Что такое ŠKODA SUPERB?

Что такое ŠKODA SUPERB?

Второе поколение Škoda Superb, обновление которого вышло в свет в 2013 году, было призвано изменить представление о чешских автомобилях. Это удалось конструкторам. Однако потребительские стереотипы ставят Superb в ряд недооцененных брендов.

Модель Superb у Škoda появилась в далеком 1934 году. Производство роскошного седана с 8‑цилиндровым мотором оборвалось в военные годы. Но уже в 1946 году на конвейерах продолжили собирать этот автомобиль, производство которого, к сожалению, продлилось недолго — всего три года. Superb так бы и остался в анналах истории, если бы не приход в чешский автобизнес немецкого концерна Volkswagen AG (VAG) в середине 1990‑х (см. «С немецким акцентом»). Уже в 2001 году под крылом VAG и на платформе Passat был возрожден, как феникс из пепла, флагман чешского автомобилестроения — Superb. На родине, в Чехии, Superb успел завоевать кубок абсолютного победителя в конкурсе «Автомобиль года», аналогичные награды эта модель получила в семи европейских странах: Словакии, Эстонии, Литве, Латвии, Боснии и Герцеговине, Болгарии и Украине. Но на постсоветском пространстве Superb остается недооцененным. Виной тому стереотип автолюбителя, которому кажется, что автомобили только немецких и японских корней заслуживают внимания. Однако шагающая по планете глобализация не обошла стороной и автоиндустрию: теперь за относительно небольшие деньги можно купить чешский автомобиль с немецким качеством. Чтобы убедиться самим, мы решили провести тест-драйв Superb.

Уникальный

Первые впечатления противоречивы. Вот так сразу не понятно, какого класса автомобиль перед тобой. По форме — седан или хэтчбек, а может быть, лифтбек; по классу — бизнес или большой семейный?! Как только привыкаешь к нему, то становится ясно, Superb — разносторонний, он — многофункциональный. Именно таким его задумывали конструкторы. Если компания относит Superb к классу больших автомобилей для всей семьи, то габариты говорят о другом: чешский флагман на два сантиметра длиннее, чем Toyota Camry, которую традиционно относят по европейской классификации к сегменту бизнес-седанов и тут любитель Camry злорадно скажет: «Škoda “японцу” не конкурент». Человек, мыслящий трезво, ответит: «Конечно, ведь Superb объективно лучше».

По сравнению с прошлым образцом, рестайлинговый Superb имеет диодную оптику с двух сторон, модернизированный логотип марки, агрессивную решетку радиатора, которая визуально делает машину шире. Несколько незначительных штрихов во внешнем дизайне, на мой взгляд, сделали обновленный Superb наглым, впрочем, так выглядят почти все автомашины немецкого производства.

Наконец-таки Škoda решилась создавать свой облик автомобиля, отличный от Passat, на который так сильно была похожа первая модель. Ведь каждый автомобиль создается под определенный потребительский образ, то есть сперва формируется образ клиента со свойственной только ему поведенческой моделью и потребительскими предпочтениями, и уже под этот образ создается дизайн того или иного продукта.

И чтобы наверняка понять, кто он — человек в Superb, нужно заглянуть внутрь. Салон Superb отличается пуританским подходом, выполнен из добротных материалов, без намека на экономию. Панель сделана из мягкого на ощупь пластика, имеются вставки под дерево. Много хромированных рамок, обрамляющих элементы интерьера и сопла вентиляции,— на любителя. В каждой линии просматривается настойчивый акцент на бизнес-класс, правда, не такой, в котором всё по последнему писку моды, помпезно и роскошно. Superb пыли в глаза не пускает. Без излишеств и хай-тека, он солидный.

Передние кресла с памятью положений имеют хорошую боковую поддержку, которая позволяет плотно фиксировать тело пассажира при резких поворотах на больших скоростях. Кроме того, есть функция электрорегулировки поясничного упора — приятный бонус для спины. Вот только к жесткости спинок передних сидений в зоне лопаток придется привыкнуть. В подлокотнике места немного, но существенный плюс в том, что он выдвигается вперед и даже поднимается. Это удобно при дальних поездках: правая рука не будет свисать. Superb оснащен раздельным климат-контролем, подогревом всех сидений, неплохой аудиосистемой, монитором с сенсорным экраном, который открывает доступ к множеству функций, датчиками парковки спереди и сзади, которые вместе с информативной графикой на дисплее прекрасно заменят камеру заднего вида.

В салоне свободного места хоть отбавляй. Сзади при полном откинутом переднем сидении его спинка не касается ног пассажира. Ни один «собрат» не может похвастаться этим: в полулежащем положении коллега, обладатель почти 190‑сантиметрового роста, чувствовал себя абсолютно уютно, даже спокойно сидел нога на ногу. И радовался, говоря, что первый раз не приходится ограничивать себя в салоне автомобиля.

Сзади помимо разделенного подогрева сидений и небольшого монитора, где высвечивается температура и время, имеется подлокотник с дополнительным дном и выдвижными подстаканниками, а главное — подлокотник раскладывается: можно без проблем возить, например, лыжи. К теме о пространстве. Объем багажного отделения у Superb составляет 565 литров. Что больше, чем у таких автомобилей, как Honda Accord, KIA Optima, Nissan Teana и Toyota Camry. Помимо этого, у Superb оригинальная система Twindoor, позволяющая открывать пятую заднюю дверь с двух положений. Первый вариант — такой же, как у всех седанов,— крышка багажника открывается отдельно. Второй вариант дает возможность открыть всю заднюю дверь вместе со стеклом, для чего достаточно нажать дополнительную кнопку на ключе. Таким образом, легким движением руки седан превращается в элегантный лифтбек. И абсолютно без всяких технических неувязок. Это решает вопрос узкого проема. В Superb можно спокойно грузить среднюю коробку размером со стиральную машину. Кстати, крышку багажника можно не захлопывать, достаточно прикрыть, остальное сделает электропривод доводчика. Получается, что Superb не только бизнес-седан, но и скрытый семейный лифтбек, пригодный для загородных пикников, который можно без проблем нагружать необходимыми снастями для маевки.

Для любителей деталей (себя отношу к ним) понравятся несколько мелочей. Это бардачок с охлаждением, шторки с электроприводом и «фишка» от Rolls-Royce — специальный отсек в задних пассажирских дверях для мокрого зонта: вода, по замыслу, стекает прямо наружу.

Практичный

Наряду с отделкой прилично выглядит технологическая оснащенность автомобиля. В Казахстане Superb представлен двумя модификациями: переднеприводная версия с бензиновым мотором 2,0 TSI (200 л. с.) и полноприводный вариант с двигателем 3.6 FSI V6, выдающим 260 л. с. Нам удалось протестировать первый вариант — турбодвигатель 2,0 TSI с роботизированной трансмиссией 6DSG — в городе и в горной местности.

Мы в большом салоне Superb, ключ на пол-оборота, слух радует мерный и уверенный звук мотора. Первым делом едем проверять подвеску, ищем плохие участки дорог. Находим трамвайные рельсы, и это сойдет. Проезжая их, чувствуем, что подвеска ведет себя жестковато. Такова особенность европейской настройки: энергоемкая и плотная подвеска дает машине проходить на быстрых скоростях без валкости и вальяжности, но бумерангом бьет по жесткости. Впрочем, это рельсы. На покрытиях среднего качества неровности почти не чувствуются.

Уровень шума в салоне (вернее, его практически полное отсутствие) впечатляющий, как и положено в седанах бизнес-класса. Важное преимущество в городской езде, когда снаружи шум и гам, а в салоне можно слушать музыку не слишком громко. Кстати, объемный звук также порадовал. Тот факт, что у нас не было гаджетов для музыкальной системы, то есть пришлось слушать только радио, не испортил впечатления. Следующим плюсом в зачет Superb нужно занести легкий руль, который в городской среде не дает устать рукам. Кроме того, острота руля позволяет хорошо чувствовать большую машину в поворотах. Иначе говоря, чтобы управлять машиной, хватает одной левой. Теперь понятно, почему подлокотник для водителя может выдвигаться вперед и подниматься вверх.

Городская суета и пробки быстро надоедают. Решаем ехать в горы, благо Алматы окольцован горами. Смена трассы дает возможность оценить ездовые характеристики с другой стороны. Умеренная твердость подвески обеспечивает точное вхождение в повороты, сглаживая крены. Информативный руль быстро реагирует на смену перспектив, а большое лобовое стекло сводит к минимуму неожиданности на подъемах и поворотах.

Проезжаем мимо знака, который оповещает, что впереди подъем в 15 градусов. Скидываем скорость до 15 км/ч, чтобы проверить взаимодействие роботизированной шестиступенчатой трансмиссии DSG с турбонаддувом. Преимущества турбомотора в городе не сильно заметны, но по серпантинам в сторону Чимбулака система непосредственного впрыска топлива позволяла за счет высокого крутящего момента подниматься на 15‑градусный подъем с низких оборотов. Причем мотор абсолютно не рычит. Первоначально в 2011 году, когда только запускали новую линейку двигателей TSI для Audi, Škoda, Volkswagen и Seat, у этой технологии были проблемы: долгий прогрев в зимний период, капризная цепь и высокая нагруженность турбокомпрессора. В VAG устранили их; кроме того, уменьшили габариты и вес (на 22 кг) двигателя, что дает более короткий передний свес и улучшает компоновку салона. Также уменьшен расход топлива: двухлитровый Superb на 100 км в среднем потребил 8 литров.

Роботизированная шестиступенчатая трансмиссия DSG, о которой у автолюбителей сложились мифы, что она быстро ломается, порадовала как на ровной трассе, так и на крутых подъемах с резкими спусками. Кстати, автомобиль у нас был не новый, с пробегом порядка 60 тыс. Все работало исправно, как часы. Что еще понравилось в DSG, так это то, что не происходит разрыва крутящего момента. Переключение скоростей незаметно, без рывков, автомобиль не теряет в динамике. Да, когда-то, как у любой новой технологии, у преселективной коробки передач были детские болезни, которые концерн преодолел. Ко всему прочему можно добавить, что «мехатронику» используют немецкие BMW и Mercedes. Не верящие в мифы эксперты полагают, что за турбинными моторами и преселективными коробками передач будущее. В общем, «не так страшна DSG, как ее малюют».

Наконец находим свободный участок, где можно разогнаться и проверить резвость Superb. Ставим на спортивный режим, газ в пол, показывает заявленный разгон до 100 км/ч — почти 8 секунд. Неплохо, учитывая, что управляешь машиной снаряженной массой 1465 килограмм. Остается мало времени, решаем проверить работу трансмиссии и мотора на средних скоростях. Силовой агрегат дает делать быстрые рывки с любой скорости, при этом коробка передач не «спотыкается». Таким образом, обнаруживаем противоречие: несмотря на свои лимузинные размеры, Superb проворен, как «спортсмен». Все благодаря турбомотору и коробке DSG.

Время тест-драйва заканчивается, а мы не можем определиться с тем, к какому классу отнести Superb. И выводим формулу: он — разный. В городе седан почти бизнес-класса, за городом — большой семейный лифтбек с возможностью погрузки велосипеда, мангала, коробок средних размеров и прочее, и прочее, ну а на трассе — достойный атлет.

С немецким акцентом

Оборвавшиеся экономические связи с разрушением Восточного блока сильно ударили по чешской автомобильной компании, которая уже на тот момент насчитывала столетнюю историю. Чтобы не потерять бриллиант в короне чешской промышленности, правительство предложило немецкому концерну VAG войти в проект. Тогда концерн заполучил 31% доли. Однако последующие десять лет для чешской автомобильной компании были непростыми: шли корпоративные баталии. И только в мае 2000 года VAG смог заполучить полный контроль над Škoda. С этого момента начался старт по пути модернизации техническо-производственной базы. В результате с конвейера сошла первая за десять лет конкурентоспособная модель Felicia, затем более успешные — Octavia, Fabia и гордость компании — Superb, перед ней стояла задача завоевать доверие рациональных бизнесменов, чиновников средней руки и людей, которым важно соотношение «цена/качество/комфорт».

Вхождение VAG в чешскую автомобильную компанию совпало с тектоническими сдвигами, инициированными внуком Фердинанда Порше — Фердинандом Пиехом. Он с начала 1993 года возглавил Volkswagen, когда убытки этой компании составляли 1 млрд евро. За девять лет портфель активов резко вырос до 12 брендов, чистая прибыль показала 2,6 млрд евро. Сегодня группа VW представлена следующими брендами: Volkswagen, Audi, SEAT, Škoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Ducati, Volkswagen Commercial Vehicles, Scania, MAN.

Пиех добился успеха традиционным методом: прибыль увеличивалась по мере снижения издержек. Этого удалось добиться за счет платформенных решений и унификации частей, агрегатов и узлов. Если в концерне ранее разрабатывали для каждой марки отдельную платформу, то теперь Volkswagen создавал в каждом классе ограниченное число ходовой части, которые затем получали различные салоны и дизайнерские решения, то есть выходили разные модели, но на одной основе. Такая тактика значительно урезала затраты и унифицировала многие детали брендов внутри концерна.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики