Не дают добро

Не все волонтеры согласны с нормами законопроекта «О волонтерской деятельности», считая, что в таком виде он только помешает развитию движения

Не дают добро

Проект закона «О волонтерской деятельности» третий год находится в разработке, и на протяжении всего этого времени не прекращаются дискуссии о том, нужен ли он Казахстану. Некоторые представители волонтерского сообщества выступают категорически против него, считая, что этот документ не решает основных проблем волонтерства, а, наоборот, бюрократизирует эту сферу деятельности. А чрезмерный контроль со стороны государства может привести к упадку движения как такового. Другие же уверены, что регулировать волонтерство нужно, но без лишней бюрократизации, иначе она задушит саму идею добровольной деятельности.

Навредит или поможет

Депутат нижней палаты парламента Мейрам Бегентаев, отвечающий за разработку документа, поясняет, что нормы законопроекта позволят последовательно решить проблемы, существующие сегодня в сфере волонтерства. Например, отсутствие юридического определения термина «волонтер» приводит к тому, что к волонтерам относятся как к оплачиваемым наемным работникам, применяя к ним требования трудового законодательства. Зачастую из-за не прописанного четко статуса волонтерская деятельность может трактоваться как нелегальный труд, что лишает возможности защищать добровольцев и давать им определенные льготы. Также остаются пока неурегулированными вопросы налогообложения, распространяемого на возмещение расходов, связанных с волонтерской деятельностью, не определены права, обязанности и полномочия волонтеров и их координаторов. «Сегодня наши волонтеры сталкиваются с определенными трудностями в своей деятельности. Часто им просто мешают помогать людям. Есть случаи, когда волонтеров не допускали к работе, когда помощь проводилась неорганизованно и некачественно. Наступил момент не просто стимулировать, развивать и поддерживать эту благородную деятельность, а обеспечивать ее эффективное развитие», — отметил Мейрам Бегентаев на круглом столе, организованном аналитической группой «КИПР».

Гендиректор общественного фонда «Молодежная информационная служба Казахстана» Ирина Медникова выступает за принятие закона, но только в том случае, если он принесет в реальность какие-то живые изменения, а не один бюрократический учет. Например, будут прописаны такие нормы, как учет волонтерского стажа в качестве трудового при приеме человека на работу и институциональная поддержка государством всех организаций, работающих на волонтерской основе. «Первое означает, что волонтеры станут чуть серьезнее относиться к работе и не бросать начатый проект, потому что “сессия началась”, “я устроилась на работу”, “у меня поменялись приоритеты”, — объясняет общественный деятель. — Второе означает, что мы могли бы работать, не заботясь о том, где взять деньги на аренду офиса, заработную плату бухгалтера, оплату хостинга, мобильной связи, интернета, а сосредоточились бы на эффективности проектов, расширении целевой группы и так далее. Сейчас же законопроект описывает, с одной стороны, принципы, права, формы и методы волонтерства — и это то, что наша организация прописала в своих внутренних политиках и процедурах. С другой стороны, он описывает компетентность государственных органов, которая пока очень формальна, без указания конкретных обязанностей государства».

Она также убеждена в том, что для волонтеров не нужно создавать дополнительное стимулирование. «Сегодня много разговоров ведется о том, чтобы развивать мотивацию волонтеров, но здесь очень важно не перейти тонкую грань — не завалить волонтеров корочками, дипломами, льготами, подарками, рейтингами, чтобы через какое-то время этот механизм доброты не остановился от отсутствия “топлива”», — поясняет Ирина Медникова.

Главное, что должен решить разрабатываемый документ — это исправить ситуацию с налогом на волонтерскую работу, говорит представитель Национальной сети волонтеров в Алматы Алия Сагингалиева: «Сегодня c денег, которые пошли на оплату дороги до места совершения доброго дела, проживания и питания добровольцев, нужно платить подоходный налог. Таким образом, организация должна заранее закладывать в бюджет дополнительные расходы, и зачастую выходят огромные суммы».

Наряду с этим, по ее мнению, прежде чем принять закон, нужно убедиться, действительно ли развитию добровольчества в Казахстане мешает отсутствие дополнительного нормативного регулирования и какие конкретно вопросы нужно решить с помощью законодательства. Только затем можно определить, будет ли это отдельный документ или поправки в несколько законодательных актов. Например, налоговые льготы можно предусмотреть только в Налоговом кодексе РК.

Профессиональные волонтеры

Об активизации волонтерской деятельности в республике стали говорить после событий в Карагандинской области в апреле этого года, когда группа активистов силами добровольцев организовала масштабную помощь пострадавшим от наводнения. По большей части это была именно гражданская инициатива, и в ней принимали участие все желающие по принципу «лишние руки пригодятся». Но волонтерская деятельность все же нередко требует разнообразных профессиональных навыков и лидерских качеств. Координаторам волонтеров нужно владеть определенными знаниями, чтобы, например, при чрезвычайных ситуациях дать грамотный инструктаж. Для достижения этой цели телепродюсер и волонтер со стажем Адель Оразалинова на круглом столе предложила рассмотреть в законопроекте вариант создания единой государственной организации, вступая в которую, волонтеры смогут иметь полномочия на уровне с другими государственными органами, обучаться, стажироваться, получать медицинскую страховку на основании заключенных договоров. По ее словам, лучшими механизмами мотивации волонтеров являются рекомендательные письма, льготы и разрешения от органов управления. Кроме того, спикер видит необходимость в создании центра обучения волонтеров, где будут готовить групп-лидеров, координаторов, волонтеров. «В законе написано, что координаторы инструктируют волонтеров, как работать при чрезвычайных ситуациях, но тогда у них должно быть специальное образование, чтобы желающие не только хотели, но и могли оказывать профильную помощь во время стихийных бедствий, например, медицинскую», — отметила Адель Оразалинова. При этом она подчеркивает, что волонтеры не должны получать оплату за свой труд. В противном случае они должны быть оформлены как соцработники. Однако волонтерскую деятельность действительно необходимо финансировать, другой вопрос, как именно будет финансироваться эта сфера.

К идее о том, что для эффективной работы добровольцев нужно создавать единую волонтерскую организацию, Алия Сагингалиева отнеслась весьма скептически: «Я считаю, что не нужно создавать единую организацию, по нескольким причинам: во-первых, одна организация не сможет чисто физически регулировать всю волонтерскую деятельность, потому что волонтеры работают в разных сферах: кто-то занимается сиротами, кто-то пожилыми, а кто-то ездит в онкологические центры, — объясняет она. — С другой стороны, конечно, важно обучать волонтеров, потому что есть специфические направления в их работе, к примеру, оказание помощи детям с онкологическими заболеваниями, где простой обыватель не сможет просто так помочь такому ребенку». Впрочем, каждая волонтерская организация эти работы уже проводит. К примеру, координационный центр добровольцев «Komanda SOS» несколько лет назад начал работать над проектом «Школа Тренеров» — единой профессиональной платформой, которая объединяет координаторов и волонтеров неправительственных организаций и учит их эффективной работе с добровольцами, а также работает над едиными стандартами в сфере реализации социальных программ. Основная цель этой школы заключается в том, чтобы подготовить квалифицированных специалистов, которые смогут профессионально работать с волонтерами и взаимодействовать с другими НПО, делиться своим опытом и наработками. Другое дело, что об этой деятельности мало кто знает, считает эксперт.

Уведомлять, а не заставлять

Как руководители общественных организаций, так и государственные мужи настаивают на том, что деньги за свои услуги добровольцы не должны получать, кроме случаев возможного возмещения затрат, связанных с процессом волонтерской деятельности. Но волонтеров, жертвующих собственными силами, временем и подчас деньгами, можно было бы вознаградить и не в денежном эквиваленте. Так, в европейской системе добровольчества волонтерская деятельность учитывается при трудоустройстве. В Германии, например, для получения определенной работы в Берлине нужно, чтобы у потенциального сотрудника было несколько волонтерских стажировок, причем три из них должны быть зарубежными. Часы, которые человек тратит на волонтерскую работу, фиксируются с помощью пластиковой карты волонтера и потом учитываются при приеме на работу. Подобный подход повышает волонтерскую активность молодежи — студенты из Голландии и Швейцарии едут в африканские страны для участия в социальных программах, чтобы получить соответствующую запись о своем волонтерском стаже, не говоря уже об их активности в самой Европе. Кроме того, волонтерство — это не только работа в социальных службах. Все мировые естественнонаучные музеи держатся на бесплатном труде любителей, на каждого сотрудника приходится по несколько волонтеров. Для молодежи работа в волонтерских организациях часто становится стартовой площадкой в жизни. Работая там, молодые люди приобретают новые социальные связи, опыт взаимодействия с другими людьми, опыт ответственности не только за себя, но и за кого-то еще.

Разработчики законопроекта нечто похожее хотят внедрить в Казахстане. К примеру, авторы проекта предлагают ввести порядок регистрации волонтеров и их организаций, а потом выдавать им электронные карты, в которых все данные будут фиксироваться. Но эксперты, работающие с волонтерами, настаивают на том, чтобы учет и регистрация волонтеров носили только уведомительный характер. У общественности есть недоверие к государственным институтам — люди опасаются, что их добрые намерения и действия будут поставлены в какие-то правовые рамки: «На наш взгляд, участие государства должно сводиться лишь к поддержке, выработке идеологии волонтерского движения. Но ни в коем случае не может речь идти о руководстве волонтерским движением со стороны властей. Если требовать отчеты от волонтерских организаций, они превратятся в писателей заведомо невыполнимых планов. Там, где есть отчеты, там есть и план государства: перевести за месяц через дорогу 100 старушек, подобрать 500 дворовых собак. Как вы себе это представляете? Общая идеология волонтерского движения может быть уместна, но не более», — отметил юрист и консультант общественного фонда «ДОМ» Юрий Юрин.

Сегодня, как отмечают многие представители волонтерских организаций, самая важная проблема — это допуск. Очень часто речь идет о помощи в государственных учреждениях — больницах, детских домах, домах престарелых. Возникают конфликты между медучреждениями и волонтерами — их иногда не готовы принимать, говорят: да кто они такие? Необходим некий статус, который позволял бы разговаривать с ними. Если эти и другие вопросы найдут свое отражение в документе, то закон может принести хорошие результаты.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики