Едем дальше

Несмотря на тяжелое состояние казахстанской автоиндустрии, «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» не сворачивает с намеченного пути

Едем дальше

На прошлой неделе крупнейший игрок отечественной автоиндустрии опубликовал статистику первых четырех месяцев года. Судя по свежим данным, компания, несмотря на сокращение рынка, остается бесспорным лидером как в производстве, так и продажах. Оборот «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» за период с начала года достиг 35,9 млрд тенге, в долларах — 193,5 млн, новыми клиентами компании стали более 18 тыс. казахстанцев, или 52,7% всех покупателей новых легковых автомобилей в стране.

Год как в полете…

Апрельские результаты официальных участников казахстанского рынка оказались выше итогов марта текущего года на 12,5% и достигли 9,3 тыс. единиц. «Рынок продемонстрировал традиционный сезонный рост, однако потребительская активность на фоне аналогичного значения 2014 года продолжила снижение. В апреле продажи новых легковых авто в казахстанских автоцентрах уступили 32 процента цифрам минувшего года»,— отмечается в аналитической записке компании.

Таким образом, свободное падение легального сегмента казахстанского авторетейла отметило свою годовщину — спад продаж официальных дилеров продолжается уже 12 месяцев подряд. По результатам января-апреля они составили 34,2 тыс. авто, что на 27% ниже показателей аналогичного периода 2014 года.

Десятка популярных брендов в отчетный период выглядит следующим образом. На Lada пришлось 36,4% рынка: 12,5 тыс. автомобилей этой марки были реализованы за первые четыре месяца. Следом идет Hyundai с показателями в 3,9 тыс. проданных авто, в затылок ему дышит родственный корейский бренд KIA с 3,2 тыс. реализованных автомобилей. Далее идут Toyota, Renault, UAZ, GAZ, Volkswagen, UZ-Daewoo и Chevrolet, который с результатами более 1 тыс. замыкает десятку.

Главной причиной многомесячной рецессии легального сегмента казахстанского рынка остается шквальный поток теневого импорта автомобилей, поступающих с территории союзной России. Только в период с января по апрель казахстанскими органами дорожной полиции поставлено на учет свыше 135 тыс. подержанных и новых легковых авто, ввезенных по «серым» каналам. Для сравнения, эта цифра четырехкратно превосходит объемы продаж компаний, официально представляющих интересы автопроизводителей на рынке РК.

Как стало известно, с 26 мая 2015 года приказом Министерства по инвестициям и развитию РК введен запрет на ввоз из стран — членов ЕАЭС автомобилей, не отвечающих требованиям стандарта Euro-4 и Технического регламента Таможенного союза. «Эта мера сократит поток технически небезопасных автомобилей и послужит одним из факторов оздоровления казахстанской автоиндустрии,— считают в “БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО”. — Сдерживанию неорганизованного ввоза будет способствовать и существенное укрепление российского рубля по отношению к тенге. С 1 по 30 апреля его курс к казахстанской валюте вырос на 12 процентов. Поддержку российскому рублю оказала динамика нефтяных цен: среднемесячная стоимость барреля марки Brent выросла с 55,89 доллара в марте до 59,52 доллара в апреле 2015 года».

Тем не менее тяжелые последствия всплеска параллельного импорта, нараставшего на протяжении 8 месяцев с октября 2014 по май 2015 года, отрасль будет испытывать как минимум до конца текущего года.

Кому кризис нипочем

Однако итоги деятельности группы компаний «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» в январе-апреле 2015 года свидетельствуют, что холдинг в неплохой форме. 18 тыс. реализованных автомобилей (34,3 млрд тенге) — показатель, сохраняющий за холдингом доминирующую позицию на рынке республики. «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» по-прежнему охватывает более половины всех покупателей новых авто. Рыночная доля компании по результатам четырех месяцев составила 52,7%.

Lada, которая традиционно возглавляет рейтинг предпочтений казахстанцев уже который год и является ключевым продуктом холдинга, более чем втрое опережает показатели других брендов первой тройки: за четыре месяца жители республики приобрели 12,4 тыс. автомобилей тольяттинской и усть-каменогорской сборки. «Невзирая на спад казахстанского рынка, доля продукции АВТОВАЗа достигла впечатляющих 36,4% против 30,3% в аналогичный период 2014 года,— говорится в сообщении. — Каждый третий клиент казахстанских автосалонов предпочел Lada».

Если взглянуть на продажи бренда в разрезе, то самыми популярными предложениями марки остаются Granta с результатом в 4 тыс. автомобилей, за ней следует недавний дебютант, но уже с серьезными для новичка показателями Largus (2,9 тыс.), тройку замыкает Priora с продажами в 2,8 тыс. единиц. Эти модели составили тройку наиболее востребованных казахстанцами автомобилей в «общерыночном» зачете. «В десятку бестселлеров рынка вошли также Lada Kalina (1846 единиц) и Lada 4x4 (780 единиц)»,— подсчитали специалисты холдинга. Кстати, продажи универсала Lada Largus, построенного на платформе Renault-Nissan, отличали рекордные темпы роста: сбыт модели в отчетный период вырос на 86%. Популярность семейства моделей Kalina (включая первый в истории Lada кроссовер) также возросла на 68%. Как следствие девальвации рубля, цены на продукцию АВТОВАЗа в 26 городах Казахстана приобрели дополнительную привлекательность. Тенговая стоимость моделей Lada с начала года была снижена до уровня российских цен.

В более высоком ценовом сегменте массового рынка лидируют предложения концерна Hyundai-KIA. Как известно, эксклюзивным партнером KIA в республике также выступает восточноказахстанский холдинг. По данным компании, поклонниками марки KIA c начала года было приобретено 3,2 тыс. автомобилей, что обеспечило ей место в тройке самых востребованных брендов на рынке страны. Сбыт казахстанского бестселлера KIA — модели Rio — в январе-апреле 2015 года вырос на 12%, до отметки 2,3 тыс. единиц. Седан и хетчбэк Rio в пятерке самых покупаемых казахстанцами автомобилей. Лидерами продаж корейского бренда по итогам января-апреля 2015 года стали также кроссоверы KIA Sportage и KIA Sorento. Компакт-SUV Sportage вошел в тройку самых продаваемых моделей своего сегмента.

Другие бренды, представленные на рынке усть-каменогорским холдингом, также показали высокие результаты. Chevrolet сохранил место в первой десятке фаворитов отечественного рынка легковых авто и к четырехмесячному финишу пришел с результатами чуть более 1 тыс. проданных авто. На бренды Renault, Skoda и UAZ пришлось 1,3 тыс. автомобилей, реализованных в филиалах «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО».

Производить — не продавать

На фоне 12‑месячного падения продаж официальных дилеров продолжает усугубляться неблагополучное положение и в секторе автопроизводства: по итогам 4 месяцев выпуск казахстанских автозаводов сократился на 48,6%. Тем не менее производственная площадка холдинга — «АЗИЯ АВТО» — сохраняет за собой позиции отраслеобразующего предприятия, на долю которого в январе-апреле 2015 года пришелся 71% всех выпущенных на территории Казахстана легковых и легких коммерческих авто. Из 6,2 тыс. автомобилей локальной сборки 4,4 тыс. автомобилей сошли с усть-каменогорского конвейера. Таким образом, работа завода обеспечила 11% выпуска продукции всех машиностроительных предприятий страны. Основная часть приобретенных казахстанцами автомобилей отечественной сборки в январе-апреле также была отгружена «АЗИЯ АВТО». Трое из пяти новых обладателей авто локальной сборки предпочли модели, выпускаемые заводом.

Несмотря на макроэкономические удары по казахстанскому автопрому, усть-каменогорский холдинг не намерен сбавлять обороты: в апреле стартовали продажи нового мини-вэна KIA Grand Carnival казахстанской сборки, мировая премьера которого состоялась на автошоу в Нью-Йорке. Модель пополнит палитру вместительных семейных автомобилей казахстанской сборки. Напомним, KIA Carens и Chevrolet Orlando, выпускаемые в Усть-Каменогорске, в числе трех самых покупаемых казахстанцами моделей сегмента.

Кроме того, в феврале 2015 года товаропроводящую сеть «БИПЭК АВТО», насчитывающую 26 городов Казахстана, пополнили шесть собственных филиалов холдинга, открывшихся на территории России. Совместно с ОАО «АВТОВАЗ» компания приступила к дистрибуции, сбыту и послепродажному сервису автомобилей Lada в крупнейших городах Сибири и Урала. Весной начаты продажи в собственных автоцентрах «БИПЭК АВТО» в Барнауле, Новокузнецке, Новосибирске, Омске, Челябинске и Шадринске. Впервые в истории казахстанского бизнеса отечественная компания стала полноправным участником автомобильного рынка России. Как мы помним, попытки экспансии на пространство ТС, анонсированные другими казахстанскими автопроизводителями, успехом не увенчались. Случай «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» — особый. Холдинг пришел в Россию по приглашению крупнейшего локального игрока — альянса Renault—Nissan—AVTOVAZ. Партнеры обеспечат снабжение жителей Сибири и Уральского региона автомобилями казахстанского производства.

Напомним, под эгидой АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» продолжается строительство крупнейшего в Казахстане автопромышленного кластера. Создание мощностей автомобильного производства полного цикла в Усть-Каменогорске (комплекс предприятий по сварке, окраске, сборке автомобилей, а также выпуску автокомпонентов) обеспечит выпуск 120 тыс. автомобилей в год. На сегодня в реализацию крупнейшего российско-казахстанского проекта инвестировано свыше 8 млрд тенге, или 44 млн долларов. По подсчетам инвестора, общий объем капиталовложений в базовые мощности и технопарк по выпуску автокомпонентов достигнет 1 млрд долларов.

Статьи по теме:
Кино

Полный коммерческий метр

Объем кинопроизводства в РК растет, но ограниченный рынок и дефицит финансирования сдерживают переход количества в качество

Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости