ТАК ЛИ ПРОСТА РЕГИСТРАЦИЯ КОМПАНИЙ В КАЗАХСТАНЕ?

ТАК ЛИ ПРОСТА РЕГИСТРАЦИЯ КОМПАНИЙ В КАЗАХСТАНЕ?

Наиболее привлекательной организационно-правовой формой компании в Казахстане является товарищество с ограниченной ответственностью (далее — ТОО или Товарищество)1. Это связано, прежде всего, с относительно простой процедурой создания компаний в этой форме, юридической защищенностью прав учредителей, которые несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов, и минимальными финансовыми затратами в связи с небольшим размером уставного капитала. Как свидетельствует статистика, на сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано около 300 тысяч ТОО.

Однако процесс создания компании в Казахстане может иметь определенные сложности. Чтобы помочь избежать возможных ошибок при их создании и регистрации, а также учесть некоторые особенности правоприменительной практики, в данной статье вниманию читателей предлагается описание порядка регистрации компаний с учетом последних изменений законодательства.

Наименование ТОО

При создании компании в первую очередь встает вопрос с выбором наименования, ведь недаром говорится «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт».

Ранее вопрос с наименованием решался достаточно просто. ГК содержал норму о том, что «юридическое лицо имеет свое наименование, позволяющее отличить его от других юридических лиц» (п. 1 ст. 38). Если в реестре юридических лиц уже было зарегистрировано юридическое лицо с определенным наименованием, которое учредитель хотел использовать в наименовании своей компании, то достаточно было добавить любое слово, чтобы тем самым добиться отличия и произвести регистрацию (например: ТОО «Петрол» и ТОО «Петрол Казахстан»).

В 2011 году ГК был дополнен положением о том, что «наименование юридического лица не должно полностью или в существенной части дублировать наименование юридических лиц, зарегистрированных в РК» (п. 2 ст. 38).

В последнее время участились отказы в регистрации компаний со ссылкой на эту статью даже в том случае, если хотя бы одно из составных слов в сложном наименовании дублирует наименование зарегистрированного юридического лица.

Например, в настоящее время, по мнению регистрирующего органа, недопустимо использовать наименования ТОО «Петрол Плюс Азия» или ТОО «Петрол Плюс Казахстан», так как слово «Петрол» / «Petrol» встречается в наименованиях зарегистрированных юридических лиц, хотя в приведенном словосочетании ни одного юридического лица не зарегистрировано. Вместе с тем считается допустимым назвать компанию ТОО «ПетролПлюсАзия», поскольку такое название считается одним словом. Недопустимым считается использовать в наименовании слово «Петролити» / «Petrolity» по причине того, что оно является производным от наименования «Петрол» / «Petrol», несмотря даже на то, что слово «Петролити» / «Petrolity» не используется ни одним из зарегистрированных юридических лиц.

При этом ясные и четкие критерии, по которым оценивается, имеет ли место дублирование в наименовании юридических лиц или нет, законодательством не установлены. В результате сотрудники регистрирующего органа принимают решение по собственному усмотрению, но получаемые отказы в регистрации юридических лиц по причине дублирования их наименований не всегда обоснованы.

Во избежание получения отказов рекомендуется перед началом процесса регистрации проверить планируемое наименование на предмет выявления компаний со сходными наименованиями на сайте Министерства юстиции РК или электронного правительства. Вместе с тем сервис не может учесть семантические особенности каждого наименования юридического лица, а также их примерную схожесть. Соответственно, окончательная проверка на тождественность наименований производится сотрудником органа юстиции при рассмотрении заявления о регистрации юридического лица.

Кроме того, в целях предварительной проверки наименования можно обратиться в регистрирующий орган с запросом относительно возможности его регистрации с определенным наименованием. Ответ по закону предоставляется в течение 15 календарных дней. Однако и письменные ответы гарантированного результата не дают.

Как один из вариантов решения проблемы можно, на наш взгляд, предусмотреть возможность проверки и резервирования наименования юридического лица на сайте электронного правительства. В этом случае запрос через сайт мог бы адресоваться непосредственно в регистрирующий орган и исполняться путем проверки и резервирования наименования на разумный срок, достаточный для того, чтобы заявитель смог подготовить документы для регистрации.

Еще одним выходом, дающим возможность регистрации с желаемым наименованием, является возможность регистрации юридического лица на портале электронного правительства, поскольку регистратор в данном случае производит регистрацию без проверки на предмет выявления схожих наименований. Однако такая возможность пока открыта только для субъектов малого бизнеса и для этого необходима электронно-цифровая подпись.

Учредительные документы ТОО 

Учредительными документами Товарищества являются учредительный договор и устав, которые должны содержать положения, предусмотренные законодательством, и другие положения, не противоречащие ему.

Поскольку в настоящее время уставы ТОО не представляются для регистрации в органы юстиции, последние не проверяют содержания уставов на соответствие законодательству, не регистрируют их (в том числе не проставляют регистрационных штампов на уставах) и не предоставляют копии уставов по запросу заинтересованных лиц.

Таким образом, процедура регистрации значительно упростилась. Но с другой стороны установленные правила позволяют недобросовестным субъектам легко изменять содержание устава. Кроме того, отсутствует возможность заинтересованным лицам запросить в регистрирующем органе копию устава контрагента, например, для проверки полномочий конкретного лица заключать сделки или совершать иные юридически значимые действия от имени компании.

Вероятно, было бы целесообразно использовать опыт зарубежных стран по вопросу регламентации порядка регистрации юридических лиц. Например, в некоторых странах предусмотрена обязанность направления в регистрирующий орган документов в электронной форме, что дает возможность предоставлять их по запросу заинтересованных лиц.

В соответствии с Изменениями 2012 года2 уставы не подлежат нотариальному удостоверению. Однако данная норма в полной мере долго не работала, поскольку банки при открытии счета требовали предоставить нотариально заверенную копию устава, а нотариусы не могли удостоверить его копию, если изначально устав не был заверен в нотариальном порядке.

Наконец, в конце 2014 года в Правила открытия банковских счетов3 были внесены изменения, и устав был вообще исключен из перечня предоставляемых документов. Тем не менее банки продолжают требовать уставы, однако теперь, по крайней мере, достаточно предоставить его простую копию и оригинал для сверки.

На практике сохраняется необходимость нотариального удостоверения уставов, если устав подписывается лицом, действующим на основании доверенности от учредителя. В этом случае нотариус проверяет полномочия доверенного лица и указывает об этом в записи о свидетельствовании подлинности подписи. Это позволяет избавить компанию от необходимости постоянно предъявлять доверенность на лицо, подписавшее устав.

Следует иметь в виду, что изменения не коснулись требований в отношении учредительного договора, который по-прежнему подлежит нотариальному удостоверению (за исключением учредительного договора компании, являющейся субъектом малого предпринимательства).

Предметом юридических дискуссий долгое время являлся вопрос о том, каким должен быть размер уставного капитала для ТОО и других юридических лиц, и должен ли он вообще существовать. Изменениями 2014 года4 размер минимального уставного капитала для субъектов малого предпринимательства определен нулевым уровнем, а минимальный размер уставного капитала для субъектов среднего и крупного предпринимательства не изменился и составляет 100 МРП.

Регистрация 

Для регистрации ТОО достаточно подать заявление с приложением квитанции об оплате сбора за государственную регистрацию, который в настоящее время составляет примерно 70 долларов США, а для субъектов малого и среднего предпринимательства регистрационный сбор Изменениями 2014 года вообще отменен.

Регистрация компании с иностранным участием отличается лишь тем, что для иностранного участника дополнительно требуется предоставить легализованную выписку из торгового реестра, удостоверяющую регистрацию иностранного юридического лица, или копию паспорта, удостоверяющего личность иностранного физического лица.

Процесс регистрации осуществляется регистрирующими органами Министерства юстиции РК и занимает один рабочий день. Одновременно регистрирующий орган осуществляет регистрацию в налоговых органах. Результатом регистрации является выдача Справки о государственной регистрации юридического лица, которая содержит сведения о дате регистрации, бизнес-идентификационном номере (БИН), наименовании и местонахождении юридического лица. Затем изготавливается печать и открывается банковский счет. Новшеством законодательства является то, что печать для субъектов частного предпринимательства перестала быть обязательным атрибутом (Изменения 2014 года).

Хотелось бы также отметить, что в соответствии с Изменениями 2012 года регистрация субъектов малого предпринимательства стала возможной в уведомительном порядке посредством заполнения электронной формы на сайте электронного правительства. Данное новшество поначалу затруднило регистрацию субъектов малого предпринимательства иностранными учредителями, которым предварительно нужно было получить БИН (ИИН) в налоговых органах и электронно-цифровую подпись в Центрах обслуживания населения. Но с 16 сентября 2014 года в Инструкцию по государственной регистрации юридических лиц5 были внесены изменения, исправившие имеющийся недочет и предоставившие возможность подачи документов обычным способом на бумажных носителях.

Можно ли еще улучшить позиции Казахстана в мировых рейтингах

Предпринятые меры по упрощению законодательства в сфере регистрации юридических лиц обусловлены, в том числе, стремлением улучшить позицию Казахстана в рейтинге Всемирного банка «Doing Business», которым определяется уровень легкости ведения бизнеса и предпринимательства в государстве. Однако по результатам рейтинга Всемирного банка 2015 года Казахстан в этом отношении имеет все еще не самые лучшие показатели. Например, в рейтинге «Регистрация бизнеса» Казахстан занял только 55-е место в общемировом рейтинге (для сравнения — Кыргызстан занимает 9‑е, а Россия 34‑е место).

Считаем, что произведенная Всемирным банком оценка не вполне отвечает фактическим обстоятельствам. Например, в разделе «Регистрация бизнеса» указан срок 10 дней, что явно преувеличено. Во-первых, в настоящее время сокращено время регистрации ТОО в органах юстиции — с четырнадцати дней до одного рабочего дня. Во-вторых, сокращено также количество документов, необходимых для регистрации, с шести до одного документа. Кроме того, теперь при обращении в регистрирующий орган не требуется подтверждать юридический адрес ТОО, представлять его устав и получать справку об отсутствии налоговой задолженности учредителя. По нашей практике при оперативной подготовке документов регистрацию можно завершить в меньшие сроки (включая сбор документов, непосредственно регистрацию, открытие счета).

Произошедшие за последнее время реформы в законодательстве, направленные на упрощение и совершенствование процедуры регистрации юридических лиц, во многом способствовали устранению излишних административных барьеров, и мы надеемся, что в скором времени Казахстан станет удобной площадкой для создания и развития бизнеса, что также будет способствовать привлечению инвестиций в экономику республики.

1 Основными нормативными актами, регулирующими вопросы создания и деятельности компаний в этой форме, являются Гражданский кодекс РК — общая часть от 27 декабря 1994 года (далее — «ГК»), а также Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 года (далее — «Закон о ТОО») и Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 года (далее — «Закон о государственной регистрации»).

2 Закон РК от 24 декабря 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» («Изменения 2012 года»).

3 Постановление правления Национального банка Республики Казахстан от 2 июня 2000 года.

4 Закон РК от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в РК» (далее — «Изменения 2014 года»).

5 Инструкция утверждена приказом министра юстиции от 12 апреля 2007 года.