Едем дальше

Несмотря на тяжелое состояние казахстанской автоиндустрии, «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» не сворачивает с намеченного пути

Едем дальше

На прошлой неделе крупнейший игрок отечественной автоиндустрии опубликовал статистику первых четырех месяцев года. Судя по свежим данным, компания, несмотря на сокращение рынка, остается бесспорным лидером как в производстве, так и продажах. Оборот «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» за период с начала года достиг 35,9 млрд тенге, в долларах — 193,5 млн, новыми клиентами компании стали более 18 тыс. казахстанцев, или 52,7% всех покупателей новых легковых автомобилей в стране.

Год как в полете…

Апрельские результаты официальных участников казахстанского рынка оказались выше итогов марта текущего года на 12,5% и достигли 9,3 тыс. единиц. «Рынок продемонстрировал традиционный сезонный рост, однако потребительская активность на фоне аналогичного значения 2014 года продолжила снижение. В апреле продажи новых легковых авто в казахстанских автоцентрах уступили 32 процента цифрам минувшего года»,— отмечается в аналитической записке компании.

Таким образом, свободное падение легального сегмента казахстанского авторетейла отметило свою годовщину — спад продаж официальных дилеров продолжается уже 12 месяцев подряд. По результатам января-апреля они составили 34,2 тыс. авто, что на 27% ниже показателей аналогичного периода 2014 года.

Десятка популярных брендов в отчетный период выглядит следующим образом. На Lada пришлось 36,4% рынка: 12,5 тыс. автомобилей этой марки были реализованы за первые четыре месяца. Следом идет Hyundai с показателями в 3,9 тыс. проданных авто, в затылок ему дышит родственный корейский бренд KIA с 3,2 тыс. реализованных автомобилей. Далее идут Toyota, Renault, UAZ, GAZ, Volkswagen, UZ-Daewoo и Chevrolet, который с результатами более 1 тыс. замыкает десятку.

Главной причиной многомесячной рецессии легального сегмента казахстанского рынка остается шквальный поток теневого импорта автомобилей, поступающих с территории союзной России. Только в период с января по апрель казахстанскими органами дорожной полиции поставлено на учет свыше 135 тыс. подержанных и новых легковых авто, ввезенных по «серым» каналам. Для сравнения, эта цифра четырехкратно превосходит объемы продаж компаний, официально представляющих интересы автопроизводителей на рынке РК.

Как стало известно, с 26 мая 2015 года приказом Министерства по инвестициям и развитию РК введен запрет на ввоз из стран — членов ЕАЭС автомобилей, не отвечающих требованиям стандарта Euro-4 и Технического регламента Таможенного союза. «Эта мера сократит поток технически небезопасных автомобилей и послужит одним из факторов оздоровления казахстанской автоиндустрии,— считают в “БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО”. — Сдерживанию неорганизованного ввоза будет способствовать и существенное укрепление российского рубля по отношению к тенге. С 1 по 30 апреля его курс к казахстанской валюте вырос на 12 процентов. Поддержку российскому рублю оказала динамика нефтяных цен: среднемесячная стоимость барреля марки Brent выросла с 55,89 доллара в марте до 59,52 доллара в апреле 2015 года».

Тем не менее тяжелые последствия всплеска параллельного импорта, нараставшего на протяжении 8 месяцев с октября 2014 по май 2015 года, отрасль будет испытывать как минимум до конца текущего года.

Кому кризис нипочем

Однако итоги деятельности группы компаний «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» в январе-апреле 2015 года свидетельствуют, что холдинг в неплохой форме. 18 тыс. реализованных автомобилей (34,3 млрд тенге) — показатель, сохраняющий за холдингом доминирующую позицию на рынке республики. «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» по-прежнему охватывает более половины всех покупателей новых авто. Рыночная доля компании по результатам четырех месяцев составила 52,7%.

Lada, которая традиционно возглавляет рейтинг предпочтений казахстанцев уже который год и является ключевым продуктом холдинга, более чем втрое опережает показатели других брендов первой тройки: за четыре месяца жители республики приобрели 12,4 тыс. автомобилей тольяттинской и усть-каменогорской сборки. «Невзирая на спад казахстанского рынка, доля продукции АВТОВАЗа достигла впечатляющих 36,4% против 30,3% в аналогичный период 2014 года,— говорится в сообщении. — Каждый третий клиент казахстанских автосалонов предпочел Lada».

Если взглянуть на продажи бренда в разрезе, то самыми популярными предложениями марки остаются Granta с результатом в 4 тыс. автомобилей, за ней следует недавний дебютант, но уже с серьезными для новичка показателями Largus (2,9 тыс.), тройку замыкает Priora с продажами в 2,8 тыс. единиц. Эти модели составили тройку наиболее востребованных казахстанцами автомобилей в «общерыночном» зачете. «В десятку бестселлеров рынка вошли также Lada Kalina (1846 единиц) и Lada 4x4 (780 единиц)»,— подсчитали специалисты холдинга. Кстати, продажи универсала Lada Largus, построенного на платформе Renault-Nissan, отличали рекордные темпы роста: сбыт модели в отчетный период вырос на 86%. Популярность семейства моделей Kalina (включая первый в истории Lada кроссовер) также возросла на 68%. Как следствие девальвации рубля, цены на продукцию АВТОВАЗа в 26 городах Казахстана приобрели дополнительную привлекательность. Тенговая стоимость моделей Lada с начала года была снижена до уровня российских цен.

В более высоком ценовом сегменте массового рынка лидируют предложения концерна Hyundai-KIA. Как известно, эксклюзивным партнером KIA в республике также выступает восточноказахстанский холдинг. По данным компании, поклонниками марки KIA c начала года было приобретено 3,2 тыс. автомобилей, что обеспечило ей место в тройке самых востребованных брендов на рынке страны. Сбыт казахстанского бестселлера KIA — модели Rio — в январе-апреле 2015 года вырос на 12%, до отметки 2,3 тыс. единиц. Седан и хетчбэк Rio в пятерке самых покупаемых казахстанцами автомобилей. Лидерами продаж корейского бренда по итогам января-апреля 2015 года стали также кроссоверы KIA Sportage и KIA Sorento. Компакт-SUV Sportage вошел в тройку самых продаваемых моделей своего сегмента.

Другие бренды, представленные на рынке усть-каменогорским холдингом, также показали высокие результаты. Chevrolet сохранил место в первой десятке фаворитов отечественного рынка легковых авто и к четырехмесячному финишу пришел с результатами чуть более 1 тыс. проданных авто. На бренды Renault, Skoda и UAZ пришлось 1,3 тыс. автомобилей, реализованных в филиалах «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО».

Производить — не продавать

На фоне 12‑месячного падения продаж официальных дилеров продолжает усугубляться неблагополучное положение и в секторе автопроизводства: по итогам 4 месяцев выпуск казахстанских автозаводов сократился на 48,6%. Тем не менее производственная площадка холдинга — «АЗИЯ АВТО» — сохраняет за собой позиции отраслеобразующего предприятия, на долю которого в январе-апреле 2015 года пришелся 71% всех выпущенных на территории Казахстана легковых и легких коммерческих авто. Из 6,2 тыс. автомобилей локальной сборки 4,4 тыс. автомобилей сошли с усть-каменогорского конвейера. Таким образом, работа завода обеспечила 11% выпуска продукции всех машиностроительных предприятий страны. Основная часть приобретенных казахстанцами автомобилей отечественной сборки в январе-апреле также была отгружена «АЗИЯ АВТО». Трое из пяти новых обладателей авто локальной сборки предпочли модели, выпускаемые заводом.

Несмотря на макроэкономические удары по казахстанскому автопрому, усть-каменогорский холдинг не намерен сбавлять обороты: в апреле стартовали продажи нового мини-вэна KIA Grand Carnival казахстанской сборки, мировая премьера которого состоялась на автошоу в Нью-Йорке. Модель пополнит палитру вместительных семейных автомобилей казахстанской сборки. Напомним, KIA Carens и Chevrolet Orlando, выпускаемые в Усть-Каменогорске, в числе трех самых покупаемых казахстанцами моделей сегмента.

Кроме того, в феврале 2015 года товаропроводящую сеть «БИПЭК АВТО», насчитывающую 26 городов Казахстана, пополнили шесть собственных филиалов холдинга, открывшихся на территории России. Совместно с ОАО «АВТОВАЗ» компания приступила к дистрибуции, сбыту и послепродажному сервису автомобилей Lada в крупнейших городах Сибири и Урала. Весной начаты продажи в собственных автоцентрах «БИПЭК АВТО» в Барнауле, Новокузнецке, Новосибирске, Омске, Челябинске и Шадринске. Впервые в истории казахстанского бизнеса отечественная компания стала полноправным участником автомобильного рынка России. Как мы помним, попытки экспансии на пространство ТС, анонсированные другими казахстанскими автопроизводителями, успехом не увенчались. Случай «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» — особый. Холдинг пришел в Россию по приглашению крупнейшего локального игрока — альянса Renault—Nissan—AVTOVAZ. Партнеры обеспечат снабжение жителей Сибири и Уральского региона автомобилями казахстанского производства.

Напомним, под эгидой АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» продолжается строительство крупнейшего в Казахстане автопромышленного кластера. Создание мощностей автомобильного производства полного цикла в Усть-Каменогорске (комплекс предприятий по сварке, окраске, сборке автомобилей, а также выпуску автокомпонентов) обеспечит выпуск 120 тыс. автомобилей в год. На сегодня в реализацию крупнейшего российско-казахстанского проекта инвестировано свыше 8 млрд тенге, или 44 млн долларов. По подсчетам инвестора, общий объем капиталовложений в базовые мощности и технопарк по выпуску автокомпонентов достигнет 1 млрд долларов.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?