Неумирающая классика

Сохранить фиксированную связь востребованной в Казахстане поможет ее конвергенция с мобильной

Неумирающая классика

Число абонентов фиксированной связи за последние два с половиной года постепенно снижается. По данным агентства РК по статистике за 2010–2014 годы, пик потребления абонентами стационарной связи пришелся на 2012 год, затем начался постепенный спад. В итоге выручка в данном сегменте стала стабильно снижаться (см. график 2). Такая ситуация наводит на мысль о дальнейшем «вымирании» фиксированной телефонии.

Здоровый отток

На сегодняшний день рынок фиксированной связи практически полностью обслуживается компанией «Казахтелеком». Его доля в данном сегменте, по данным агентства РК по статистике, составляет 93,6%. Второе место по количеству абонентов с долей 2% занимает сеть фиксированной телефонии у АО «Транстелеком». Остальные игроки занимают в совокупности 4,4%.

По словам начальника отдела рекламы и маркетинга АО «ASTEL» Артема Уразимбетова, сокращение потребления услуг фиксированной связи — следствие активного распространения мобильной связи, постоянной оптимизации и снижения тарифов мобильных операторов. График 3 наглядно демонстрирует уровень доходов, который приносит этот вид связи на сегодняшний день.

«Для клиентов пользоваться услугами фиксированной связи становится невыгодно. Но, несмотря на потери своих позиций, говорить об убыточности для операторов связи пока не приходится, так как происходит просто снижение доходов по данному сектору», — утверждает г-н Уразимбетов.

Этого мнения придерживается и компания «Казахтелеком», отмечая, что у них наблюдался незначительный рост доходов в сегменте местной связи, который был обусловлен ростом доходов от дополнительных услуг, среди которых услуги call-центров, интеллектуальные сервисы и т.д. В службе по связям с общественностью компании пояснили, что снижение доходов связано с тем, что клиенты стали меньше пользоваться услугами междугородней и международной связи в традиционных сетях. Помимо замещения мобильной связью, большую роль в снижении доходов играет и активное развитие SIP-телефонии. Сильнее всего упали доходы от звонков по РК, поскольку массово распространяются безлимитные пакеты на звонки по данному направлению среди абонентов компании.

«Отток абонентов из фиксированных сетей под влиянием мобильного замещения характерен для большинства зрелых телекомрынков в мире. В Казахстане в 2014 году в сегменте домохозяйств количество отказов от фиксированных линий впервые превысило количество новых установок. Снижение пока не критическое, на уровне 1,5–2 процентов, но это, безусловно, сигнал к тому, что категория потребителей, которые считают возможным удовлетворять свои потребности в голосовой связи посредством мобильной телефонии, уже формируется», — рассуждает глава представительства международного консалтингового агентства iKS-Consulting в Казахстане Светлана Черненко. С ней солидарна и компания «Казахтелеком», которая считает, что незначительный отток абонентов фиксированной телефонии на фоне общего развития рынка характеризует его как здоровый и развивающийся в актуальных направлениях.

Перспективная конвергенция

На базе стационарной связи «Казахтелеком» разрабатывает новые продукты конвергентной связи, среди которых пакет фиксированной и мобильной связи «Универсальный номер», запущенный в прошлом году. Это совместный продукт «Казахтелекома» и его «дочки» «АЛТЕЛ», который объединяет на одном мобильном устройстве городской и мобильный номера и доступ в интернет. По подсчетам компании, к данному пакету уже подключено порядка 20 тыс. абонентов. В перспективе «Казахтелеком» прогнозирует подключение к нему 70 тыс. человек.

Также в рамках дальнейшей интеграции фиксированных и мобильных услуг планируется запуск очередного конвергированного пакета «Казахтелеком», который предоставит абонентам возможность выбора — подключить пакет с услугами компании «Казахтелеком» или же «АЛТЕЛ» и оплачивать за него по схеме постпейд.

Компания ASTEL также интегрирует услуги фиксированной связи со своими операторскими услугами в пакеты. «С развитием IP-технологий фиксированная связь видоизменяется. Все чаще используется IP-телефония и интернет-приложения», — отмечает г-н Уразимбетов.

По его словам, для того, чтобы исправить ситуацию и сократить отток клиентов из сегмента фиксированной связи, ASTEL начала переводить абонентов на оптоволоконные линии связи (ВОЛС). Это позволит увеличить надежность и качество связи.

Г-н Уразимбетов уверен, что исчезновение фиксированной телефонии в ближайшем времени не предвидится, так как именно ВОЛС в настоящее время становятся основными линиями связи в городах и населенных пунктах. «Этот вид линий связи позволяет передавать большой объем трафика и предоставлять широкий спектр услуг. И, по нашим оценкам, традиционная связь будет оставаться в подобных пакетах операторов еще достаточно долго», — подчеркивает начальник отдела рекламы и маркетинга ASTEL.

С ним согласна и Светлана Черненко. По ее мнению, в ближайшие пять лет массовых отказов от фиксированных линий не ожидается. «Скорее всего, потребление так и будет находиться на уровне нескольких процентов. Во-первых, у нас пока не настолько дешевая сотовая связь, чтобы полностью заменить фиксированную. Во-вторых, операторы (прежде всего “Казахтелеком”), имея перед глазами мировой опыт, продолжат стремиться к максимальному включению услуг фиксированной телефонии в пакеты. Причем это касается как пакетов услуг (телефон+интернет и т.д.), так и пакетирования самого трафика (например, безлимитные звонки по РК за фиксированную сумму в месяц)», — уверена г-жа Черненко.

Отток абонентов в сегменте домохозяйств на 1-1,5 процента будет иметь место в течение трех-четырех лет и стабилизируется на уровне проникновения услуги порядка 62-65 процентов 

В связи с этим сценарий отказа «Казахтелекома» от стационарных сетей она считает невозможным. «Фиксированная телефония будет трансформироваться из классической в IP путем конвергенции с мобильной, но о ее упразднении речь пока совсем не идет», — утверждает глава представительства iKS-Consulting.

Генеральный директор PROFIT Online Александр Васильев уверен, что число пользователей фиксированной связи не будет сильно сокращаться. «Городской телефон — это по-прежнему самый дешевый способ связи. Для компаний это еще и показатель статуса и надежности», — говорит он, подчеркивая, что именно надежность является преимуществом стационарных сетей.

«По нашим ожиданиям, базирующимся на международном опыте, отток абонентов в сегменте домохозяйств на 1–1,5 процента будет иметь место в течение трех-четырех лет и стабилизируется на уровне проникновения услуги порядка 62–65 процентов. В абсолютном выражении количество телефонных линий будет соответствовать 3,4 млн линий. Для расширения возможности фиксированной связи операторы продолжат активно продвигать услуги на базе SIP-протокола и конвергированных продуктов», — заявили в «Казахтелекоме».

Компания ASTEL, в свою очередь, не прогнозирует в ближайшие пять лет сокращения количества пользователей фиксированной связи. «Будет наблюдаться снижение объемов трафика и, соответственно, снижение доходов у операторов связи», — подчеркивает Артем Уразимбетов.

Светлана Черненко уверена, что фиксированно-мобильное предложение «Казахтелекома» — это вариант сохранить фиксированную телефонию, придав ей новые потребительские качества и возможности. Эта общемировая практика уже оправдала и зарекомендовала себя на других рынках.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности