Нет, я не Гамлет…

Понять свой персонал и лучше его использовать может помочь соционика. При правильной оценке есть шансы более грамотно находить к подчиненным подходы

Нет, я не Гамлет…

По словам эксперта по соционике Натальи Романенко-Бавоковой, соционика — это практический инструмент, с помощью которого можно определить, как работает психика человека. Строго говоря, это одно из направлений психологии, корнями уходящее в работы Карла Густава Юнга. «Соционика изучает особенности использования человеком психической энергии, ее восстановление и расходование, что человеку интересно, что ему дается в этом мире легче, чем другим, в чем он компетентен и может быть экспертом», — говорит г-жа Романенко-Бавокова. «Психотип — это, так сказать, база, врожденные черты. Все остальное в людях, — продолжает она,— знания, умения, навыки — зависит от опыта и личности человека, что напрямую связано с воспитанием и образованием. Социотип — это особенность психики, особенность того, как человек собирает и перерабатывает информацию».

Верификация на практике

При всех плюсах использования соционики по поводу ее статуса до сих пор идут бурные споры. Одна группа специалистов из разных областей знаний (прежде всего психологии) обращает внимание на то, что соционика на данный момент не признана академической наукой. При этом ее нельзя объявлять лженаукой. Вероятно, на текущий момент ее правильнее было назвать теорией, не достигшей научного уровня объективности. Дело в том, что соционика не содержит в себе типичных для лженауки черт: противоречий с академическими науками, искажений и подлогов фактов. Получить научный статус соционике серьезно мешает отсутствие верификации.

Вторая группа называет ее «междисциплинарной наукой, лежащей на стыке психологии, информатики и социологии». Третья рассматривает соционику только в рамках психологии как одну из многих существующих психологических типологий — вариант типологии Юнга. По мнению этой группы, для выделения ее в «отдельную науку» нет оснований. Чаще всего ее при этом сравнивают с типологией Майерс-Бриггс.

Четвертая группа вовсе категорично заявляет, что соционика — это не психология, а отдельная наука. По соционике проводятся исследования, защищаются диссертации и печатаются журналы.

Командный тетрис

Соционика может пригодиться, если стоит цель повысить эффективность команды и производительность труда или установить, насколько эффективным будет деловое сотрудничество. С ее помощью можно подобрать людей для наилучшего партнерства в совместном труде, осуществлять «целенаправленный менеджмент».

«Руководители, — по словам г-жи Романенко-Бавоковой,— могут использовать соционику, во-первых, чтобы правильно закрывать рабочие позиции. В зависимости от того, какая работа предстоит, нужно подбирать человека, который лучше всего с ней справится. Есть люди, которые долго учатся, медленно решают задачи, а есть легко обучаемые и выполняющие задания, как будто щелкают семечки, — рассказывает Наталья Романенко-Бавокова. — Одним проще быстро восстановить с людьми отношения, другим — разобраться в теоретической задаче. Одни люди по натуре коммуникабельны, другие предпочитают работать индивидуально. Все это заложено в психотипе». Второе направление в использовании соционики, по ее словам, — это создание эффективных команд. Для разных видов деятельности нужно создавать соответствующие им команды. Например, творческие задачи одни и те же люди будут решать быстро и креативно в одном составе, а рутинные, требующие кропотливой проработки — в другом составе.

Соционика помогает анализировать психологические корни конфликтов в коллективах и, возможно, находить более быстрые пути выхода из них. Ну и, наконец, она дает возможность определить, в какой профессии и сфере жизнедеятельности лучше всего сможет реализовать себя тот или иной тип, подобрать наиболее оптимального и эффективного руководителя для определенного коллектива или сферы деятельности. Впрочем, добавляет г-жа Романенко-Бавокова, соционику полезно использовать и в личной жизни.

Код социального доступа

Основы соционики были сформулированы в начале 1970‑х годов литовской исследовательницей Аушрой Аугустинавичюте и изложены в ее работе 1980 года «О дуальной природе человека». Основным материалом для создания соционики послужило творческое прочтение работы Юнга «Психологические типы». Аугустинавичюте также заимствовала понятие «информационного метаболизма» из теории Антона Кемпиньского, использовав образное сравнение автора о том, что психика, подобно желудку, «питается» информационными сигналами, причем одни сигналы — полезны, а другие вредны, истощают психику. Созданы модели взаимодействия между социотипами, на больших интернет-форумах энтузиасты оставляют тысячи комментариев.

Согласно гипотезе Аугустинавичюте, социотип человека — это генетически запрограммированная особенность строения некоторых отделов мозга, биохимических и физиологических процессов, которые наглядно проявляются в строении скелета и мышц, через телесные особенности человека (походка, движения, осанка, мимика и т.п.), а также на психологическом уровне (интересы, склонности, реакции в стрессовых ситуациях и т.п.).

Сегодня соционика активно применяется на постсоветском пространстве, появились у нее поклонники и на Западе. Только там другие учителя — широкое распространение в США и Европе получила типология Майерс-Бриггс, возникшая на базе типологии Юнга 40‑х годов XX века. На ее основе была создана система психологического тестирования — Myers-Briggs Type Indicator (MBTI). Идентификатор типов Майерс-Бриггс широко применяется в бизнесе, в частности, в некоторых крупных западных компаниях. В США до 70 процентов выпускников средних школ проходят определение типа личности с помощью MBTI для выбора будущей профессии. Единственная компания в Казахстане, которая имеет официальную лицензию на тестирование по MBTI, — Ernst&Young.

«Психотип определить не всегда просто, поскольку у каждого человека есть несколько масок, с которыми он не расстается всю жизнь. Более того, сейчас много дилетантов, которые неправильно определяют социотипы, — считает Наталья Романенко-Бавокова. — А это может вызвать сопротивление и неприятие. Также неправильные результаты дают опросники (не тесты) по определению социотипов, которых полно в интернете».

Опросники, по ее словам, дают субъективную информацию и отличаются от теста тем, что человек сам оценивает себя, свои проявления и поведение. В тесте же человек выполняет объективные задания, результат которых измерим. «Зачастую люди отвечают на вопросы так, как им хотелось бы поступить. В соционике это называется маска. Социотип человека может быть, например, Наполеон, а по всем опросникам он выходит Штирлицем. Маска — это то, кем человек хотел бы быть, но кем не является. Мой опыт говорит о том, что опросники в интернете лишь в пяти из ста случаев определяют правильно психотип. Это очень низкий результат. И только решение объективных задач (тестов) позволяет определить психотип верно», — утверждает г-жа Романенко-Бавокова.

Приспособить график к человеку

Соционика неплохо показала себя в учебных заведениях. «У нас были случаи, когда мы проводили семинары для педагогов, на которых просто объясняли особенности каждого социотипа. В итоге количество конфликтов между преподавателем и учащимися сокращалось, так как педагоги стали лучше понимать своих учеников. Они поняли, почему, например, один ребенок гиперактивен. Такова его природа, он не может долго спокойно сидеть на одном месте. Другой — медлительный. Третий — общительный и болтливый, а четвертый, напротив, замкнутый. Соционика предлагает всех детей и взрослых воспринимать такими, какие они есть, не пытаясь всех стричь под одну гребенку. Понимание этого приводит к тому, что человек меньше раздражается, у него меньше стресса, соответственно, эффективность работы и общения повышается», — поясняет эксперт.

В одной компании, работающей по принципу сетевого маркетинга, после типирования оказалось, что почти семидесяти процентам сотрудников вообще не подходила эта деятельность. После проведения тренинга эти две трети добровольно покинули компанию. «Зато руководство набрало соответствующий персонал, который повысил продажи. Есть социотип, который по сути своей сетевик. Всего их двое, один из них Гамлет. Они часто работают в сетевых компаниях, достигают высоких показателей. Они имеют большой круг общения, особенно если компания связана с косметикой или лекарствами. Гамлетов очень интересует сфера заботы о теле, поэтому они с радостью работают в такой компании», — поясняет г-жа Романенко-Бавокова.

Многим знакома ситуация, когда изначально под воздействием родителей и других внешних факторов человек получает профессию, которая ему не подходит. Например, тому же Гамлету легче договориться с группой незнакомых людей, чем логически проанализировать ситуацию. «И зачем тогда Гамлету лезть в экономику? А он и не хотел, но его родители туда отправили учиться. И вот Гамлет отучился, получил диплом экономиста и ходит на работу, как на каторгу. И лишь в 40 лет он получает свое истинное образование — педагогическое или психологическое. Печально? Нет, мы привыкли полжизни преодолевать трудности, “переливая из пустого в порожнее”, а вторую половину посвящать учебе», — рассуждает эксперт по соционике.

Она рассказывает интересный случай работы в компании с иностранным капиталом. Руководство подбирало персонал, исходя из знания английского языка, под задачу, для решения которой, как оказалось, эти люди вообще не подходили. Соответственно, персонал изображал бурную деятельность — и не давал результатов. На деле оказалось, что лямку за всех тянули директор и его заместитель, то есть они вдвоем работали за всю компанию. По мнению г-жи Романенко-Бавоковой, в подобных случаях при подборе персонала социотип и его особенности важнее даже некоторых компетенций. Лучше взять на работу человека, чей социотип располагает, допустим, к продажам, нежели со знанием языка. Хороших продажников мало, а переводчиков с английского языка пруд пруди. Но поскольку в этом конкретном случае это было требование головного офиса, который находился за границей, отказаться от него было невозможно. В итоге компания развалилась, а руководитель открыла весьма успешную фирму с таким же профилем, но уже с другими людьми.

«Если кто-то из ваших подчиненных не может быть собранным, пунктуальным, но хорошо выполняет творческую работу, не надо на него давить и требовать того, что по своей природе он сделать не может. Нет, он, конечно, может взять себя в кулак, только он перестанет решать свои креативные задачи, еще и станет дерганым, раздражительным и рано или поздно попадет в больницу. От этого в итоге пострадает вся работа. Ему, напротив, нужно пойти навстречу и составить гибкий график, тогда его эффективность повысится в разы», — подчеркивает эксперт. Однако другим, напротив, нужен жесткий график. Все эти особенности поведения заложены социотипом. На Западе, например, масса IT-компаний, в которых большей частью работают люди с такой особенностью. У них всегда свободный график, многие вовсе работают на дому. Усадить человека в офис и требовать от него с 9.00 до 18.00 выполнять качественно творческую работу — это большая глупость. «Если компания ценит сотрудника, она позволит ему работать в том режиме, в котором ему комфортно. Если руководитель ставит перед собой цель качественно решить задачи и повысить производительность труда, то ему легко учитывать особенности каждого социотипа в своей команде», — резюмирует эксперт.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики