волонтерства не запрещает других форм, особенно неформальных и ситуативных.

Если обратиться к тексту проекта закона по состоянию на июнь 2015 года, то можно заметить несколько статей, над редакцией которых надо поработать, чтобы они не могли быть интерпретированы в правоприменительной практике как ограничение форм волонтерства, не предусмотренных в разработанном документе.

Так, преамбула гласит помимо прочего, что «настоящий Закон устанавливает правовые основы, цели и задачи, основные принципы, формы и виды, а также меры поддержки волонтерской деятельности».

Статья 2 проекта закона предусматривает: «1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением добровольной общественно полезной деятельности путем выполнения работ, оказания услуг на безвозмездной основе в формах и видах, предусмотренных настоящим Законом».

Статья 5 проекта закона содержит формы и виды волонтерской деятельности: «1. Волонтерская деятельность может осуществляться в форме: 1) индивидуальной волонтерской деятельности; 2) волонтерской деятельности в составе группы волонтеров; 3) волонтерской деятельности через волонтерскую организацию».

Как видим, этот перечень форм волонтерства закрытый и не предполагает каких-либо других форм волонтерской деятельности. На практике же перечень видов волонтерства — открытый.

Другой важный вопрос касается уполномоченного органа в сфере волонтерства. Так, если обратиться к опыту других стран, где подобные законы были приняты, то мы увидим, что часто за соблюдением закона в области волонтерства и координацию деятельности по развитию волонтерства отвечает не госструктура, а специально созданные независимые органы (Национальный совет по развитию добровольчества в Хорватии, Совет развития волонтерства в Англии, Национальный совет по добровольчеству в Ливане и др.). Часто в их состав входят представители правительства, гражданского общества и частного сектора, благодаря этому учитываются разные потребности и взгляды.

На наш взгляд, такое решение проблемы с независимым координирующим органом может быть и в Казахстане. Например, создание Национального волонтерского центра с участием НПО, волонтеров и госорганов стало бы хорошим вкладом в развитие и поддержку волонтерства, он мог бы стать информационным и тренинговым ресурсом и оказывать услуги по организации взаимодействия волонтеров, НПО и государственных органов.

Что касается в целом регулирования волонтерской деятельности со стороны государства, то мы считаем, что все процедуры учета, регистрации волонтеров должны носить только уведомительный характер.

— Каким вы видите проект закона?

— В идеале проект закона о волонтерской деятельности должен уточнить отличие волонтерства от трудовых и других юридически признанных отношений.

Вторая его задача — предоставить волонтерам право на компенсацию расходов, понесенных во время волонтерской деятельности, которая будет освобождена от налогообложения подоходным налогом.

Третья очень важная задача — защитить людей во время их волонтерской деятельности. Должны быть введены правила для защиты волонтеров и третьих лиц от любого ущерба, нанесенного из-за волонтерской деятельности.

Четвертая задача — гарантировать, что волонтерская деятельность не станет основанием для отмены права на пособия по безработице и другие льготы для безработных волонтеров.

Наконец, закон должен разрешить международную волонтерскую деятельность, предусмотрев упрощенный/льготный порядок выдачи виз, защитить иностранных волонтеров на территории РК и казахстанских волонтеров за границей.

Например, для иностранных граждан, участвовавших в проведении Олимпийских и Паралимпийских игр в 2014 году в России, был закреплен льготный миграционный режим — они не подлежали учету по месту пребывания и освобождались от получения разрешений на работу (ст. 12.2, 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 310‑ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

— Каковы шансы, что ваши пожелания будут учтены?

— Мы надеемся, что работа над проектом закона продолжится и будет проходить в том же открытом, многостороннем и конструктивном русле, что и сейчас.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики